• Преподавателю
  • Другое
  • Историко-научный компонент как фактор усиления общекультурной направленности общего образования

Историко-научный компонент как фактор усиления общекультурной направленности общего образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историко-научный компонент как фактор усиления общекультурной направленности общего образования.

Учитель биологии и географии ГБОУ лицей №384 Осокина Н.В.

В основу современного образования положен принцип гуманизации, предполагающий создание такой образовательной системы, которая отвечает гуманным ценностям и идеалам. Одним из важнейших средств этого принципа является формирование знаний и опыта интеллектуальной деятельности, а также приобщение к культурным и историческим ценностям. Следовательно, учащийся должен адаптироваться к социуму и вписаться в пространство культуры, освоить её смысл и ценности.

Широта образования должна достигаться за счёт объединения гуманитарного и естественнонаучного образования.

Являясь взаимодополняющими составляющими единого процесса, образование и культура в ходе истории дифференцировались, что привело к расслоению единого культурно - образовательного пространства. Этим обусловлено разделение их функций: образование отвечает за интеллектуальную сферу, а культура - за духовные ценности. В результате в образовании произошёл разрыв с единым культурным полем, сейчас понятие «образованный человек» становится синонимом понятия «информированный человек» и расходится с понятием «культурный человек».

Главным в общекультурной направленности образования видится восстановление баланса между историческим и современным компонентами знаний, приобретаемых обучающимися, что способствует развитию личностной сферы учащихся и мотивации их учебной деятельности.

Методологической основой современного образования является концепция современного человека как человека культуры; концепция рассмотрения содержания образования с культурных позиций; общенаучные принципы системности и комплексности; такие основополагающие идеи развития образования, как идеи гуманизации, гуманитаризации, культуро - и природосообразности.

Концепция обучения любому предмету базируется на методологических основах соответствующей науки. Под общекультурным потенциалом мы понимаем комплекс средств данной науки, благодаря которому происходит насыщение личности социокультурными ценностями, направленными на превращение богатства человеческой истории во внутренние богатства личности, на всемерное выявление и развитие сил человека и активизацию развития духовной культуры личности.

История - это основа раскрытия специфики любого предмета. Она предстаёт перед изучающим предмет своим результатом, в котором отражается вся совокупность знаний и продуктов деятельности человека, касающейся предмета. Собственная роль учащегося в период обучения и воспитания сводится к усвоению суммы предметов.

Для каждого ребёнка интересна история - описание событий и опыта из жизни предшественников. Поэтому история изначально становится понятной для учащихся. В этой связи мы обращаем внимание на историю того или иного предмета и подчёркиваем, что «история» и «принцип историзма» связаны между собой, но не являются тождественными истории развития того или иного предмета.

Сущность историзма в том, что он, как общенаучный метод познания ,требует рассматривать любое явление в контексте его связей с другими явлениями рядоположенными (открытие закона), так и с явлениями более высокого (социального) и более низкого (нормативного) порядка.

Принцип историзма конкретизируется двумя положениями:1) наука выступает в качестве фактора человеческой истории, и в том, что она связана с другими социальными факторами исторического процесса - развитием производительных сил, религией, идеологией и др., история как бы рождается наукой;2)сама наука является продуктом истории.

Методика приобщения к ценностям:

1)Развитие творческих способностей учащихся;

2)Мотивация и активизация познавательной деятельности;

3)Формирование мировоззрения;

4)Формирование определённых качеств личности: творческой инициативы, исследовательских умений и др.

Условия применения историко - научного компонента:

1)Исторические сведения, доступные для усвоения, должны быть органично связаны с программным материалом, углублять и конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса.

2) Необходимость ознакомления учащихся с тенденциями развития современной науки, сущностью её процессов.

3)Соответствующее место должен находить материал, знакомящий с жизнью родного края и его людьми. При этом все примеры и факты должны быть систематизированы и рационально регламентированы.

Историко - научный компонент охватывает широкий круг взаимодействия человека с природой, с окружающей средой.

Раскрытие историко - научного материала эффективно, если:

1)В процессе обучения рассказывается о тех фактах, которые считаются основополагающими, и связаны с программой школьного курса.

2)Материал излагается так, чтобы побудить учащихся к анализу фактов и формулированию выводов.

3)Ребята учатся самостоятельно систематизировать научно - исторические знания.

Развитие кругозора учащихся можно реализовать через знакомство с биографиями учёных, желательно сказать и о тех из них, кто был слишком далёк от запросов практики, кто делал то, что его влекло и что лучше всего у них получалось. Полезно подчеркнуть гуманную направленность открытию, а также остановится на том, какие качества позволили учёному прийти к важному открытию.

Нельзя уйти от рассмотрения человеческого фактора в происходивших технологических авариях, катастрофах и той ответственности, которая возлагается на учёных. Учащимся становится понятно то, как сложен окружающий мир, каких значительных усилий требует его освоение и как важно думать о последствиях своей работы.

Учитель в своей работе должен прослеживать исторические тенденции слияния квалификационных характеристик специалистов разных профессий: современный исследователь подчас решает инженерные задачи, а инженерам приходится осуществлять исследовательскую деятельность.

Говоря о историко - научном подходе к анализу развития науки, необходимо оценить его роль в прогрессе общества. В то же время решение проблемных вопросов при коллективном подходе через обсуждение позволяет понять учащимся принцип взаимодействия людей, и ту роль, которую играют получаемые ими знания.



© 2010-2022