• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия по бумажной пластике для детей 10 - 12 лет. Тема урока: Плетеный короб из бумажных полосок

Конспект занятия по бумажной пластике для детей 10 - 12 лет. Тема урока: Плетеный короб из бумажных полосок

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по бумажной пластике для детей 10 - 12 лет. Тема урока: Плетеный короб из бумажных полосок.Уроки1-2. Поделки из бумаги «Короб» и «Коробочка»

Вид учебного труда: поделка из бумаги и картона.

Цели: ознакомление школьников с техникой плетения из бересты и лыка; приобретение навыка углового переплетения боковых стенок коробочки; выполнение плетеных поделок из бумаги.

Оборудование: для учителя - образцы поделок, выполненных в технике плетения, или их изображения на рисунках и фото; для учащихся - цветная бумага, ножницы, несколько скрепок, клей, пакет для поделок.

Оформление доски: написана тема урока: для урока 1 - «Короб. Прямое плетение», для урока 2 - «Коробочка. Косое Плетение»; нарисована схема выполнения поделки; размещены рисунки или фотографии с изображениями коробов и других народных поделок, выполненных в технике прямого и косого плетения.

План-конспект для учащихся: для урока 1 - «Короб. Прямое плетение». 1. Сложить четыре полоски, сделав дно. 2. Загнуть полоски вверх. 3. Переплести стороны поперечными полосками. 4. Оформить верхний край короба. Для урока 2 - «Коробочка. Косое плетение». 1. Сложить четыре полоски. 2. Начертить линии сгибов. 3. Поднять полоски и переплести. 4. Оформить верхний край коробочки.

Рабочий афоризм: Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Ход урока 1

I. Организационный момент

Посмотрите, какие необычные вещи сегодня пришли к нам в гости. Вот фотографии корзинки, вазочки, клетки для птиц, даже погремушки.

- Что объединяет всех их? (Все сделаны одинаковыми приемами - с помощью плетения.)

- Из каких материалов сплетены эти предметы? (Из бересты, прутьев, липового лыка.)

- Что еще можно сплести из таких материалов?

Плетеные вещи известны людям с древности. Ведь давным-давно не было многих материалов, в том числе и ткани. Первые циновки и одежда, которые люди плели из трав, были прообразами современных тканей. Люди плели не только материал для одежды, но и предметы посуды, обувь.

- Как называлась обувь, сплетенная из липового лыка?

(Лапти.)

Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но основной принцип - переплетение материала - остался и живет до сих пор.

II. Работа с учебником

- Откройте учебник на с. 14 и прочитайте название темы, первый абзац. Почему плетеные вещи занимали большое место в жизни крестьян, рыбаков и охотников?

- К какому виду предметов относятся плетеные вещи, нарисованные на с. 15? (Солоничка- посуда, крупные короба -мебель.)

Запомните это слово - короб. В течение урока мы будем много раз повторять его.

- Прочитайте текст на с. 105 «Плетение из бересты». Найдите

в тексте, каковы особенности плетения солонички из бересты. (Благодаря двойному слою плетения она становитсянепроницаемой, и соль из нее не высыпается.)

III. Информационный момент

Если вспомнить историю народных промыслов в России, то можно смело утверждать, что наши дедушки и прадедушки, которые плели поделки из лозы, не имели никакого образования. И в древности почти каждый человек мог сплести нужную вещь для хозяйства, в первую очередь корзину или короб. Помните, как в известном стихотворении С.Я. Маршака дама сдавала в багаж «картину, корзину, картонку»? В корзинах перевозили вещи, в них складывали белье или хранили припасы, с ними отправлялись в путешествия и на прогулки.

Ремесло плетения передавалось по наследству. Можно выплести огромное количество полезных и занимательных вещей -от обуви до вазочек разного назначения, от всевозможных корзин до детских санок и игрушек.

На нескольких уроках труда вы попытаетесь овладеть простыми способами плетения.

