Методическая разработка урока Трудовой кодекс. Нормативные документы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»










Трудовой кодекс. Нормативные документы

Методическая разработка урока





Разработала:

Брилева Наталья Васильевна,

преподаватель








г. Ачинск, 2014

Пояснительная записка

По данным официальной̆ статистики, каждый̆ второй̆ безработный, зарегистрированный̆ в центре занятости населения - это молодой̆ человек в возрасте до 25 лет. 40% из них - выпускники профессиональных училищ и колледжей̆. Проблема трудоустройства остро стоит перед молодежью в России. Основным препятствием к получению работы выпускниками Лицеев и ПУ зачастую является нежелание работодателей̆ принимать специалистов, не имеющих опыта работы и высшего образования. Многие выпускники ПУ нуждаются в получении адаптационных навыков и навыков межличностной̆ коммуникации, необходимых для защиты своих прав и самоидентификации. Это необходимо не только для трудоустройства, но и для повышения личностной активности, развития осознанной позиции, которая помогла бы подросткам успешно реализовать себя в дальнейшей жизни.

В экономике Красноярского края наметились позитивные изменения. Наращивание объемов производства, рост численности работающих в промышленности свидетельствуют о необходимости широкого воспроизводства рабочих кадров. Большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время имеют серьезные проблемы с обновлением кадров.

Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в экономике, трудоустройство выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования затруднено. Одним из факторов, затрудняющих трудоустройство молодых специалистов, является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность к выходу на рынок труда.

Современный рынок труда предъявляет определенные требования к работнику. Необходимо быть не только квалифицированным рабочим, и уметь ориентироваться в информации о потребностях рынка труда, знать и использовать наиболее эффективные способы поведения при поиске работы и общении с работодателем.

По рекомендации Центра занятости населения и требованиям работодателей - «Управление социальной защиты населения» администрации города Ачинска в учебный план профессионального лицея включена дисциплина «Навыки эффективного поиска работы».

Данная программа, ориентированная на обучающихся образовательного учреждения системы начального профессионального образования, призвана сформировать психологическую готовность к адекватному восприятию ситуации трудоустройства и научить поведению в этой ситуации.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ

Основная форма работы - групповые занятия.

Программа курса рассчитана на 34 академических часа и 17 часов самостоятельной работы. Желательно дополнять занятия информацией о положении на рынке труда в настоящий период.

При проведении групповых занятий используются следующие основные методы:

  1. Групповая дискуссия. На каждом занятии обучающимся предлагается блок вопросов для обсуждения, обмен идеями, собственным опытом;

  2. «Мозговой штурм» (брейнстарминг). Проводится с учетом сложности и проблематики темы и по соответствующим правилам.

  3. Деловые игры, упражнения, творческие задания, ролевые ситуации. Данные методы способствуют более активному включению обучающихся в работу, вызывают у них большой интерес

  4. Беседа (обмен информацией, полученной из разных источников и ее обсуждение).

В ходе работы на занятиях используются технические и наглядные средства обучения

По окончании занятий рекомендуется проведение «круглого стола», на котором преподаватель с обучающимися обсуждают вопросы практической значимости занятий, подводят итоги.

Методическая разработка урока по теме: «Трудовой кодекс. Нормативные документы» может быть использована как преподавателями дисциплины «Навыки эффективного поиска работы» так и преподавателями права при объяснении темы «Трудовое право».

Трудовой кодекс. Нормативные документы

Цели урока

Образовательные:

  • Создать условия, при которых обучающиеся смогут:

Обобщить, систематизировать знания, выделить проблемные вопросы темы, активизировать употребление в речи обучающихся нормативную лексику по теме «Трудовой кодекс. Нормативные документы» через разные виды речевой деятельности: чтение, говорение;

Развивающие:

  • Овладеть умениями, навыками: работы с текстом (адаптированным, неадаптированным), работы с правовыми документами, работы в команде;

  • Поиска информации, её анализа, формулировать выводы; навыки интерпретации текста документа (резюме, трудовой контракт, навыки коммуникативной деятельности).

  • Сформировать познавательный интерес к правовому блоку дисциплины «Навыки эффективного поиска работы»

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду, людям труда, гражданскую позицию.

