• Преподавателю
  • Другое
  • Классный час Конституция РФ в жизни общества и государства с участием учителя истории

Классный час Конституция РФ в жизни общества и государства с участием учителя истории

В целях: üдать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России;üвыявить, почему Конституция РФ является основным законом государства;üзакрепить представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»;üпродолжить формирование у школьников гражданственности и патриотизма было подготовлено мероприятие. Эпиграф: «Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется!» Л. Берне (1786-1837, немецкий публицист) выбран мною был не случайно. Хотелос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Тема: Конституция РФ в жизни общества и государства.

Цели:

- образовательная:

  • дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России;

  • выявить, почему Конституция РФ является основным законом государства;

  • закрепить представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»;

  • продолжить формирование у школьников гражданственности и патриотизма.

- развивающая:

  • продемонстрировать практическое применение ИКТ;

  • формы организации деятельности учащихся;

  • продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками и текстом Конституции РФ.

  • уметь находить информацию и отвечать на вопросы, предлагаемые учителем.

- воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;

  • формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.

Форма проведения: комбинированное занятие, с использованием групповой, коллективной и индивидуальной формы работы (дискуссия).

Оборудование: текст Конституции РФ, проектор, экран, компьютер, ноутбуки, слайды (составленные в программе Power-Point), плакаты, политическая карта РФ, музыкальный центр, видеоряд.

Основные понятия: Конституция РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, права, обязанности, гражданин, патриот.

Ход мероприятия

Эпиграф: «Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется!» Л. Берне (1786-1837, немецкий публицист)

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Звучит гимн России.

Учитель музыки: После прослушивания гимна проводит блиц-опрос по гимну:

  1. Что такое гимн? /торжественная песня

  2. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 г.?/музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

  3. Кто автор и композитор второго гимна СССР? /музыка А.Александрова, авторы текста С. Михалков и Габриэль Эль-Регистан

  4. Государственный гимн с 1917 по 1945 г. / «Интернационал» - международный пролетарский гимн.

  5. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 г./ «Боже, царя храни!»

Слайд № 1 «ГИМН»

Учащиеся рассказывают историю гимна России:

О ГИМНЕ РОССИИ

  1. ГИМН - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

  2. Со слов «Боже, царя храни!» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления - 18 декабря 1833 года. В 1917 году его на короткое время сменила «Марсельеза» бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» (слушание музыки).

  3. За ней последовал «Интернационал» в 1918 году с его «Вставай, проклятьем заклейменный». А в 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн большевиков» со словами С. Михалкова и Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных» (слушание музыки).

  4. Первый гимн современной России появился в 1990 году на музыку М. Глинки. Это была мелодия, т.к. текст к нему так и не смогли написать (слушание музыки).

  5. Спустя 10 лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая рекомендовала принять с учетом опроса общественного мнения в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. С. Михалков написал новый текст к музыке А.Александрова, который и исполняется по сей день.

Слайд № 2 «ФЛАГ»

Выступление ученика:

В 2005 г. Флаг России отмечал 300-летие. В далеком 1705 г. по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Наш флаг - триколор. Белый - мир, чистота совести; синий - небо, верность, правда; красный - огонь и отвага.

Слайд № 3 «ГЕРБ»

Выступление ученика:

Вообще-то, гимн, флаг и герб - символы государства. Центральную часть герба занимает большой двуглавый орел. В древности орел считался самой большой летающей птицей, поэтому образ символизирует сильную власть.

Учитель истории: Российские символы олицетворяют красоту, справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь, простоту и открытость.

Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 г. и одобрены Советом Федераций 20 декабря 2000 г. что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане.

Слайд № 4-5 «Законодательные органы власти»

Учитель: в главе 5 Конституции РФ в ст. 94 сказано: Федеральное Собрание, Парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Слайд № 6 «Федеральное Собрание»

Слайд № 7 «Схема Федерального собрания»

Классный час Конституция РФ в жизни общества и государства с участием учителя истории

Слайд № 8,9

Первоначально закон принимается депутатами ГД, затем рассматривается Советом Федерации. Потом закон поступает на подпись к Президенту. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, очень ответственно.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать депутаты ГД? (выступление гостей).

Слайд № 10 ( Л. Берне)

Учитель музыки: Обратите внимание на высказывание Л. Берне. Что может сделать молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства? Сейчас вы объединитесь в группы и разработаете программы саморазвития «Моя гражданская позиция» по направлениям: «Я - гражданин России», «Я - успешный ученик», «Я - достойный житель своего города», «Я - человек демократического общества», «Я - толерантная личность». Сразу оговорюсь: мы провели соц. опрос среди ребят, находящихся в летнем подростковом спортивно-оздоровительном клубе «Мечта» на территории нашей школы. Интересно, совпадут ли ваши гражданские позиции. Пока вы будете выполнять задание, мы заслушаем сообщения учащихся об истории Конституции РФ.

Слайд № 11-12 «Конституция»

Выступление учащихся:

№ 1 (История принятия Конституции)

Мы в беззаконье долго жили.

Так было раньше, испокон.

Но как-то в зиму подарили

Нам власти основной закон.

Идет он в 21-ым веком

И демонстрирует свой нрав.

№ 2

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития Конституционного строя в России. С середины 19 века начинается медленный процесс вызревания Конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия 19 века была еще не готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. В годы правления Александра III развитие Конституционного строя было остановлено.

№ 3

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале 20 века в годы правления последнего императора Николая II.

17 октября 1905 года Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти - Государственную Думу.

№ 4

Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 года произошел октябрьский переворот повлекший приход большевиков к власти.