IV. Повторение пройденного

- Вспомните, вы уже встречались с техникой плетения разных поделок. Какие поделки вы учились делать, из каких

материалов они были сплетены? (Коврики и закладки из бумаги, закладка и собачка из ниток.)

Вот и в этот раз мы воспользуемся для плетения не берестой или лыком, а полосками бумаги. Только вещи из нее должны будут получаться более сложные, и выполнять их будет более интересно.

V. Техническая особенность

На ближайших уроках вы будете учиться соединять между собой бумажные полоски, чтобы в результате их переплетения получались разные полезные вещи.

Но во время плетения вам понадобится временно соединять полоски бумаги между собой, перекрещивая или переплетая их по принципу шахматной доски. Для сохранения отдельных этапов создания заготовки можно будет воспользоваться зажимками для бумажных полосок, например скрепками. Таким начинающим умельцам, как вы, в первое время они очень даже понадобятся.

VI. Постановка задачи урока

Как уже было сказано ранее, плетеных вещей существует великое множество. Но вы попробуете сплести из бумаги одну из самых распространенных поделок - короб.

- Помните русскую народную сказку про девочку Машеньку, которая оказалась в лесу у медведя? Как она спаслась

от него? (Влезла в короб с пирожками, который медведьсам вынес из леса.)

Может быть, и ваши поделки пригодятся вам дома. Например, в нарядный короб можно положить фрукты, чтобы его потом выставить на стол. В другой короб можно установить горшок с цветами. С миниатюрным коробом, у которого есть ручка, можно пойти по ягоды, с коробом покрупнее - по грибы.

VII. Составление плана-конспекта

Чтобы представить себе последовательность изготовления первой плетеной поделки, запишите в ваши рабочие тетради тему занятия, план-конспект урока и его афоризм.

VIII. Работа с учебником

В учебнике также есть описание видов работы, которые вам придется выполнять. Откройте учебник на с. 16, прочитайте заголовок: «Короб. Прямое плетение». Такой короб можно сплести из любой бумаги, лучше той, которая прочнее. А в приведенном здесь описании использованы полоски бумаги разных цветов, чтобы было понятней, как проходит процесс их переплетения между собой.

Поэтому вы тоже можете вырезать полоски из бумаги разных цветов. В этом случае и плести вам будут легче - вы не запутаетесь в том, какие полоски куда следует размещать, а также вы сможете постоянно сверяться с рисунками, приведенными на странице учебника.

IX. Подготовительная работа

Посмотрите на приведенные в книге размеры бумажных полосок. Они указаны в миллиметрах. Так что вам следует вырезать 4 полоски шириной 2 см и длиной 16 см.

X. Освоение начальной стадии плетения из бумаги

Составьте полоски так, как указано на рисунке, с переплетением их в центре. Чтобы они не рассыпались, их можно вначале, при составлении, скреплять скрепками. Выровняйте, чтобы края, оставшиеся от полосок, были равными между собой.

Теперь можно скрепить донышко клеем. Оставшиеся края полосок вокруг донышка надо загнуть вверх. Это будет основа для создания стенок короба.

XI. Работа с учебником

(Учащиеся отвечают на вопросы 1 и 2 учебника (с. 16).)

XII. Освоение техники прямого плетения из бумажных полос

После создания донышка займемся плетением стенок короба. Для этого необходимо нарезать полоски такой же ширины, какие понадобились для изготовления донышка, - 2 см. Длина их может быть произвольной, но не менее 16 см плюс еще 2-3 см для соединения сторон короба.

Теперь возьмите в руки первую полоску. Договоримся называть эти поперечные полоски словом «рабочие». Пропустите эту рабочую полоску через вертикально стоящие полоски, чередуя ее нахождение в шахматном порядке, как это указано на верхней фотографии (с. 16). На сгибах короба и рабочую полоску также надо сгибать.

После того как рабочая полоска пройдет по всему периметру короба, ее надо закрепить на конце с помощью капельки клея.

