Доклад Формирование словесного творчества детей средствами фольклора

Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам.   На первом этапе происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора, усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями. Цель этого этапа – активизировать запас хорошо известных сказок; обогащать опыт детей знанием новых народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев; воспитывать интерес к русск...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На втором этапе происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования. Целью

Воспитатель напоминает детям знакомую сказку, они пересказывают и демонстрируют её с помощью наглядного материала. Обращается внимание на характер построения, указывается на последовательность появления персонажей, очерёдность эпизодов.

Педагог должен подготовить возможность возникновения детского сочинения и руководить этим творческим процессом, помочь сложиться замыслу, выбору темы и героев детской сказки, помочь в развитии сюжета, в построении повествования. Это создаёт определённый уровень творческого рассказывания, активизирует ребёнка в дальнейших попытках сочинять.

Русская народная сказка используется как возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребёнком собственной сказки.

На третьем этапе дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа^ . Цель этого этапа - подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях - формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению законченного построения, средствами выразительности.

Усилия ребёнка направляются на повышение самостоятельности и активности в словесно-творческих проявлениях. Вначале дети должны придумать повествование на предложенную тему, используя заданных персонажей и развивая названный сюжет. Далее требования к самостоятельности возрастают: дети выбирают из предложенного материала персонажей, тему своей сказки, придумывают сюжет.

Существуют приёмы, которые используются на протяжении всего процесса развития творчества. Это пересказ русских народных сказок.

Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И передавая её, ребёнок овладевает опытом поэтической и разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок. Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия - композицию, выразительные средства языка.

Под словесным творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений - сказок, рассказов, стихов и т.д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение.

Словесное творчество старших дошкольников можно развивать разными путями:

- воздействие художественной литературы, т.е. такое донесение до ребёнка литературного произведения, которое поможет ему осознать не только содержание, но и выразительный язык сказки, рассказа, стихотворения;

- побуждение к творческой деятельности, постоянные упражнения в творчестве.

^ Фактором, который воедино связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух. В это понятие входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.

Чувство поэтического языка развивается путём практических упражнений при выполнении творческих заданий.

^ 1.Придумывание сравнений и эпитетов.

Задача: помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический.

2.Подбор синонимов и антонимов.

Задача: помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки.

^ 3.Различение ритма и рифмы поэтической речи.

Задача: различать ритм разных стихотворений; найти в стихотворении ясно выраженную рифму; придумать рифму по заданным словам.

Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования.

Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

^ Творческие проявления у детей 5 - 7 лет в театрально - игровой деятельности.

Процесс развития речи детей предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Театрально - игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребёнка, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно такая способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей. В процессе театрализованных игр дети знают, что и кого они изображают.



© 2010-2022