- Преподавателю
- Другое
- Технологическая карта урока по ОП. 05 Гигиена и экология человека для студентов СПО АМК +ЛЕКЦИЯ
Технологическая карта урока по ОП. 05 Гигиена и экология человека для студентов СПО АМК +ЛЕКЦИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тулинова Ю.В. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
Технологическая карта лекционного занятия № 1
Дата проведения ___________
Дисциплина ОП.05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Специальность 33.02.01 Фармация
Курс 1, 2 Семестр 1
Группы: ____________________________
Количество часов 2
Место проведения лекционный зал ___
Преподаватель Тулинова Ю.В.
Введение.
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы и перспективы развития экологии и гигиены
Мотивация изучения темы:
Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда здоровых условий и образа жизни человека, питания, физической культуры и предупреждения болезней.
Великий древнегреческий врач Гиппократ, в своих трактатах «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях» изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека.
Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) - здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) - здоровье.
Оба термина «гигиена» и «санитария» сохранились в современной профилактической медицине. Традиционно термин «гигиена» используется как название гигиенической науки. Термин «санитария» отражает практическую реализацию, надзор за выполнением гигиенических норм и правил.
В древнегреческой мифологии находим еще одно толкование термина «гигиена». У Асклепия (бога врачебного искусства) была дочь Гигиея - богиня здоровья. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства, где изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей.
Греческие писатели - философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании. Стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д.
Наследниками культурных богатств греков являлись, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие.
Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения полей и садов.
Период средних веков (VI - XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.
Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн. человек.
Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) «Канон медицины», изданное в XI в.
Эпоха возрождения (XV - XVI в.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный тракт итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.
История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60 -70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.
В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.
Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., замощение улиц в Пскове произошло в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.
Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.
Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно - медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842 - 1889) . Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый российский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции, Петербургского и губернского земства.
В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавил Ф.Ф. Эрисман. Широкой известностью пользуются его труды по школьной, профессиональной гигиене и гигиене питания. С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.
В Москве Ф.Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развивалась. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена.
В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Н.А. Семашко - первый нарком здравоохранения, А. И. Сысин, А. А. Летавет, Г. В. Хлопин, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, Ф. Г. Кротков, С. Н. Черкинский, В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.
Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Подобно всем другим областям знания экология развивалась с давних времен. В трудах Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержатся сведения явно экологического характера. Основы современных постулатов экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) об опасности перенаселения планеты Земля и в труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).
Само же определение науки дал в 1868 г. немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В книгах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история происхождения» он предложил название «экология» для одной из отраслей зоологии, изучающей целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой.
Слово «экология» образовано от греческого «oikos», что значит «дом» или «жилище».
Цели занятия:
Учебные, знать:
- Взаимосвязь экологии и гигиены с другими предметами, изучающими живую и неживую природу;
- основные определения и понятия: экология, гигиена, факториальная экология;
- основные определения и понятия биосфера, ноосфера, абиотический, биотический и антропогенные факторы.
- Основные положения гигиены;
- роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду;
- знать основные методы гигиенических исследований, иметь понятие гигиеническом нормировании;
- знать структуру Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), виды деятельности;
- влияние природных и антропогенных факторов на здоровье населения;
- краткую историю возникновения гигиены и экологии человека.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные (формулируются с учетом компетентностного подхода):
-
содействовать формированию специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии;
-
содействовать развитию чувства профессиональной ответственности за результаты своего труда;
-
формировать привычку оказать помощь коллегам;
-
осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе
-
воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
Развивающие (формулируются с учетом компетентностного подхода):
-
формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу.
-
способствовать развитию мышления и памяти у студентов;
-
развивать умение сравнивать, анализировать;
-
развивать наблюдательность и внимание;
-
формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу.
Образовательные технологии:
-
рейтинговая технология
-
личностно-ориентированная технология;
-
здоровье сберегающая технология
-
информационно-коммуникационная технология.
Методы и приемы обучения:
-
информационно-сообщающий,
-
репродуктивный,
-
проблемный.
Средства обучения:
-
лекционный материал;
-
технические средства обучения: мультимедийные презентации
Интеграционные связи: Межпредметные и внутрипредметные связи:
-
биология, анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, химия
Основные этапы занятия: (с указанием хронометража):
1.
Организационный момент
5
2.
Объяснение нового материала
70
3.
Закрепление нового материала
10
4.
Задание на дом
5
Ход занятия
1. Орг. момент: Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.
2. Объяснение нового материала:
а) введение Постановка целей, начальная мотивация.
Преподаватель формулирует тему лекционного занятия. Проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы:
1. История возникновения экологии, гигиены, основные положения гигиены и санитарии.
2. Значение гигиены в деятельности аптечных работников.
3. Роль гигиены и экологии в системе наук изучающих природу, живые организмы и их взаимодействие.
4. Взаимосвязь экологии и гигиены с другими предметами, изучающими живую и неживую природу.
5. Основные определения и понятия: экология, гигиена, факториальная экология.
6. Биосфера, ноосфера, абиотический, биотический и антропогенные факторы.
б) основная часть: Преподаватель последовательно излагает материал включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению согласно плану лекции, дает основные термины, определения, которые студенты последовательно записывают. В ходе занятия преподаватель задает вопросы. Материал лекции прилагается к технокарте.
в) заключение: Преподаватель проводит заключительный итог изложенному материалу. Обобщает и систематизирует полученный материал во время занятия.
3. Закрепление материала изложенного материала проводится преподавателем по ходу ведения всего занятия вопросами с просьбой охарактеризовать, перечислить, назвать, вспомнить из пройденного на других предметах материала.
4. Задание на дом:
1. Подготовка информационного сообщения:
«Становление гигиены, как науки в России».
2. Работа с дополнительными источниками информации с оформлением результатов в виде информационного сообщения по вопросам:
- Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природу, живые организмы и их взаимодействие.
- Основные определения и понятия: экология человека, санитария, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.
Литература:
-
Пивоваров, Ю. П. Гигиена и основы экологии человека. / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич. - М.: Академия, 2014, стр. 7-19;
-
Трушкина, Л. Ю. Гигиена и экология человека: учебное пособие / Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова-Ростов н/Д.: Феникс, 2005, стр. 8-37
-
Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007, стр. 4-19
Преподаватель Тулинова Ю.В. ________________________