Точно так же вырежьте и переплетите следующую рабочую полоску. Обратите внимание на то, как она должна проходить по отношению к предыдущей полоске. Такое переплетение называется «в шахматном порядке». Закрепив эту полоску, можно заняться вырезанием и переплетением третьей, последней полоски. XIII. Оформительские и закрепляющие моменты плетения

- Ваш короб почти завершен. Теперь давайте рассмотрим фотографию, размещенную вверху на с. 16. Какая еще деталь здесь имеется? (Каемка по верху короба.)

- Как вы думаете, какова цель этой каемки? (Она служит и для украшения поделки, и для закрепления ее верхней части.)

Каемка фиксирует одновременно и горизонтальные и вертикальные полоски, из которых сплетены стенки короба. Значит, и вам обязательно надо завершить работу над коробом ее изготовлением.

- Опишите внешний вид каемки. (Она волнистая с одного края, в каждом ее волане прорезано отверстие для украшения.Вторая сторона каемки загнута внутрь.)

- Какова приблизительная ширина этой каемки? (Та, что видна и находится снаружи короба, - около 2 см, почти равна ширине рабочей полоски.)

Но заготовку для нее необходимо вырезать вдвое шире - около 4 см, ведь своей второй частью каемка завернута в короб.

Отрежьте полоску бумаги шириной 4 см, длиной 16 см плюс 2-3 см для ее закрепления на боку короба. Одну длинную сторону можно, как на фотографии, вырезать волнистой. Обратите внимание: на фотографии короба волнистые зубчики вырезаны мелкими. Они мельче, чем ширина самих полосок. Вот и вы, когда будете делать такую полоску, обрезайте зубчики мельче - так они потом будут красивее смотреться, не сливаясь с основным размером переплетенных полосок. Чтобы такой волнистый край вырезать как можно проще, сложите полоску вчетверо, не сжимая туго. Карандашом с одного края проведите слабую волнистую линию - наметьте границу, по которой будете ножницами обрезать край. После чего, не разворачивая бумаги, обрежьте край по намеченной линии.

На фотографии видны еще декоративные отверстия на этой каемке. Если вы ходите и их вырезать для украшения вашего короба, то, не разворачивая полоски, сложите ее еще раз пополам

поперек. По сгибу ножницами сделайте вырезы отверстий. После чего разверните полоску.

Теперь ее следует сложить уже вдоль, цветной стороной налицо. Крепко прогладьте сгиб. Так вы обозначите две стороны полоски - внешнюю, с волнистым краем, и внутреннюю, которая будет заправлена внутрь короба.

Приложите полоску к верху короба по линии этого сгиба и загните внутренний край - примеряйте, как полоска будет выглядеть на поделке. Пальцами прогладьте полоску на сгибах короба -снаружи и внутри.

После этого, стараясь сильно не разглаживать эти линии сгиба, снимите полоску с края короба.

Обратите внимание - если во внутренней части короба эта полоска слишком стягивается, ее можно надрезать поперечными надсечками в углах.

Таким образом, верхняя декоративная полоска короба будет не только служить его украшением, но и скреплять всю конструкцию. Видите, короб становится все наряднее и прочнее. Теперь осталось эту полоску приклеить. Но прежде поговорим еще об одной важной детали поделки.

XIV. Изготовление ручки

- В начале урока мы говорили о назначении коробов. Чего не достает в нашем коробе, чтобы с таким кузовком ходить по ягоды, что еще нужно? (Ручка.)

Верно, понадобится именно эта деталь. Ее можно сделать, например, из привязанного куска веревочки. Но у вас нет веревочки или ткани, значит, придется выполнить ее из бумаги -просто сложить вдоль пополам полоску и приклеить ее, загнув под верхнюю каемку.