Оборудование: Конституция РФ, Кодекс законов о труде, раздаточный материал, учебник «Основы права» под редакцией В.И. Шкатулла, компьютер, проектор.

Задачи:

  • Сформировать базовые понятия о трудовом кодексе, нормативных документах и показать правила применения документов в жизни, понятия о рынке труда.

  • Повысить правовую информированность по вопросам трудоустройства.

  • Оказать помощь в процессе самопознания личностного роста и сформировать умения адекватно оценивать себя.

  • При изучении данной темы, обучающимся, прежде всего, необходимо разобраться в такой важной экономической и правовой категории, как «труд», уяснить его роль в развитии общества, понять какие общественные отношения в сфере применения труда регулируются нормами права вообще, и трудового права в частности.

Тип урока: урок обобщения знаний, игровые технологии, проблемное обучение (с использованием ИКТ).

  1. Организационный момент. Мотивационная беседа.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята,

Сегодня мы попытаемся ответить на ряд вопросов и решить ряд проблем, которые могут в жизни возникнуть у каждого человека. Но прежде чем начнётся урок, я хочу предложить Вам посмотреть небольшой видеоряд (Слайд 1 на слайде ТК, Конституция РФ ФЗ «О занятости).

Преподаватель:

Итак, что на Ваш взгляд объединяет этот видеоряд? Как Вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Правильно, «о труде», «трудовых отношениях», «трудоустройстве на работу»).

После окончания лицей наступит то время, когда Вам придётся вступать в трудовые отношения и каждый из Вас должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти трудовые отношения.

- Как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения?

«Трудовое право».

II. Вводная часть урока.

Преподаватель: Для вас ребята сейчас самый главный труд-это учёба. Но пройдёт совсем немного времени и вы начнёте свою трудовую деятельность на предприятиях, в фирмах, организациях. Кто- то пойдёт работать сразу после окончания лицея, кто-то продолжит обучение в высших учебных заведениях, а может кому-то придётся совмещать и учёбу, и работу. Но каждому из вас необходимы основы правовых знаний. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основами трудового права. Конечно за один урок изучить всё законодательство невозможно, но наша задача получить основы знаний по данной отрасли, уметь ориентироваться в законодательных актах, нормативных документах, чтобы Вы могли всегда защитить свои интересы.

Трудовое право взаимосвязано со многими отраслями права и в первую очередь с Конституционным правом.

- С какими источниками трудового права Вы уже знакомы? Назовите источники трудового права: (Слайд 2)

  • Конституция РФ;

  • Трудовой кодекс;

  • Федеральные законы («Закон о занятости»);

  • Указы Президента РФ;

  • Постановления правительства РФ;

Преподаватель: Сегодня нам с Вами предстоит большая работа с документами, текстами. Перед Вами пакет документов:

  1. Рабочий лист;

  2. Выдержка из ТК РФ;

  3. Текст Конституции РФ;

  4. Статистические данные

Преподаватель: Обратимся к тексту закона к Конституции РФ глава 2 статья 37.

Как же трактует конституция право на труд каждого Российского гражданина? (Слайд 3)

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Преподаватель: А теперь обратимся к обществоведческому словарю.

(Слайд 4).

Труд-это деятельность, человека направленная на достижение определённых целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Преподаватель:

Какие аспекты понятия Труд мы обозначили? (Правовой и социальный).

Исходя из выше сказанного сформулируйте тему нашего урока.

«Трудовой кодекс. Нормативные документы».

Преподаватель обращается к обучающимся с мотивационными вопросами: Как Вы думаете?

1. В чём заключаются главные аспекты труда? (Слайд 6)

2. В каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом?

(Действия человека будут регулироваться трудовым правом только тогда, когда он будет выступать в качестве наёмного работника и вступит в отношения с работодателем).

  1. Дайте определение наемный работник и работодатель. (Слайд 7).

Наёмный работник- работник, имеющий способность к труду, но как правило, не имеющий средств производства и предметов труда.

Работодатель - лицо, принимающее работника на работу. Работник и работодатель -стороны трудового договора.

