- Преподавателю
- Другое
- Сочинение по картине Т. Яблонской
Сочинение по картине Т. Яблонской
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бугаева И.В. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро».
Тип урока: развитие речи
Цели урока:
Образовательные:
-
продолжить работу над описанием интерьера;
-
собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки;
-
выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку;
-
написать сочинение
Развивающие:
-
развивать навыки монологической речи;
-
развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;
-
совершенствовать навыки описания произведений живописи
Воспитательные:
-
воспитание интереса к живописи;
-
воспитание эстетического вкуса
Средства обучения:
-
репродукция картины Т.Яблонской «Утро»;
Методы обучения:
-
эвристический;
-
частично-поисковый;
-
репродуктивный
Подготовительная работа проводится на нескольких уроках, и полученные материалы используются при написании сочинения. Материалы записываются на индивидуальные карточки.
Задания.
-
Опишите комнату и обстановку, подобрав словосочетания.
Комната в городском доме, солнечная полоса на полу; цветы, обвивающие балконную дверь, посредине круглый стол, открытая дверь на балкон, в тарелке на салфетке булочка, кувшин с молоком, слева деревянная кровать; много света, воздуха; аккуратно сложенное школьное платье, теплое майское утро.
2. Опишите девочку, её позу, используйте синонимы в рамке на стр.192.
Стройная (статная) девочка, утренняя зарядка, стоит, прогнувшись, отведя руки назад и в сторону, гибкая фигура; движения плавны, изящны; аккуратная хозяйка, блестит натертый паркет, нет ничего лишнего.
-
Словарный диктант.
Паркетный пол, дверь на балкон, изящные движения, аккуратная хозяйка, опрятная девочка, белоснежное постельное бельё, густо разросшийся плющ.
После подготовительной работы один урок отводится для анализа картины и написания сочинения.
Ход урока:
Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с полотнами Татьяны Ниловны Яблонской. Мы рассмотрим некоторые её картины. Но целью нашего урока является описание картины «Утро», интерьера, изображённого художницей.
-
Слово о художнике
(слайд 3)
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 - 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины.
Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.
В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.
(слайд 4)
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.
(слайд 5)
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, - знаменитую картину "Хлеб". Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни. Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина "Хлеб" обосновалась в Третьяковке, его репродукции - в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.
(слайд 6,7)
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры - каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками - на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
(слайд 8)
Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).
(слайд 9)
Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.
(слайд 10)
Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».
(слайд 11)
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны - картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
(слайд 12)
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
(слайд 13)
В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)
(слайд 14)
В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.
(слайд 15)
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства. Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью. И женщиной она была уникальной - успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей...
(слайд 16)
«Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой
поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное
поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри
каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»
Т.Н. Яблонская
-
Беседа по картине.
-
Что изображено на картине?
-
Какое это время года? Как вы это определили?
Это весна, наверное, майский день; дверь на балкон открыта, врываются яркие солнечные лучи, комната наполнена светом, блестит паркет, на балконе растущие растения; это не лето, потому что девочка ходит в школу, наготове лежит школьная форма.
-
Опишите комнату, её обстановку.
-
Как художник показывает, что это комната в городском доме?
Многоэтажный дом, дверь на балкон, паркетный пол. Но такого типа дома нередки сейчас и на селе.
-
Что делает девочка, опишите её фигуру, движения, позу.
-
Как характеризует комната хозяйку?
Девочка чистоплотна, любит порядок. У неё белоснежная постель, она аккуратна, любит цветы; они везде - на окне, над балконной дверью, на балконе.
-
Какова основная мысль картины?
Изображая комнату, полную воздуха и света, художница передает радостное, бодрое настроение.
3. Составление плана сочинения.
-
Яркое весеннее утро.
-
В комнате городского дома.
-
На зарядку становись!
-
Мое впечатление о картине.
4. Написание сочинения.
-
Как можно начать сочинение?
Ребята предлагают следующие начала:
«Мне нравится картина Т.Яблонской «Утро», полная света, воздуха, легкая и праздничная».
«На картине Т.Яблонской «Утро» изображена комната в городском доме, посреди которой стоит девочка, занимающаяся зарядкой».
-
Чем можно закончить сочинение?
«Приятно смотреть на стройную, гибкую девочку, на её легкие движения».
«Свободно и легко держится девочка, её движения изящны, значит надо заниматься зарядкой».
«Приятно смотреть на легкую стройную девочку. Картина, полная солнца, воздуха, оставляет радостное впечатление»