- Преподавателю
- Другое
- Доклад Инклюзия и интеграция в образовании
Доклад Инклюзия и интеграция в образовании
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ерифиренко О.Ф. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНКЛЮЗИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Ерифиренко О.Ф.
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 II вида г. Энгельса»
РФ, Саратовская область, г. Энгельс.
Аннотация
В данном докладе рассматриваются особенности инклюзивного и интегрированного обучения.
В статье представлены направления реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка.
В статье обсуждается возможность равного доступа к получению знаний всеми без исключения детьми, независимо от их прежних учебных достижений, социального и экономического статуса. Даны основные элементы инклюзии, выявлены восемь принципов инклюзивного образования. Описаны преимущества инклюзии для детей - инвалидов, в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Описаны главные условия интеграции в России - это приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе, в неприспособленной для них.
В докладе даны плюсы и минусы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются трудности педагогических кадров, которые не могут оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Описаны пути переподготовки педагогических кадров и создание специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе показаны особенности инклюзивного и интегрированного образования в нашей стране.
Предложены варианты развития социальной интеграции. Затрагивается проблема интегрированного и инклюзивного образования, процесс дифференциации внутри образовательной системы и развития интеграционных технологий.
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинство лиц на инвалидов (2006), подписанной РФ в 2008 году.
Развитие инклюзивного образования не возможно без поддержки и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также семей, в которых живут эти дети.
«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей в единой образовательной системе. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной школьной системе. Одна из целей инклюзии состоит в том, что любое образовательное учреждение может создать условия для обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению знаний - необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
-
включение всех детей с различными возможностями в такую школу которую они могли бы выбрать;
-
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
-
дети с особенностями находятся в классах. Соответствующих их возрасту;
-
ситуационно обусловленная взаимодействия и координация ресурсов и методов обучения;
-
эффективность, как стиль работы школы децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
-
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
каждый человек способен чувствовать и думать;
-
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
подлинное образование может осуществляется в контексте реальных взаимоотношений;
-
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
САМЫМ ЛУЧШИМ В ИНКЛЮЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ПРИ УСПЕШНОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ.
Преимущества инклюзии для детей инвалидов весьма существенны:
-
дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;
-
в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможности для социального взаимопонимания со сверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей социальной и коммуникативной сферы;
-
в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии является их пребывание в общеобразовательном учреждении, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котрой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, в неприспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Плюсы:
-
Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
-
Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
-
Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми у них вырабатывается привычка к общению со слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Минусы:
-
Сложности усвоения норм социального поведения.
-
Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье в массовой школе становится одним из многих. Что может быть причиной дискомфорта или стресса.
Практика показывает, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного и инклюзивного обучения не обладает знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, и не владеет специально - педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. В связи с этим возникает необходимость в организации курсов переподготовки педагогических кадров, переоборудования учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей, реформирование школ, что не всегда возможно в современной школе.
То есть учебное заведение, и процесс обучения в нем подстраиваются под нужды и потребности развития ребенка.
Все это ведет к тому, что необходимо создать в общеобразовательном учреждении специальные условия обучения для детей с ОВЗ, а также предоставление ребенку с особыми образовательными потребностями психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД обучающихся;
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Развитие системы инклюзивного и интегрированного образования в нашей стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но профессионального дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемам в развитии при обучении в массовой школе.
Необходимо отметить, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на развитии детей с ОВЗ. А как влияет введение инклюзии и интеграции на учащихся массовых школ.
-
Нахождение детей с ОВЗ в массовой школе влияет на успешность обучения.
-
Дети с особенностями развития и дети из массовой школы получают преимущества при инклюзивном обучении, если используются разнообразные специальные педагогические технологии.
-
В инклюзивном классе дети учатся уважать друг друга, сопереживать, учатся толерантности.
Таким образом, проблема интегрированного и инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального количества людей, представителей различных социальных групп и главное - подрастающего поколения - будущего нации.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесспа в школе не могут существовать.
Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
От того, насколько быстро мы сможем преодолеть процесс дифференциации внутри образовательной системы, и перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации. На пути становления института интегрированного образования одной из главных задач является позитивное трансформирование отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, характеризующегося до настоящего времени негативной направленностью социальных аттитюдов.