В 1918 году большевики принимают первую советскую Конституцию, после которой еще 3 - в 1924,1936, 1977 годах.

Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.

№ 5 (История принятия Конституции РФ 1993)

Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. Долго обсуждались различные проекты основного закона. Представитель законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Много было сторонников того, чтобы продолжало действовать прежняя Конституция, по духу своему оставшаяся советской социалистической. Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции России.

12 декабря 1993 года большинство принявших участие в голосовании, одобрили представленный на референдум проект Конституции.

Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Наша страна перестала быть социалистической и советской. Закончился исторический период, начавшийся в октябре 1917 года залпом крейсера «Аврора» и штурмом Зимнего дворца.

Была принята первая демократическая Конституция в истории России.

№ 6 (После истории создания Конституции РФ 1993)

Наша Родина богата - Конституция сильна

И от всех защищена ситуаций неприятных.

Все решают деликатно без излишней суеты Конституции статьи.

Бережет порядок, сон - Конституции закон.

Слайд № 13 «Основные черты Конституции»

  • ИМЕЕТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ,

  • ОБЛАДАЕТ ПРЯМЫМ ДЕЙСТВИЕМ,

  • ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОСТОЯНСТВОМ,

  • ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

В ГОСУДАРСТВЕ КОНСТИТУЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВОВУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ.

Слайд № 14 «Конституция РФ и СССР»

  • 10 июня 1918 г. Первая Русская Конституция.

  • 31 января 1924 г. Конституция РСФСР

  • 5 декабря 1936 г. Первая Конституция СССР

  • 7 октября 1977 г. Вторая Конституция СССР

12 декабря 1993 г. Конституция РФ

Учитель истории: Конституция от 12 декабря 1993 г. - это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу, где говориться об уважении к Отечеству и необходимости процветания и благополучия России.

Ученик: зачитывает преамбулу Конституции.

Учитель истории: Конституция состоит из двух разделов, 9 глав и 137 статей. Мне интересно, знаете ли вы статьи Конституции, которые закрепляют наши политические, экономические, социальные и культурные права. Сможете ли вы достойно ответить на вопросы корреспондента газеты?!

Ученики работают в группах по источнику (Конституция РФ).

Учитель музыки: Сегодня много мероприятий по городу, но к нам все-таки успела зайти корреспондент газеты «Юность Дагестана». Вам слово, Лаура.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (ДЕЛОВАЯ ИГРА) К 20-летию Конституции РФ

(текст прилагается)

Слайд № 15-16 «Клятва на Конституции» (+видео)

Слайд № 17-18 «Моя гражданская позиция»

Учитель музыки: Ну, что ж. Сейчас лидеры групп озвучат программы саморазвития по направлению «Моя гражданская позиция». А мы будем параллельно просматривать слайды ваших оппонентов, либо ваших единомышленников.

Слайд № 19-23

«Я - гражданин России»

  • Я - ЧЕЛОВЕК С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

  • Я ЗНАЮ ИСТОРИЮ МОЕЙ СТРАНЫ.

  • Я ЗНАЮ СТРУКТУРУ. ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ СТРАНЫ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

«Я - успешный ученик»

  • Я УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, УМЕЮ ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ.

  • У МЕНЯ ЕСТЬ ЦЕЛЬ И Я ЗНАЮ, КАК ЕЕ ДОСТИЧЬ.

  • Я ВЛАДЕЮ КОМПЬЮТЕРОМ И ИНТЕРНЕТОМ.

«Я - достойный житель своего города»

  • Я ЛЮБЛЮ СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ.

  • Я СОБЛЮДАЮ ЧИСТОТУ В СОЕМ РАЙОНЕ.

  • Я УЧАСТВУЮ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ СВОЕГО КРАЯ.

«Я - человек демократического общества»

  • Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА, УЧУСЬ ИХ ЗАЩИЩАТЬ И УВАЖАЮ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

  • Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР В КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

«Я - толерантная личность».

  • Я УМЕЮ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ.

  • Я УМЕЮ СЛУШАТЬ И СОПЕРЕЖИВАТЬ, ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ.

  • Я УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО СОТРУДНИЧАТЬ В КОМАНДЕ.

Учитель музыки: Здорово. Как мы и предполагали - молодежь нашего города едина в своей гражданской позиции по всем направлениям. Мы гордимся вами, ребята!

Учитель истории: Гражданская позиция - это системное, личное образование, имеющее свою целостную динамическую функциональную структуру, определяющее саморегуляцию, поведение личности в обществе и общественную направленность ее деятельности. Что же относится к основным обязанностям граждан России?

  • СОБЛЮДАТЬ КОНСТИТУЦИЮ И ЗАКОНЫ РФ.

  • УВАЖАТЬ ПРАВА И СВОБОДЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

  • ЗАЩИЩАТЬ ОТЕЧЕСТВО.

  • ПЛАТИТЬ НАЛОГИ.

  • СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

  • ЗАБОТИТЬСЯ О ДЕТЯХ, ИХ ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И Т.Д.

  • ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ГРАЖДАНИН - ЭТО ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ КОТОРОГО НАПРАВЛЕНЫ НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА, НА БЛАГО СВОЕГО НАРОДА.

А теперь - викторина «Лучший знаток статей Конституции РФ». Вы работаете индивидуально на компьютерах.

Учитель музыки: А мы слушаем авторское четверостишие о Конституции Сунгуровой Лауры.

Свободу, равенство и право,

Спокойный труд и мирный сон

Нам гарантирует держава, ее незыблемый закон.

Врагам свой посох не оставим!

В день Конституции страны Россию нашу свято славим.

И верим: с нею мы сильны!

  1. Подведение итогов мероприятия. Награждение лучших знатоков Конституции РФ.





© 2010-2022