Социальный проект на темуКомпьютеромания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Социальный проект


Компьютерного клуба


«КОМПЬЮТЕРОМАНИЯ»










Руководитель: Лунёва Анастасия Сергеевна,

педагог дополнительного образования







Содержание

Пояснительная записка 3

Цель проекта 4

Задачи проекта 4

Управление реализацией проекта 7

Литература 8

ПРИЛОЖЕНИЯ 9

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в рамках проекта по профилактике компьютерной зависимости 10

Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете 13

Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости 15

ТЕСТ «Не грозит ли вам игровая зависимость?» 17








Пояснительная записка

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Причинами данной проблемы являются:

  • недостаточно разработаны механизмы использования ИКТ в современной информационно-воспитательной среде ОУ;

  • недостаточный уровень готовности педагогических кадров и родителей;

    • недостаточные условия для создания единых подходов к формированию информационной культуры обучающихся и ценностного отношения к своему здоровью;

    • отсутствие у школьников критического отношения к собственной практике использования средств информационных технологий в системе образования и содержательного досуга;

    • отсутствие навыков противодействия вредным привычкам безконтрольного использования интернет-игр, ISQ и других сетевых ресурсов.

Следовательно, необходимы профилактические меры, направленные на предотвращение рисков компьютерной зависимости.

Исследуя данную проблему, было принято решение о создании проекта для детей и подростков «Компьютеромания»

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель проекта

Разработка программы по формированию информационной культуры и профилактике компьютерной зависимости школьников в рамках общешколь-ной концепции создания единой информационной образовательной среды.

Задачи проекта


  • Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

  • Разработать систему мер по формированию информационной культуры обучающего

  • Разработать систему мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

  • Определить формы, методы и содержание деятельности органов ученического самоуправления по организации интересного, полезного досуга, формированию ценности здорового и безопасного образа жизни

  • Разработать рекомендации для классных руководителей, учеников и родителей по профилактике компьютерной зависимости

  • Разработать программу мониторинга использования ИКТ в воспитательном процессе

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на один год. Первый этап (сентябрь 2014-октябрь 2014) - подготовительный, второй этап (октябрь 2014) - презентационный; третий этап (ноябрь 2014-апрель 2015) - практический, четвертый этап (май 2015) - обобщающий.

Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в ОУ.

Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Реализация данного проекта позволит:

- создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

- создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с программой мониторинга, основными инструментами которой являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, анализ ученических проектов и результатов исследовательской деятельности, анализ педагогической документации и воспитательных мероприятий.


Краткое содержание деятельности по реализации проекта


1-й этап- подготовительный:

  • анализ реальной ситуации по данной проблеме;

  • диагностика интересов и направлений занятости учащихся во внеурочное время;

  • составление плана реализации проекта;

  • анализ рисков;

  • анализ ресурсов;

  • определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап- презентационный

  • планирование презентации проекта;

  • подготовка презентационных материалов;

  • презентация проекта.

3-й этап- практический

  • организация работы целевых групп в соответствии с планом реализации проекта, привлечение социальных партнеров;

  • организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских);

  • разработка рекомендаций педагогам, родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости;

  • разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет;

  • текущий контроль за реализацией проекта.

4-й этап- обобщающий

  • обработка результатов мониторинга;

  • анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами;

  • определение перспектив и путей дальнейшего развития


Управление реализацией проекта

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям:

  • обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям ОУ;

  • разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

  • повышение эффективности работы всех целевых групп;

  • обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает:

  • управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

  • управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

  • создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.


Литература


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000.

2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003.

3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2002.

4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. - 2005. - № 9.

5. Крылова Н.Б. Школа без детей. - М., 2002.

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.

7. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 1986г.

8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2005.

9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. - 2004.

10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. - 2000.

11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. - 2004.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.

13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. - 2003.

Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001.

14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в рамках проекта по профилактике компьютерной зависимости


Эффективность решения проблемы риска компьютерной зависимости у учащихся определяется рядом организационно-педагогических условий, которые определяются как совокупность педагогических ситуаций, процессов и отношений, созданных в образовательном пространстве ОУ, которые дают возможность его участникам формировать и успешно реализовывать свою ценностную позицию по отношению к роли и значению компьютера в организации учебной и досуговой деятельности учащихся.

Среди таких условий выделяется:

- системная организация информационно-просветительской профилактической деятельности;

- целенаправленная работа по включению учащихся школы в систему творческой, исследовательской, проектной деятельности;

- разработка и реализация альтернативных досуговых программ, (системы мероприятий), направленных на развитие круга интересов школьников, вовлечение их в разнообразные формы полезного досуга.

Информационно-просветительская деятельность в рамках проекта предполагает организацию системы работы классных руководителей, социально-психологической и библиотечной службы, работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, детского актива.

В зависимости от аудитории и целевых установок формы работы могу быть разнообразными. Важным условием, обеспечивающим эффективность работы, на наш взгляд, является применение активных форм педагогической деятельности, интерактивных технологий, где школьники сами добывают и осваивают знания, формируют собственные позиции, ценностные отношения, принимают решения, активно действуют.

