- Преподавателю
- Другое
- Классный час Конституция РФ в жизни общества и государства с участием учителя истории
Классный час Конституция РФ в жизни общества и государства с участием учителя истории
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдулжалимова Е.Б. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
10
Тема: Конституция РФ в жизни общества и государства.
Цели:
- образовательная:
-
дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России;
-
выявить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
-
закрепить представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»;
-
продолжить формирование у школьников гражданственности и патриотизма.
- развивающая:
-
продемонстрировать практическое применение ИКТ;
-
формы организации деятельности учащихся;
-
продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками и текстом Конституции РФ.
-
уметь находить информацию и отвечать на вопросы, предлагаемые учителем.
- воспитательная:
-
привитие интереса к предмету;
-
формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.
Форма проведения: комбинированное занятие, с использованием групповой, коллективной и индивидуальной формы работы (дискуссия).
Оборудование: текст Конституции РФ, проектор, экран, компьютер, ноутбуки, слайды (составленные в программе Power-Point), плакаты, политическая карта РФ, музыкальный центр, видеоряд.
Основные понятия: Конституция РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, права, обязанности, гражданин, патриот.
Ход мероприятия
Эпиграф: «Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется!» Л. Берне (1786-1837, немецкий публицист)
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
Звучит гимн России.
Учитель музыки: После прослушивания гимна проводит блиц-опрос по гимну:
-
Что такое гимн? /торжественная песня
-
Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 г.?/музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»
-
Кто автор и композитор второго гимна СССР? /музыка А.Александрова, авторы текста С. Михалков и Габриэль Эль-Регистан
-
Государственный гимн с 1917 по 1945 г. / «Интернационал» - международный пролетарский гимн.
-
Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 г./ «Боже, царя храни!»
Слайд № 1 «ГИМН»
Учащиеся рассказывают историю гимна России:
О ГИМНЕ РОССИИ
-
ГИМН - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
-
Со слов «Боже, царя храни!» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления - 18 декабря 1833 года. В 1917 году его на короткое время сменила «Марсельеза» бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» (слушание музыки).
-
За ней последовал «Интернационал» в 1918 году с его «Вставай, проклятьем заклейменный». А в 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн большевиков» со словами С. Михалкова и Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных» (слушание музыки).
-
Первый гимн современной России появился в 1990 году на музыку М. Глинки. Это была мелодия, т.к. текст к нему так и не смогли написать (слушание музыки).
-
Спустя 10 лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая рекомендовала принять с учетом опроса общественного мнения в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. С. Михалков написал новый текст к музыке А.Александрова, который и исполняется по сей день.
Слайд № 2 «ФЛАГ»
Выступление ученика:
В 2005 г. Флаг России отмечал 300-летие. В далеком 1705 г. по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Наш флаг - триколор. Белый - мир, чистота совести; синий - небо, верность, правда; красный - огонь и отвага.
Слайд № 3 «ГЕРБ»
Выступление ученика:
Вообще-то, гимн, флаг и герб - символы государства. Центральную часть герба занимает большой двуглавый орел. В древности орел считался самой большой летающей птицей, поэтому образ символизирует сильную власть.
Учитель истории: Российские символы олицетворяют красоту, справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь, простоту и открытость.
Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 г. и одобрены Советом Федераций 20 декабря 2000 г. что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане.
Слайд № 4-5 «Законодательные органы власти»
Учитель: в главе 5 Конституции РФ в ст. 94 сказано: Федеральное Собрание, Парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.
Слайд № 6 «Федеральное Собрание»
Слайд № 7 «Схема Федерального собрания»
Слайд № 8,9
Первоначально закон принимается депутатами ГД, затем рассматривается Советом Федерации. Потом закон поступает на подпись к Президенту. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, очень ответственно.
Как вы думаете, какими качествами должны обладать депутаты ГД? (выступление гостей).
Слайд № 10 ( Л. Берне)
Учитель музыки: Обратите внимание на высказывание Л. Берне. Что может сделать молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства? Сейчас вы объединитесь в группы и разработаете программы саморазвития «Моя гражданская позиция» по направлениям: «Я - гражданин России», «Я - успешный ученик», «Я - достойный житель своего города», «Я - человек демократического общества», «Я - толерантная личность». Сразу оговорюсь: мы провели соц. опрос среди ребят, находящихся в летнем подростковом спортивно-оздоровительном клубе «Мечта» на территории нашей школы. Интересно, совпадут ли ваши гражданские позиции. Пока вы будете выполнять задание, мы заслушаем сообщения учащихся об истории Конституции РФ.
Слайд № 11-12 «Конституция»
Выступление учащихся:
№ 1 (История принятия Конституции)
Мы в беззаконье долго жили.
Так было раньше, испокон.
Но как-то в зиму подарили
Нам власти основной закон.
Идет он в 21-ым веком
И демонстрирует свой нрав.
№ 2
Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития Конституционного строя в России. С середины 19 века начинается медленный процесс вызревания Конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия 19 века была еще не готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. В годы правления Александра III развитие Конституционного строя было остановлено.
№ 3
Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале 20 века в годы правления последнего императора Николая II.
17 октября 1905 года Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти - Государственную Думу.
№ 4
Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 года произошел октябрьский переворот повлекший приход большевиков к власти.
В 1918 году большевики принимают первую советскую Конституцию, после которой еще 3 - в 1924,1936, 1977 годах.
Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.