  1. Основная часть урока.

Подготовка к основному этапу урока с включением в них игровых технологий имеет ряд этапов.

На первом этапе преподаватель за одну неделю до урока разъясняет обучающимся цель, задачи, условия, место и порядок проведения. Предлагает жизненную ситуацию (фабулу) в виде заявления, резюме и т.д. Планирует ход игры, распределяет роли.

На втором этапе преподавателем совместно с творческой группой обучающихся разрабатывается сценарий проведения собеседования в ЦЗН.

На третьем этапе обучающиеся изучают нормативно-правовые документы по трудовому праву, знакомятся с материалами практик, составляют проекты документов.

На четвёртом этапе преподаватель проверяет готовность обучающихся к игре, консультирует, оказывает помощь.

В ходе игры преподаватель контролирует деятельность обучающихся, вносит уточнения (такой подход к проведению урока создаёт условия для творческой самореализации обучающихся, способствует формированию у них профессиональных компетенций в условиях приближенных к действительности).

Преподаватель: перед Вами выдержки из статей ТК РФ размещённые на Доске объявлений, выбирайте и распределитесь на две группы:

«Работники», «Работодатели».

(Обучающиеся подходят к импровизированной Доске объявлений, выбирают выдержки из статей ТК РФ и распределяются по группам).

Работа в группах.

Преподаватель: приступаем к выполнению заданий, перед Вами пакет документов.

Задание № 1 группе «Работодатели» (отвечают на поставленные вопросы)

1.Что такое трудовой договор и каковы условия его заключения?

2.На какой срок заключается трудовой договор и когда он вступает в силу?

3.С какого возраста допускается заключение трудового договора?

4.В чём состоят обязательные и дополнительные условия трудового договора.

Задание группе №2 «Работники»

1.Что такое рабочее время?

2.Как определяются сроки действия трудового договора, продолжительность рабочего времени?

3.Что такое сокращенная продолжительность рабочего времени? Для кого она устанавливается?

4.Для кого устанавливается неполное рабочее время и как оно оплачивается?

Каждая группа представляет результаты своей работы опираясь на статьи трудового кодекса.

Задание 2. (Работа с текстом: см. Приложение).

Ваша задача: проанализировав текст, выделить способы защиты трудового права.

Преподаватель:

-как работник может восстановить свои нарушенные права? (Ответ: конфликтная комиссия, арбитраж, суд).

ФИЗМИНУТКА. (Гимнастика для глаз)

Преподаватель. Группам было дано домашнее задание - подготовить инсценировки правовых ситуаций и сейчас на уроке по очереди они их представят. Обучающиеся другой группы должны найти допущенные нарушения, оценить действия.

Правовые ситуации

1ситуация (группа «Работодатели»)

Место действия-кабинет работодателя. За столом сидит руководитель фирмы.

Входит подросток:

- Здравствуйте. Я прочел объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

- Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

- Мне 14. Но Вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и вас не подведу.

-Ну что ж. пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

- Спасибо. А мне расписываться ни где не надо?

- О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

Определите ошибки (Отвечает группа работников).

Ошибки:

1.14-летнего подростка можно принимать на работу только с согласия родителей;

2. не составлен трудовой договор;

3. не оформлена трудовая книжка.

2 ситуация (группа «Работников»)

Место действия: биржа труда. В приёмной для посетителей находятся работник биржи труда, женщина и подросток. Женщина со слезами просит за сына:

-Понимаете, муж умер, у меня кроме сына Миши ещё двое детей, прокормить их на мою зарплату невозможно. А Мишу, он у меня старший, из школы отчислили за неуспеваемость. Мне посоветовали поставить его на учет на биржу труда, чтобы ему выплачивали компенсацию. Хоть небольшие, а всё деньги.

- Сколько вашему сыну лет?

-Так уже 15 с половиной.

-Ну, хорошо. Давайте его документы.

Ошибка: «безработным» - подросток начинает считаться с 16 лет.

(Работает над ошибками группа «Работодателей»)

Преподаватель: Какое понятие характеризует этот слайд (Слайд 8)

(Безработица)

К сожалению, сегодня данная проблема очень актуальна. Какая-то часть трудоспособного населения работы не имеет, поэтому следует различать группы: занятые и безработные.

