К вопросу о системе контроля качества образовательных услуu

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу о системе контроля качества образовательных услуuК вопросу о системе контроля качества образовательных услуг


Евгений Викторович Полонский

Преподаватель

ГАОУ СПО «Орский индустриальный колледж»


Аннотация: В работе автор рассматривает теоретические аспекты контроля качества образовательных услуг в рамках усиления конкуренции на рынке образования. Освещаются основные элементы системы контроля качества образовательных услуг в Российской Федерации.

Ключевые слова: образовательная услуга, система менеджмента качества, аккредитация, внешняя среда, внутренняя среда.

To the question about the system of quality control of educational services

Evgeny Viktorovich Polonsky

Teacher

Orsk industrial College

Annotation: In the article the author considers the theoretical aspects of quality control of educational services in the framework of increased competition in the education market. Covers the basic elements of the system of quality control of educational services in the Russian Federation.

Keywords: educational service, quality management system, accreditation, external environment, internal environment.


Модернизация современной российской экономики немыслима без модернизации отечественной системы образования. Современный этап развития требует совершенно иного подхода к услугам некоммерческого характера. Образование в современном обществе из бесплатной возможности, оплачиваемой государством, превратилось в некий платный товар, точнее услугу. Трансформационные процессы в экономике не обошли стороной и рынок образовательных услуг. Количество операторов и спектр реализуемых образовательных программ на этом рынке становится с каждым годом все больше, а следственно растет уровень конкуренции на рынке услуг профессионального образования. Учебные заведения попали в ранее не известную для них атмосферу, в которой выживать и зарабатывать приходится самостоятельно. Учреждениям профессионального образования пришлось искать инструменты для формирования стратегии развития и ее приспособление к среде функционирования ОУ, таким инструментом явилась система гарантий качества образовательных услуг. Рассмотрим различные подходы к определению понятия «качества образования».

Федеральный закон «Об образовании» принятый в декабре 2012 г трактует качество образования как - комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. [6]

Адамский А.И. в работе «Что такое качество образования?» дает следующее определение: «Качество образования - это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения)» [1]

Кац А.М. определяет качество образования как совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования.

Мальковой В.Н. сформулировано следующее определение «качества образования» - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик.

Исходя из предложенных определений «качества образования» сформулируем понятие «система контроля качества образования» и его определение.

Система контроля качества образования - это группа показателей контроля освоения уровней профессиональной программы подготовки специалистов, включающих оценку формирования профессиональных и общих компетенций, в процессе получения знаний, умений и навыков.

Качество образования тесно связано с систематическим проведением оценки и регулированием, что подразумевает внедрение в учебном заведении культуры оценки, т.е. создание структур, позволяющих осуществлять сбор соответствующей достоверной и надежной информации, чтобы участники учебного процесса могли принимать необходимые решения, направленные на совершенствование работы и улучшение результатов. Это подразумевает внедрение культуры регулирования, культуры автономности, ответственности подотчетности [4].

Рассмотрим основные элементы входящие в состав системы контроля качества образования. В рамках отечественного образования систему контроля качества можно представить следующим образом:

Система контроля качества российских учреждений образования

Сторонний контроль

Собственный контроль

Аудит сторонних компаний

Аудит со стороны государства

Текущий контроль

Промежуточная оценка знаний

Итоговая государственная аттестация выпускников

Государственное лицензирование деятельности ОУ

Государственная аккредитация деятельности ОУ

Мониторинг маркетинговой внутренней и внешней среды организации







Рисунок 1 - Система контроля качества образования в РФ

Изображенная на рисунке 1 схема контроля качества в отечественной системе образования представляет сложную систему контроля, которая включает внутренний (Собственный ККО) и внешний контроль качества образовательных услуг (Собственный и Сторонний ККО). Сформулируем определение этих видов контроля.