№ 5 (История принятия Конституции РФ 1993)
Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. Долго обсуждались различные проекты основного закона. Представитель законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Много было сторонников того, чтобы продолжало действовать прежняя Конституция, по духу своему оставшаяся советской социалистической. Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции России.
12 декабря 1993 года большинство принявших участие в голосовании, одобрили представленный на референдум проект Конституции.
Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Наша страна перестала быть социалистической и советской. Закончился исторический период, начавшийся в октябре 1917 года залпом крейсера «Аврора» и штурмом Зимнего дворца.
Была принята первая демократическая Конституция в истории России.
№ 6 (После истории создания Конституции РФ 1993)
Наша Родина богата - Конституция сильна
И от всех защищена ситуаций неприятных.
Все решают деликатно без излишней суеты Конституции статьи.
Бережет порядок, сон - Конституции закон.
Слайд № 13 «Основные черты Конституции»
-
ИМЕЕТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ,
-
ОБЛАДАЕТ ПРЯМЫМ ДЕЙСТВИЕМ,
-
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОСТОЯНСТВОМ,
-
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
В ГОСУДАРСТВЕ КОНСТИТУЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВОВУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ.
Слайд № 14 «Конституция РФ и СССР»
-
10 июня 1918 г. Первая Русская Конституция.
-
31 января 1924 г. Конституция РСФСР
-
5 декабря 1936 г. Первая Конституция СССР
-
7 октября 1977 г. Вторая Конституция СССР
12 декабря 1993 г. Конституция РФ
Учитель истории: Конституция от 12 декабря 1993 г. - это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу, где говориться об уважении к Отечеству и необходимости процветания и благополучия России.
Ученик: зачитывает преамбулу Конституции.
Учитель истории: Конституция состоит из двух разделов, 9 глав и 137 статей. Мне интересно, знаете ли вы статьи Конституции, которые закрепляют наши политические, экономические, социальные и культурные права. Сможете ли вы достойно ответить на вопросы корреспондента газеты?!
Ученики работают в группах по источнику (Конституция РФ).
Учитель музыки: Сегодня много мероприятий по городу, но к нам все-таки успела зайти корреспондент газеты «Юность Дагестана». Вам слово, Лаура.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (ДЕЛОВАЯ ИГРА) К 20-летию Конституции РФ
(текст прилагается)
Слайд № 15-16 «Клятва на Конституции» (+видео)
Слайд № 17-18 «Моя гражданская позиция»
Учитель музыки: Ну, что ж. Сейчас лидеры групп озвучат программы саморазвития по направлению «Моя гражданская позиция». А мы будем параллельно просматривать слайды ваших оппонентов, либо ваших единомышленников.
Слайд № 19-23
«Я - гражданин России»
-
Я - ЧЕЛОВЕК С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ.
-
Я ЗНАЮ ИСТОРИЮ МОЕЙ СТРАНЫ.
-
Я ЗНАЮ СТРУКТУРУ. ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ СТРАНЫ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
«Я - успешный ученик»
-
Я УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, УМЕЮ ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ.
-
У МЕНЯ ЕСТЬ ЦЕЛЬ И Я ЗНАЮ, КАК ЕЕ ДОСТИЧЬ.
-
Я ВЛАДЕЮ КОМПЬЮТЕРОМ И ИНТЕРНЕТОМ.
«Я - достойный житель своего города»
-
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ.
-
Я СОБЛЮДАЮ ЧИСТОТУ В СОЕМ РАЙОНЕ.
-
Я УЧАСТВУЮ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ СВОЕГО КРАЯ.
«Я - человек демократического общества»
-
Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА, УЧУСЬ ИХ ЗАЩИЩАТЬ И УВАЖАЮ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
-
Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР В КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.
«Я - толерантная личность».
-
Я УМЕЮ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ.
-
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ И СОПЕРЕЖИВАТЬ, ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ.
-
Я УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО СОТРУДНИЧАТЬ В КОМАНДЕ.
Учитель музыки: Здорово. Как мы и предполагали - молодежь нашего города едина в своей гражданской позиции по всем направлениям. Мы гордимся вами, ребята!
Учитель истории: Гражданская позиция - это системное, личное образование, имеющее свою целостную динамическую функциональную структуру, определяющее саморегуляцию, поведение личности в обществе и общественную направленность ее деятельности. Что же относится к основным обязанностям граждан России?
-
СОБЛЮДАТЬ КОНСТИТУЦИЮ И ЗАКОНЫ РФ.
-
УВАЖАТЬ ПРАВА И СВОБОДЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
-
ЗАЩИЩАТЬ ОТЕЧЕСТВО.
-
ПЛАТИТЬ НАЛОГИ.
-
СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
-
ЗАБОТИТЬСЯ О ДЕТЯХ, ИХ ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И Т.Д.
-
ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
ГРАЖДАНИН - ЭТО ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ КОТОРОГО НАПРАВЛЕНЫ НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА, НА БЛАГО СВОЕГО НАРОДА.
А теперь - викторина «Лучший знаток статей Конституции РФ». Вы работаете индивидуально на компьютерах.
Учитель музыки: А мы слушаем авторское четверостишие о Конституции Сунгуровой Лауры.
Свободу, равенство и право,
Спокойный труд и мирный сон
Нам гарантирует держава, ее незыблемый закон.
Врагам свой посох не оставим!
В день Конституции страны Россию нашу свято славим.
И верим: с нею мы сильны!
-
Подведение итогов мероприятия. Награждение лучших знатоков Конституции РФ.