• Преподавателю
  • Другое
  • Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО»

 Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155).   Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО»

Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад№2" г. Оханска



Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

а также:

  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим.

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

Перед коллективом нашего детского сада поставлена задача целенаправленно работать над созданием оптимальных условий, обеспечивающих формирование у детей и их родителей осознания значимости сохранения собственного здоровья через реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость.

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог. Чтобы добиться конкретных результатов, необходимо взаимодействие специалистов: медработников, педагогов, психолога с обязательным вовлечением в этот процесс семьи.

Созданное, таким образом, детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.

Коллектив нашего детского сада прежде всего(этапы):

- изучил: особенности физкультурно - оздоровительной работы;

- проанализировал: исходное состояние здоровья дошкольников, а также здоровьесберегающей среды в ДОО; освоение педагогами методов и приёмов здоровьесбережения; внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья;

- просмотрел: взаимодействие валеологической направленности воспитателей с родителями ДОО.

Так, в детском саду постепенно сложилась система здоровьесбережения:

- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул); - комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья", профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна); - непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов; - оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки); - организация рационального питания; - медико-профилактическая работа с детьми и родителями; - соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса; - комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Основные направления работы по здоровьесбережению в детском саду:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витаминотерапия;).

2. Обеспечение психологической безопасности (комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (создание условий для оздоровительных режимов,бережное отношение к нервной системе ребенка, создание условий для самореализации и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Можно выделить следующие виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании:

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Технологии обучения ЗОЖ

Образовательная деятельность по физической культуре

3 раза в неделю в спортивном зале и на улице

Проводится в соответствии с программой, Токаевой, по которой работает ДОО.

Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах

В физкультурном зале, под музыку с предметами и без них.

Игротерапия

В зависимости от задач, поставленных педагогом.

Включение педагога в игровой процесс.

Самомассаж

В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж

В осенний и весенний периоды. В утренние и вечерние часы со старшей группы.

Проводится с частоболеющими детьми.

Коммуникативные игры

2-3 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста.

Игры выстроены по определенной схеме.

Дополнительное образование (оздоровительные игры)

2 раза в неделю с подгруппой детей во 2 половину дня.

Использование авторских методик.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно с подгруппой детей, с младшего возраста.

Со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами.

Пробудка

Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.

Форма проведения различная.

Релаксация

В любом помещении для всех возрастных групп.

Использование спокойной классической музыки или звуков природы.

Подвижные и спортивные игры

Как часть занятия, в группе и на прогулке.

В соответствии с возрастом детей.

Динамические паузы

Во время НОД по мере необходимости.

Элементарная гимнастика для всех групп мышц.

Коррекционные технологии

Сказкотерапия

1 занятие в неделю со старшего возраста.

Групповое рассказывание, где рассказчики - группа детей.

Музыкальное воздействие

2 - 4 раза в месяц.

Используют в качестве вспомогающего средства для снятия напряжения. Повышение эмоционального настроения.

Технология воздействия

цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОО. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:

  • типа дошкольного учреждения;

  • конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;

  • организации здоровьесберегающей среды;

  • от программы, по которой работают педагоги;

  • продолжительности пребывания детей в ДОУ;

  • от показателей здоровья детей;

  • профессиональной компетентности педагогов.

Исходя из принципа «здоровый ребёнок - успешный ребёнок», основной приоритет в работе нашей группы отведён оздоровительному направлению деятельности при соблюдении условия обеспечения качества образования. Для достижения выбранных ориентиров в группе в течение трех лет в рамках дополнительного образования функционирует кружок оздоровительно-развивающих игр и упражнений "Здоровый ребенок". Руководитель - воспитатель Вдовина Е.С.

Разработанная программа кружка отражает комплексный подход к проблеме оздоровления детей в ДОУ.

Цель программы дополнительного образования:
укрепление психического и физического здоровья дошкольников с помощью разновариативных оздоровительно - развивающих игр.

Задачи:

- Оздоровить организм детей.

- Создавать условия для радостных эмоциональных переживаний детей.

- Укреплять мышечный корсет и своды стопы, формировать правильную осанку у детей.

- Способствовать развитию рефлексии у детей, повышать их самооценку.

Игры и упражнения подобраны, в основном, для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей, для укрепления мускулатуры ног, мышц рук, спины и живота. Авторы методических пособий: Галанов А.С., Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Козырева О.В. и другие.

Все они отмечают, что специальные игры и физические упражнения оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, укрепляют нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Разновариативные игры способствуют развитию рефлексии, помогают выражать детям свои чувства, разрешать внутренние конфликты, повышать самооценку. Дети овладевают ценностями культуры, вырабатывают определенные физические навыки.

Таким образом, изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по вопросу здоровья детей позволило выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы здоровьесбережения, спроектировать, спланировать и выстроить систему ведения дополнительного образования в ДОУ.

Работа по формированию привычек здорового образа жизни предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической компетентности родителей. В своей работе, прежде всего, направляем внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в формировании привычек ЗОЖ в период дошкольного возраста.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада, семьи, специалистов ДОУ, а также с социумом. Все стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития ребенка, создание благоприятных условий.

Такое взаимодействие способствовало установлению доверительных отношений, что оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В завершении хочу поделится с вами 7-ю секретами здоровьесбергающей педагогики:

1. Секрет доброты - необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.

2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) - стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.

4. Секрет результативности - целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.

5. Секрет соответствия создаваемого задуманному - объективное отслеживание получаемых результатов

6. Секрет технологичности - создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.

7. Секрет истинности - интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

Спасибо за внимание!





© 2010-2022