Давайте разберём эти два понятия.

Занятые - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится, получает доход.

- Кто такие безработные?

- Оказывается, согласно Российскому законодательству, человек признаётся безработным: (Слайд 9)

  • Не имеет работы и заработка;

  • Зарегистрированы в Службе занятости населения в целях поиска подходящей работы;

  • Готовы приступить к работе в любой момент.

Безработные - это люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её найти по той или иной причине.

Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается безработным. Эта часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Преподаватель:

Перед Вами лежит документ- «Уровень безработицы Ачинского района»,

Вопросы к тексту:

  • О чём говорит данная статистика?

  • Чем объясняется высокий уровень безработицы?

  • Каковы перспективы решения этой проблемы в нашем районе?

Преподаватель:

Ребята в этом году Вы заканчиваете лицей, получите диплом об образовании по полученной профессии. Я уверена, что информация, которую Вы сейчас получите, пригодится в будущем.

По данным Агентства труда и занятости населения г. Ачинска

В настоящее время сотрудники ЦЗНа, экономического отдела развития Администрации города обеспокоены вопросами структурного несоответствия спроса и предложения профессионального выбора выпускников. В городе не хватает работников образования, медицинских работников, слесарей, сварщиков, монтажников. Острый дефицит на кадры строительных профессий: штукатуров, маляров, каменщиков. Работодателями заявлено более 1000 вакансий, но желающих занять эти места немного. Зато явный переизбыток юристов, экономистов и других специалистов гуманитарного направления.

(Слайд 10)

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характер труда-серьёзный шаг. От того какую работу Вы выбрали, в какой коллектив попали будет зависеть рост благосостояния Ваше и Вашей семьи, возможности реализации Ваших интересов, перспективы творческого и карьерного роста, новые дружеские и деловые контакты.

Я Вам желаю верить в себя и достигать поставленные цели, и тогда, проблема безработицы минует Вас стороной.

IV. Рефлексия.

Я думаю, что наш сегодняшний урок не прошёл даром. Хотелось бы услышать Ваше мнение о своей работе на уроке (обучающиеся высказывают своё мнение об уроке).

Я узнал много нового Мне пригодится в жизни.

Преподаватель.

Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение гарантий и прав в трудовой деятельности это хорошо, но ещё необходимо помнить, что у каждого человека есть и обязанности: добросовестный и честный труд, что должны понимать, что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

V. Выставление оценок

На основании работы обучающихся в группах и их ответов в течение урока преподаватель выставляет оценки.

Домашнее задание. Обучающимся дано творческое задание, какие изменения они бы внесли в Трудовой кодекс РФ.




Приложение


Как известно, под юридическими гарантиями трудовых прав понимаются организационно-правовые средства, установленные трудовым законодательством для надлежащей реализации этих прав, а также их защиты.

Механизм воздействия юридических гарантий заключается в том, что, будучи выраженными в правовых нормах, они либо способствуют оптимальной свободе действий работника по осуществлению своих правомочий, либо под угрозой применения санкций побуждают обязанных лиц к выполнению требований уполномоченного субъекта. В одних случаях трудовые гарантии предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других - устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих - обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих права, в четвертых - обеспечивают возмещение виновными лицами материального ущерба, вызванного нарушением ими прав. При этом характерной особенностью юридических гарантий осуществления трудовых прав является участие в защите этих прав профсоюзов как законных представителей прав и интересов работников[6] .

Гарантии трудовых прав работников по своему содержанию и способам осуществления подразделяются на материально-правовые и процессуальные, а по целевому назначению - на гарантии реализации трудовых прав и гарантии охраны этих прав[7] . К гарантиям реализации трудовых прав относятся, например, нормы, регулирующие деятельность органов государственной службы занятости по подбору подходящей работы обратившимся к ней безработным гражданам. Примером гарантий охраны трудовых прав являются нормы, устанавливающие запрещение необоснованного отказа в приеме граждан на работу (ст.64 ТК РФ), запрещение требования о выполнении работы, не обусловленной трудовым договором (ст.60 ТК РФ). К гарантиям охраны трудовых прав работников относятся также нормы, предусматривающие возможность работников обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров за защитой и восстановлением нарушенных прав, например, в случае отказа в заключении трудового договора (ч.6 ст.64 ТК РФ).

