- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования Город Мастеров
Программа дополнительного образования Город Мастеров
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аверкова О.Н. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Бабяковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
« Город Мастеров»
Программа рассчитана на детей 12-14лет
Срок реализации программы 1 год
Автор программы: Аверкова О.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной - проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии, творческие способности определяются, как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Город Мастеров» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка.
Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные знания расширяли и углубляли сведения по работе с природными материалами, с бумагой, цветными нитками и лентами, освоили новую технику - декупаж, плетение из газетных трубочек, топиарий.
Предлагаемая программа имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Программа кружка «Город Мастеров» рассчитана на детей 12-14 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа - 76 часов в год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы - 10-15 человек.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребёнка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
- закрепить и расширить знания и умения, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучить приемам работы с инструментами.
- обучить умению планирования своей работы;
- обучить приёмам и технологиям изготовления композиций; изучить свойства различных материалов;
- обучить приёмам работы с различными материалами; приёмам самостоятельной разработки поделок.
- развить у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развить образное мышление и воображение;
-создать условия к саморазвитию учащихся;
- развить у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
- воспитать уважение к труду и людям труда;
- сформировать чувство коллективизма;
- привить навыки аккуратности;
- привить любовь к природе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы и др.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, выполнение педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления различных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками и лентами, освоят новую технику - декупаж, плетение из газетных трубочек, топиарий;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы а коллективе;
- получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
-Проведение выставок работ учащихся.
-Участие в районных выставках детских творческих работ, конкурсах.
-Защита проектов.
-Проведение мастер-классов.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовление изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учетом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1.Работа с природным материалом.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
-
Топиарии.
Топиарий своими руками - декоративное чудо-деревце в виде причудливого фантазийного шара на высокой ножке. Одомашненные искусственные топиарии являются сородичами живых топиарных скульптур. Создают топиарии из самых различных природных и декоративных материалов - живых и искусственных цветов, зерен кофе, красивых ракушек, камушков, сухоцветов, бумаги, конфет… Топиарий может служить имитацией настоящего растения, либо приобретать совершенно сказочные формы и цвета.
-
Декупаж.
Декупаж это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как, раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочее. Обычно какой-либо предмет покрывают вырезками из журналов или специально произведённой бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация.
-
Плетение из газетных трубочек.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них - плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Из листов газеты свёрнутых трубочкой делают кашпо для цветов, коробочки, корзины и многое другое.
-
Вышивка лентами.
Это искусство зародилось во Франции 17 века. Вышивка лентами была неотъемлемой деталью нарядов знати и использовалась как элемент убранства интерьера. В наши дни вышивка лентами стала доступнее, но не утратила ореола роскоши. С помощью множества техник и приемов можно научиться вышивать лентами изысканные мотивы, украшать одежду или предметы интерьера, а также создавать объемные картины, сочетая вышивку лентами с росписью по ткани. Вышивка лентами помогает ребенку развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.
Учебно - тематический план
-
№
Тема
Количество часов
1
Работа с природным материалом. Топиарии.
10
2
Декупаж.
10
3
Плетение из газетных трубочек.
32
4
Вышивка лентами.
20
Резерв.
4
Тематическое планирование
-
№
п/п
Тема
Теоретическое
занятие
Виды практической
деятельности
Кол-во
часов
Дата
Работа с природным материалом. Топиарии.
10
1
«Чем мы будем заниматься на кружке?»
Вступительная беседа
1
2
Топиарий - вид современного творчества.
Просмотр презентации
1
3
Топиарий «Осенняя фантазия»
Сбор природных материалов
2
4
Топиарий «Осенняя фантазия»
Просмотр мастер-класса
Изготовление основы для топиария
2
5
Топиарий «Осенняя фантазия»
Просмотр мастер-класса
Сбор топиария
2
6
Флористическая композиция «Медвежонок из цветов»
Просмотр мастер-класса
Работа с флористической губкой. Составление композиции из цветов.
2
Декупаж
10
7
Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж»
Просмотр мастер - классов по декупажу
2
8
Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой.
Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка).
2
9
Понятие цветового круга и правила смешивания красок.
Составление палитры к выбранному изображению.
Декупаж на разделочной доске.
2
10
Декупаж на других типах поверхности.
Декупаж на канве.
Декупаж на свече.
Декупаж на баночке.
2
11
Понятие обратного декупажа
Просмотр презентации
Декупаж на стеклянной тарелке
2
Плетение из газетных трубочек
32
12
Освоение техники
МК по скручиванию газетных трубочек
Скручивание трубочек из газет двумя способами
2
13
Скручивание трубочек
Скручивание трубочек
6
14
Окрашивание трубочек
МК по окрашиванию трубочек
Окрашивание трубочек разными способами
4
15
Плетение корзины
МК
Плетение основы корзины
4
16
Плетение корзины
Плетение корзины, плетение ручки
8
17
Плетение корзины
Покрытие изделия лаком
2
18
Плетение шкатулки
МК
Плетение основы шкатулки
2
19
Плетение шкатулки
Плетение стенок шкатулки
2
20
Плетение шкатулки
МК по плетению крышки для шкатулки разными способами
Плетение одного из видов крышки. Покрытие лаком
2
Вышивка лентами
20
21
История вышивки лентами. Материалы, необходимые для вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань.
Просмотр презентации
Перевод рисунка на ткань
2
22
Технология начала работы. Закрепление ленты.
Приемы закрепления ленты
2
23
Шов «вперед иголку», «назад иголку», «шнурок», «стебельчатый»
МК
Обучение различным видам швов
2
24
Шов «петельный», «тамбурный», «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом»
МК
Обучение различным видам швов
2
25
Шов «крестообразный», «крест», «узелки», «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом», «длинный стежок с завитком»
МК
Обучение различным видам швов
2
26
Шов «петля не затянутая», «закрученная петля», «лента с перехватами вприкреп»
МК
Обучение различным видам швов
2
27
Миниатюра «Анютины глазки»
МК
Вышивание миниатюры
4
28
Миниатюры «Лилии», «Ирисы», «Розовые розы»
Просмотр мастер-классов
Вышивание понравившейся миниатюры
4
Резерв*
4
*Резервное время можно использовать для организации выставки работ учащихся
Организационно - методическое обеспечение программы.
1.Программа кружковой работы, календарно - тематический план.
2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4.Учебно - наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5.Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, гуашь, кисти, клей, лак, наждачная бумага, контуры, декупажные салфетки, открытки, шнуры, бисер, бусины,объекты декорирования: доски разделочные, канва, тарелки, вазы, рамки и др. Инструменты: ножницы, карандаши, кисти и прочее.
6.Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7.Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
-
Андреева Н.А. Рукоделие - полная энциклопедия. Москва, 1992.
-
Власова А.А. Рукоделие в школе. Санкт - Петербург, 1996.
-
Гасюк Е. Художественное вышивание. Киев, 1989.
-
Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. М.,1996.
-
Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М.,1999.
-
Иванова А.А. Ручное вышивание. Культура и традиции. М.,2001.
-
Сокольников Н.И. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
-
Федотов Г. Основы художественного ремесла. М., 1999.
-
Хананова И. Золотая библиотека увлечений. М., 2007.
-
Черутти П. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. М.,2009.