Если у вас есть еще немножко терпения, то ручку из бумаги можно также сделать плетеной. Три длинные полоски с одного конца надо скрепить, а потом переплетать их, как косичку. Для скрепления можно, во-первых, склеить все три полоски, а, во-вторых, для надежности зафиксировать их скрепкой. Только при плетении полоски не следует перекручивать по своей оси, ручка должна оставаться плоской. Окончив работу, также сведите все три конца полосок и скрепите их с помощью клея и скрепки.

Готовую ручку необходимо вставить изнутри короба и приклеить. На некоторое время ее можно закрепить с помощью скрепки. Осталось концы ручки заправить под верхнюю каемку.

XV. Общая сборка конструкции

В верхней декоративной полоске следует прочнее обработать места, в которых на короб надета ручка. Но сначала приклейте верхнюю полоску. Чтобы ручка при этом не мешала, аккуратно заправьте ее внутрь короба. Снимите зажимающие ее края скрепки.

Положите верхнюю полоску перед собой лицевой стороной вниз. Возьмите клей и смажьте им тот край полоски, который остался ровным, не волнистым. Клей надо нанести аккуратной тонкой линией.

Осталось вновь приложить эту полоску к верху короба, загнуть внутрь и плотно прижать, чтобы помочь ей приклеиться. Боковые края полоски наложите друг на друга и тоже склейте. Отдельно специально сожмите пальцами места, в которых полоска накладывается на концы ручки.

Осторожно выверните вверх ручку. Теперь, чтобы ручка держалась прочнее, поверху снова закрепите ее скрепками.

XVI. Подведение итогов урока, выставление оценок

В такой короб, конечно, не положишь горячих пирожков, как это сделала девочка Маша - героиня русской народной сказки. Но зато в него можно поместить множество других приятных предметов - разноцветные камешки, декоративные искусственные или высушенные цветы, пуговки и т. д.

(Проверка правильности выполнения школьниками работы, выставление оценок.)

- Какие еще декоративные детали могут украсить ваш короб?

- Рассмотрите рисунок, размещенный справа внизу на с. 14, скажите, какую вещь плетет изображенный здесь человек? (Лапши.)

XVII. Уборка рабочего места, сохранение поделки

Обрезки бумаги надо смахнуть в мусорное ведро, уберите ножницы, клей.

Домашнее задание

Принести бумагу, скрепки, ножницы, клей.

Ход урока 2

I. Повторение пройденного. Постановка задачи урока

- Как называется вид работы, которым вы занимались на прошлом уроке?

- Какой предмет вы выполняли плетением из бумаги?

- Какие еще предметы можно делать в технике плетения?

- Из чего можно плести полезные и красивые вещи?

- Как называлась техника плетения, которой вы научились на прошлом уроке? (Прямое плетение.)

- Рассмотрите варианты поделок, представленных на доске. Чем они отличаются от поделки, которую вы выполняли на прошлом уроке? (Способом переплетения полос.)

В сегодняшних поделках - новый прием переплетения полос. На этих иллюстрациях видно, что они идут наискосок. Если на прошлом уроке вы создавали короб техникой «прямое плетение», то сегодня познакомитесь с новым приемом работы. Такая техника называется «косое плетение».

II. Работа с учебником

Откройте учебники на с. 17 и прочитайте название новой темы: «Коробочка. Косое плетение». Рассмотрите этапы выполнения изделия.

- Чем сходно изготовление этой поделки с предыдущей - той, которую вы делали на прошлом уроке? (Начальной стадией складывания полосок, изготовлением донышка.)

- На каком этапе начинается различие в изготовлении поделок? (После переплетения полосок для изготовления донышка иначе выполняется загиб полосок вверх.)

- Чем еще, как видно из рисунка, отличается техника плетения? (Для переплетения приходилось вырезать дополнительные полоски; в этом коробе полоски, из которых делаются стенки, будут переплетаться между собой.)

- Прочитайте, каких размеров должны быть полоски для плетения этой коробочки. Не забывайте, что размеры указаны в миллиметрах.