I. Собственный ККО - это система показателей, разработанных образовательным учреждением в соответствии с федеральными государственными стандартами, направленных на постоянный мониторинг качества подготовки специалистов включающий в себя текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Одним из важных элементов системы контроля качества на современном этапе развития является мониторинг маркетинговой внешней и внутренней среды образовательного учреждения. Данный мониторинг включает оценку следующих показателей:

1) Внутренняя среда: маркетинг, финансы, персонал, процесс обучения.

2) Внешняя среда подразделяется на макро и микро-среды.

Макроокружение - комплекс факторов внешней среды, оказывающий влияние на организацию, но не поддающиеся влиянию со стороны образовательного учреждения. К данным факторам относятся:

- демографические факторы (рост или снижение рождаемости через определенный период времени достаточно серьезно сказывается на росте или снижении количества абитуриентов, а соответственно и будущих студентов);

- политико-правовые факторы (к данной группе относят изменения в законодательстве, политическая ситуация в стране. Последним важнейшим изменением в законодательной базе повлиявшим на всю систему отечественного образования стало принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации»);

- социально-культурные факторы;

- экономические факторы (к этой группе факторов можно отнести общую экономическую конъюнктуру, в том числе рост или снижение благосостояния населения, что формирует спрос на образовательные услуги в том числе платные.

- факторы научно-технического прогресса (подталкивают образовательные учреждения к постоянному совершенствованию научно-технической базы для подготовки специалистов).

Данные факторы не поддаются влиянию со стороны образовательного учреждения, но влияние этих факторов должно нивелироваться, снижая негативное влияние данных событий.

Другим элементом внешней среды организации является маркетинговая микросреда. Микросреда - это комплекс факторов и событий которые поддаются влиянию со стороны организации. В микросреду образовательного учреждения включаются следующие факторы:

- клиенты (потребителем в данном случае могут быть два различных агента рынка. Если товаром является образовательная услуга, то потребителем будет абитуриент, затем обучающийся, а если товаром является выпускник как квалифицированный специалист, то потребителем будут компании и фирмы которые являются работодателями);

- конкуренты (в современной ситуации, когда образовательные учреждения профессионального образования принимают абитуриентов родившихся в 1995-1999 годы, годы демографического кризиса, конкурентная борьба становится более жесткой, и что бы выжить в этой конкурентной борьбе образовательному учреждению необходимо постоянно повышать качество предоставляемых образовательных услуг, ценовую и коммуникационную политику);

- поставщики;

- посредники;

- контактные аудитории.

II. Сторонний контроль - система мероприятий, осуществляемых министерством образования и науки Российской Федерации и подведомственными ему структурами, а так же сторонними аудиторскими фирмами специализирующимися на аудите качества образовательных услуг, направленными на определение соответствия реализуемых программ федеральным (в некоторых случаях международным) стандартам образования.

Система внешнего контроля качества образовательных услуг входящих в обязательные и осуществляемые органами государственной власти включает:

а) государственное лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению образовательным учреждениям, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [3]

б) государственная аккредитация - это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

Таким образом система контроля качества отечественной системы образования является сложной структурой. Перейдем непосредственно к изучению системы качества подготовки специалистов уровня среднего профессионального образования а именно операционных логистов.

Сформулируем определение среднего профессионального образования (СПО). СПО - это уровень профессионального образования, целью которого являются подготовка специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства, на базе не ниже среднего общего или основного общего образования. Реализация программ среднего профессионального образования в Российской Федерации осуществляется на базе учреждений среднего профессионального образования к которым относятся [6]:

- техникумы - это учреждение среднего профессионального образования, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

- колледжи - это учреждение СПО, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки [2].

Все из перечисленных образовательных учреждений относятся к группе средне-специальных учебных заведений (ССУЗы).

На сегодняшний день сфера СПО является динамично развивающейся отраслью системы отечественного образования. Растет количество реализуемых программ учреждениях сферы среднего профессионального образования.

