Доклад на тему «Как открывать знания вместе с учениками?»

Эта тема очень актуальна в современной школе так как. "В начале урока необходима цель, которую должны достичь ученики. Таким образом, обучая детей целеполаганию, можно вводить некоторые приемы, позволяющие открывать знания вместе с ними и сформулировать как содержательную так и деятельностную цель урока. В связи с тем, что учитель наталкивает учащихся на самостоятельную постановку целей, сценарий урока может изменяться, при необходимости. При этом, запланированный учителем результат должен быть...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: Как открывать знания вместе с учениками?



В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.

Мне очень нравятся слова Уильяма Уорда: «посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель вдохновляет». Понять их смысл не сложно, к тому же, как прописано в национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым, новые учителя - это те учителя, которые открыты ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.

Ключевые позиции современного урока тоже изменяются:

  • Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке - учится сам, учит других.

  • Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке - «дирижер», создающий условия для развития учащихся.

  • На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция - сотрудничество, сотворчество.

Ученик из присутствующего и пассивно выполняющего указания учителя становится главным деятелем.

В начале урока необходима цель, которую должны достичь ученики. Таким образом, обучая детей целеполаганию, можно вводить некоторые приемы, позволяющие открывать знания вместе с ними и сформулировать как содержательную так и деятельностную цель урока. В связи с тем, что учитель наталкивает учащихся на самостоятельную постановку целей, сценарий урока может изменяться, при необходимости. При этом, запланированный учителем результат должен быть достигнут.

На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирования у них познавательных УУД имеет очень большое значение. В связи с введением ФГОС в основной школе, на этапе целеполагание, я стараюсь не давать информацию в готовом виде, а стараюсь работать так, чтобы ребята сами открывали новое знание. Для этого использую технологию проблемного диалога. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, а это значит, что у них активнее формируются мышление и речь, проявляют инициативу, активно участвуют в диалоге, а самое важное, не боятся ошибиться и с легкостью исправляют ошибки друг друга.

Автор данной технологии, Е. Л. Мельникова выделяет следующую цель проблемного диалога - научить ребенка самостоятельно открывать знания и применять их в жизненных ситуациях.

Узнать получилось ли у вас создать проблемную ситуацию не сложно, т.к. на успешно созданную проблему появляется эмоциональный отклик. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Появляется удивление, начинается диалог. Нет удивления - нет диалога. Эмоции возникают разные: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво грызут колпачок ручки, почесывают затылки.

Поиск решения проблемы осуществляется с помощью диалога, либо побуждающего, либо подводящего. В побуждающем диалоге необходимы стимулирующие реплики, которые помогают работать творчески.

1. О фактах: - Что вас удивило?

- Что интересного заметили?

- Какие факты очевидны?

О теориях: - Что удивило?

- Сколько существует точек зрения?

2. Сколько в классе мнений?

3. Вы сначала как думали? А как оказалось на самом деле?

4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. - Что хотели сделать? - Какие знания применили?

- Задание выполнено?

Формы подводящего диалога:

1. Анализирующее коллективное наблюдение. Двухсторонний материал для сравнения. Выслушивая ответы детей, взять самое интересное. Важно подобрать дидактический материал и продумать систему вопросов.

2. Фронтальная дискуссия.

· Дети высказываются, выдвигают версии.

· Фиксирование версий.

· Обсуждение выдвинутых версий.

· Подход к правильному ответу.

· Подведение итога, обоснование выдвинутых версий.

Здесь нужно «цепляться» за более интересные реплики и развивать их.

В работе я чаще использую подводящий диалог. Предлагаю материал для сравнения (2 столбика или 2 строки), сравнить, сопоставить, найти общее (различие). Активно ученики работают и на практических и лабораторных работах.

Таким образом, в диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, с помощью которой формулируется тема урока или вопрос, тем самым вызывая у них интерес к новому. Затем посредством одного из диалогов, организую «открытие нового знания». Именно здесь и достигается понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. В ходе проблемного диалога развиваются следующие умения: умение решать учебные проблемы; работать в диалоге, извлекать информацию, делать логические выводы и оценивать свою работу.

Работая по технологии проблемного диалога необходимо помнить некоторые аспекты:

  • Не брать инициативу на себя и тогда ученики будут активнее.

  • Чаще говорить «Не знаю», чтобы ученики думали сами и не переспрашивали несколько раз.

  • Выслушать все мнения учеников, даже ошибочные.

  • Дать возможность ошибиться и приучать не бояться ошибок.

  • Не отвечать за учеников, даже, если поджимает время.

  • Вовлекать в действие, в бездействии дети утомляются больше всего.





© 2010-2022