III. Запись плана-конспекта

Как и на предыдущих уроках, запишем тему занятия, план-конспект изготовления коробочки с косым плетением и афоризм урока.

IV. Предварительная работа

Работу начнем с предварительной подготовки материалов. Отмерьте полоски нужных размеров и вырежьте их.

Чтобы поделка получилась наряднее, можно, как указано на рисунке, делать полоски разных цветов. Тогда при переплетении они создадут интересный рисунок.

V. Начальная стадия изготовления. Обозначение донышка

для косого плетения

Полоски надо разместить, переплетя между собой, как на прошлом уроке, для изготовления донышка. При этом, чтобы полоски не съезжали, можно временно подсоединять их скрепками. После того как выровняете длину полосок по всем сторонам от донышка, можно скрепить донышко клеем.

Обратите внимание на другой прием изготовления донышка. Положите заготовку перед собой и рассмотрите с. 17 - на первом рисунке там показано, как следует разметить донышко для начала косого плетения.

Это следует сделать с помощью линейки. Сначала карандашом обозначьте точки, которые надо соединить линиями по линейке. Потом приложите линейку поочередно к каждой паре точек и соедините их, чтобы получился квадрат, вписанный в это донышко поперек.

VI. Подготовка полос для переплетения

Помните, что для стенок коробочки придется поднимать полоски бумаги от донышка вверх. Прочитайте указания по изготовлению донышка (п. 1). Чтобы обозначить донышко как можно четче, необходимо по проведенным вами линиям провести еще и концами сложенных ножниц.

Теперь по этим продавленным линиям поднимите края полосок вверх. Прочитайте об этом в п. 2.

VII. Освоение техники косого плетения из бумажных полос

Прочитайте п. 3 правил по плетению коробочки. Обратите внимание на фотографию и приведенный на странице рисунок. Полоски, поднятые вверх, образовали наложение друг на друга. Чтобы они держали стенки коробочки прочно, их надо переплести между собой. Помните, как вы плели стенки у предыдущего короба, - шахматным порядком. Аналогичным образом переплетаются полоски и при выполнении косого плетения.

VIII. Оформительские и закрепляющие моменты плетения

После того как вы дошли почти до самого края коробочки, концы полосок надо закрепить, чтобы они не распускались.

Посмотрите на приведенную здесь же фотографию - видите, края коробочки завершаются зубчиками. Для этого самые края полосок надо загнуть внутрь и закрепить клеем.

IX. Художественный момент

Если вы хорошо поняли технику плетения корзинки, то самостоятельно на ее основе можете сделать более нарядные вещи, например те, которыми можно украсить праздничный стол. К таким вещам вполне можно отнести сухарницу или конфетницу. Самое интересное, что в них действительно можно будет впоследствии положить конфеты или сухарики, поставив сплетенный вами предмет на стол.

X. Подведение итогов урока, выставление оценок

- Как называется вид работы, которым вы занимались на уроке?

- Как называется такая техника плетения?

- Встречались ли вам где-то в жизни плетеные вещи? Из чего они были сплетены и для какой цели предназначались?

- Какие декоративные детали могли бы еще дополнить поделку?

(Проверка правильности выполнения школьниками задания на уроке, выставление оценок, демонстрация лучших поделок и их отбор для классной выставки.)

XI. Закрепление материала

Откройте учебник на с. 106 и прочитайте приведенный там текст «Туес деда Мартына».

- В чем дед Мартын видел пользу от бересты?

- Для чего использовалась береста в крестьянском хозяйстве?

- Как украшали поделки из бересты?

XII. Уборка рабочего места, сохранение поделки

Обрезки бумаги аккуратно смахнуть в мусорное ведро, убрать ножницы и клей.

Домашнее задание

Принести бусинки, мелкий бисер, ножницы, иголку и нитки. Иголка и нитки должны быть тонкими, чтобы проходили в бусинки.



© 2010-2022