По организационно-правовым формам выделяют следующие образовательные учреждения СПО:

- государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГБОУ СПО);

- государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГАОУ СПО);

- негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО);

- автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Контроль качества деятельности учреждения среднего профессионального образования на современном этапе возложен на министерства образования субъектов Российской Федерации. Данная структура осуществляет как текущий контроль качества образовательной деятельности учреждения, так и раз в пять лет проводит аккредитацию. Аккредитация деятельности учреждения среднего профессионального образования (как один из важных инструментов контроля качества образовательных услуг) осуществляется на основании следующих документов:

- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации

- Постановление №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

- Приказ Минобрнауки России от 20.02.2012 № 123 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

- Приказ Минобрнауки России от 18.09.2012 № 729 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации»

- Приказ Минобрнауки России от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении форм свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также требований к указанным документам»

- Приказ Рособрнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования и среднего профессионального образования»

Одной из перспективных специальностей на базе СПО является специальность 080214 «Операционная деятельность в логистике». В Оренбургской области данная образовательная программа реализуется в ГАОУ СПО «Орский индустриальный колледж». Рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт по данной специальности. Данный образовательный стандарт утвержден приказом министра образования и науки РФ №988 от 5 октября 2010 г. [5].

Таблица 1 - Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация

Образовательная база приема

Наименование квалификации базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Операционный логист

1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования

2 года 10 месяцев*

Кто такой операционный логист? Это специалист, который должен решать вопросы, связанные с оптимизацией различных рабочих процессов (снабжения, складирования, распределения, транспортировки и т.д.).

Исходя из требований ФГОС по специальности и сформулированного определения операционный логист, подготовка которого ведется в учреждении среднего профессионального образования должен быть готов к следующим видам деятельности:

- планирование и организация логистического процесса в организациях (в подразделениях) различных сфер деятельности;

- управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении;

- оптимизация ресурсов организации (подразделения), связанных с управлением материальными и нематериальными потоками;

- оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций.

Входе подготовки специалист должен овладеть различными общими и профессиональными компетенциями, контроль за формированием которых является одним из важнейших составляющих оценки качества подготовки современного специалиста. В федеральном государственном образовательном стандарте определено 10 общих компетенций и 4 группы профессиональных[5]:

1. Планирование и организация логистического процесса в организациях (в подразделениях) различных сфер деятельности (ПК1.1-1.5);

2. Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении (ПК 2.1-2.4);

3. Оптимизация ресурсов организации (подразделений), связанных с управлением материальными и нематериальными потоками (ПК 3.1-3.4);

4. Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций (ПК 4.1-4.4).

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту для контроля качества предоставляемых образовательных услуг должны быть применены следующие инструменты:

- текущий контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговая государственная аттестация.

На сегодняшний день в ГАОУ СПО «Орский индустриальный колледж» процесс разработки программ аттестации практически завершен. Разработаны программы аттестации по всем дисциплинам (текущий и промежуточный контроль) и программы государственной аттестации. На этап завершения вышел процесс разработки учебно-методических комплексов, которые позволяют оценить соответствие реализации программ федеральному стандарту.

На данном этапе педагогам необходимо разработать уникальные для данной специальности методики, позволяющие быстро и точно определить качество подготовки специалистов в области логистики. Таким образом главной целью «Орского индустриального колледжа» является разработка системы критериев и показателей оценки качества формирования профессиональных компетенций т.е. подготовки специалиста как по отдельным профессиональным модулям так и в целом.

Библиографический список


1) Адамовский А.И. Что такое качество образования? / А.И. Адамовский - М. : Эврика, 2009. - 272 с.

2) Официальный сайт компании «Гарант». - Точка доступа: edu.garant.ru/education/ guide/ vocational/ 6_3

3) Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Точка доступа: obrnadzor.gov.ru/ru/activity/ main_directions/ licensing

4) Саховский, Д.А. Контроль как средство оценки качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования : [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь: РГБ, 2006

5) Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 080214 «Операционная деятельность в логистике».

6) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

© 2010-2022