Примерная тематика:

  • акция «Я независим от компьютера!»;

  • классные часы на тему «Здоровым быть модно»;

  • конкурс газет и плакатов;

  • диспут «Компьютерные игры в моей жизни!»;

  • конкурс сочинений, сказок по проблеме «Компьютер - друг или враг?»;

  • «Суд над компьютерными играми».

Творческая, исследовательская, проектная деятельность. В процессе реализации проекта предполагается вовлечь учеников в активную проектную деятельность, по данной тематике. В зависимости от уровня обученности учеников это могут быть: презентации, буклеты, публикации, газеты, доклады, рефераты, статьи, сайты, альбомы и другое. Тематика проектной деятельности может быть разнообразна, например:

  • «Компьютер - злой волшебник или добрый слуга?».

  • «Компьютерная зависимость как разновидность эмоциональной «наркомании».

  • «Профилактика компьютерной зависимости».

  • «Наш выбор: виртуальная жизнь или жизнь реальная».

  • «Компьютерный мир без зависимости - наш выбор».

  • «Компьютеризация без компьютерной зависимости».

  • «Культурный досуг и профилактика компьютерной зависимости».

  • «Здоровье или компьютерная зависимость?!».

  • -«Современная информационная среда без компьютерной зависимости».

  • «Как изобилие компьютеров влияет на здоровье ученика?».

  • «Компьютерные игры: за и против».

  • «Виды компьютерных игр и их влияние на ребенка».

  • «Компьютерная зависимость - «бомба замедленного действия».

  • «Перспективы здоровья нации в условиях расширения сфер применения ПК?»

  • «Польза и вред современных компьютеров».

Досуговая деятельность формирует способность адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и учениками.

Приложение 2

Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

  • никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыхали проведения досуга.

  • используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

  • если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

  • всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

  • используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

  • никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

  • прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.

Расскажите об этом родителям.

Приложение 3


Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Не хватает: отсутствие внимания со стороны родителей, тепла, любви. Да, да, дорогие родители. Покупка модного и стильного компьютера и демократический настрой в семье - еще не стопроцентное условие положенного вашему отпрыску внимания и заботы. Именно там, в стране волшебных дровосеков и бессмертных магов он проводит свое время, получая то, чего ему не хватает в его маленькой и сложной жизни. Им, этим монстрам подземного царства он рассказывает историю своего одиночества и неудовлетворенности собой. Им достаются его слезы и его смех. С ними он готов быть предельно откровенным и по-настоящему счастливым.


Первые признаки компьютерной зависимости:


- прогулял школу - играл в компьютерную игру,

- хотя бы одну ночь провел у компьютера,

- ест и пьет чай там же,

- не выходит гулять, все сидит за компьютером,

- мало общается,

- нервный,

- груб и раздражителен,

- забывает поесть и почистить зубы,

- пребывает в плохом настроении,

- не знает чем себя занять, если его любимая игрушка - компьютер - сломался.

Интересуйтесь играми, в которые играют ваши дети. Время от времени (чем чаще, тем лучше) проверяйте, на какие сайты заходит ваш ребенок, какой информацией интересуется. Это сделать очень просто.

Контролируйте компьютерное общение ребенка. Никогда не отпускайте одного на свидание с новыми знакомыми по Интернету. Настаивайте, чтобы сын или дочка шли туда хотя бы вместе с друзьями или одноклассниками.

Следите, чтобы ребенок, кроме компьютера, имел другие увлечения: посещала кружки и спортивные секции. Пытайтесь находить время для совместных прогулок и развлечений. Близкое и доверчивое общение родителей с детьми - наикратчайшая защита от всяческих неприятностей.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический - нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический - отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени - это опасно.

Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами.



Приложение 4


ТЕСТ «Не грозит ли вам игровая зависимость?»


На каждый вопрос отвечать нужно «да» или «нет»


  1. Выходите ли вы из себя даже по незначительному поводу?

  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо сильнее вас физически?

  3. Начинаете ли скандалить, чтобы на вас обратили внимание?

  4. Любите ли ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?

  5. Увлекаетесь ли лекарствами, когда заболеете?

  6. Вы пойдете на все, дабы получить то, что очень хочется?

  7. Любите ли вы больших собак?

  8. Нравится ли вам сидеть на солнце часами?

  9. Вы уверены, что когда-нибудь обязательно станете знаменитым?

  10. Умеете ли вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?

  11. Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется?

  12. Вам нравится узнавать заранее, что вам подарят или же чем кончится непрочитанная книга?

Считаем баллы:

За положительные ответы на 2-й и 10-й вопросы - по 1 баллу.

На все остальные вопросы - по 1 баллу за каждый отрицательный ответ.

От 8 баллов и выше. Наверняка у вас полно недостатков, но нездоровый азарт - не из их числа. Вы - сама рассудительность. Вы вряд ли променяете реальные радости (да и проблемы) на виртуальные.

От 7 до 4 баллов. В увлечениях вам удается придерживаться золотой середины. Вы не азартны, а скорее любознательны. Можете сыграть в новую игру, но из чистого интереса - оценить графику, какие-то прибамбасы. Но вы здравомыслящий человек и вряд ли втянетесь.

Меньше 4 баллов. Вы азартны и безрассудны. Это врожденные качества, и лучше не испытывать судьбу. Лучше и не начинать играть, чтобы потом не было мучительно больно...

Социальный проект на темуКомпьютеромания

8

© 2010-2022