Полнота реализации трудовых прав работников во многом зависит от совершенства предусмотренной законом системы их защиты. При этом под защитой права понимается устранение препятствий в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим нарушением ущерба.

В соответствии со ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Причем каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В порядке развития и конкретизации этого положения ТК РФ ввел понятие "защита трудовых прав работников" (раздел XIII). Очевидно, под защитой трудовых прав работников следует понимать совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения ущерба, понесенного вследствие таких нарушений[8] .

Целью защиты трудовых прав работников является обеспечение реализации трудовых прав работников, установленных в порядке законодательного и договорного регулирования трудовых отношений.

Согласно ст.352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

самозащита работниками трудовых прав;

судебная защита.

Первый из этих способов предполагает защиту трудовых прав, осуществляемую государством, второй - обществом в лице профессиональных союзов, третий - самим работником.

Необходимо отметить, что самозащита является новым для трудового законодательства способом защиты трудовых прав работников, введенным впервые Трудовым кодексом. Однако ТК РФ также не дает определения понятия самозащиты. Кроме того, вопреки названию ст.379 ТК РФ, сформулированному как "Формы самозащиты", она предусматривает лишь одну форму - отказ от выполнения трудовых обязанностей, приводя при этом всего два случая, в которых работник может отказаться от выполнения работы: не предусмотренной трудовым договором и непосредственно угрожающей жизни и здоровью работника.

Между тем к формам самозащиты, очевидно, нужно отнести отказ работника от выполнения и других незаконных распоряжений работодателя, например о досрочном выходе на работу из отпуска, о привлечении к сверхурочной работе и др. Самозащита может быть использована и в случае необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также в случае поручения работы с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда, не предусмотренными трудовым договором.

Особое внимание заслуживает такая форма самозащиты, как забастовка (ст.409 ТК РФ).

Как способ защиты прав и законных интересов работников, самозащита заключается в самостоятельных активных действиях работника по охране своих прав, жизни и здоровья без обращения в органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства[9] . Прибегают к самозащите при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, указанного в законе. При этом в одних случаях закон прямо устанавливает отказ от работы, в других - такой отказ как средство пресечения нарушения трудовых прав вытекает из закона, в-третьих - отказ допускается при действиях или распоряжениях работодателя, запрещенных законом.

Эффективным способом защиты трудовых прав работников является обращение их в органы по разрешению трудовых споров, и это обращение, по существу, также является формой самозащиты. В случае установления фактов нарушения трудовых прав эти органы принимают решения, содержащие соответствующие меры защиты трудовых прав. Эти меры представляют собой предписания, подлежащие обязательному для работодателя исполнению.

Для обеспечения реализации трудовых прав работников законодательство располагает большим арсеналом правовых средств. Однако на практике наблюдается разрыв между установленными гарантиями трудовых прав и фактическими возможностями работников по их реализации. Не случайно в последнее время уровень защищенности лиц наемного труда существенно снизился. Особенно это характерно для работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями частной формы собственности. Зачастую работодатели, вопреки требованиям законов, бесцеремонно навязывают свою волю работникам, лишая их тем самым трудовых прав.

Поскольку работник является наиболее слабозащищенной стороной трудовых отношений, особую значимость приобретает повышение эффективности государственной и общественной защиты его трудовых прав, что немыслимо без усиления контрольно-надзорной функции государства и профессиональных союзов в сфере труда.

В целях полного обеспечения реализации трудовых прав работников возникает необходимость в более активном применении со стороны контролирующих и правоохранительных органов системы мер, направленных на выявление нарушений трудового законодательства, своевременное их пресечение и привлечение лиц, виновных в совершении правонарушений, к ответственности. Следует иметь в виду, что установленная законом ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является одной из существенных гарантий защиты трудовых прав работников от произвола и нарушений со стороны работодателя.



© 2010-2022