2 Рабочая программа вокального коллектива Русская душа

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение


Средняя Общеобразовательная Школа «Школа Перспектива»


Утверждено

директор школы

_______И.Г. Ермакова

«___»_____2015 г.









Дополнительная общеобразовательная программа

Вокальный ансамбль «Русская душа»

( уровень базовый)

Возраст детей:12-18

Срок реализации:3 года

Количество часов - 144



Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории:

Мазина Ирина Викторовна


2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



Информационная карта.

1. Учреждение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа Перспектива»

2. Полное название программы:

Рабочая программа дополнительного образования детей :

Вокальный ансамбль «Русская душа»

( для обучающихся среднего и старшего возраста).

3. ФИО. Должность автора:

Мазина Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель музыки. Стаж работы 25 лет.

4. Сведение о программе.

4.1 Нормативная база.

Программа составлена с учетом всех требований Закона РФ « Об образовании»(Постановление Правительства РФ от 7-декабря 2006 г. №752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)

4.2 Область применения.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа Перспектива»

Дополнительное образование детей.

4.3 Направленность.

Художественно-эстетическая.

4.4 Тип программы.

Модифицированная.

4.5 Вид программы.

Образовательная.

4.6 Возраст обучающихся.

12-18 лет. (8-15 человек)

4.7 Продолжительность обучения.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Пояснительная записка.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, поскольку личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности, не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Актуальность.

В наши дни актуально быть внутренне свободным, открытым всему новому, уверенным в себе, естественным и креативным.

Вокальное искусство подразумевает наличие у исполнителя многих талантов: он должен уметь одинаково хорошо петь, пластически двигаться, обладать превосходной дикцией, а главное уметь донести до зрителя образ исполняемого произведения.

Воспитанники ансамбля, осваивающие программу «Русская душа»,занимаются творчеством: подбирают репертуар, работают над сценическими номерами, сочиняют, занимаются концертной деятельностью, принимают участие в областных конкурсах и фестивалях.

Направленность.

Дополнительная образовательная программа по вокалу реализуется в художественно-эстетической направленности.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно- исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

Отличительные особенности программы.

Программа ориентирована на детей, занимающихся в системе дополнительного образования в вокальном ансамбле « Вдохновение» на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения « Школы Перспектива», в которой занимаются учащиеся с 5-8 класс в возрасте от 10 до 16 лет. Особенность программы «Вдохновение» в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Таким образом, программа «Вдохновение» ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности. Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Принципы педагогического процесса.

-принцип единства художественного и технического развития вокала.

-принцип гармоничного воспитания личности.

-принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, о простого к сложному.

-принцип успешности.

-принцип соразмерности уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенку.

-принцип творческого развития.

-принцип доступности.

-принцип ориентации на особенности и способности,- природосообразности ребенка.

-принцип индивидуального подхода.

-принцип практической направленности.

Цель программы:

Приобщить учащихся к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развить мотивацию к творчеству; формировать высокие духовные качества и эстетику поведения средствами вокального искусства.

Задачи.

Развивающие.

1. развитие гармонического и мелодического слуха

2. совершенствование речевого аппарата

3. развитие вокального слуха

4. развитие певческого дыхания

5. преодоление мышечных зажимов

6. развитие артистической смелости и непосредственности ребенка

7. развитие гибкости и подвижности мягкого неба

8. расширение диапазона голоса

Образовательные.

1. формирование навыков певческой установки

2. обучение использованию при пении мягкой атаки

3. формирование вокальной артикуляции

4. формирование музыкальной памяти

5. обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля

Воспитательные.

1. воспитание эстетического вкуса учащихся

2. воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом

3. воспитание чувства коллективизма

4. воспитание воли , дисциплинированности, взаимодействия с партнерами

5. воспитание трудолюбия, целеустремленности, а также высоких нравственных качеств.

Дополнительная образовательная программа «Вдохновение» является модифицированной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, составляет 12-18 лет. В ансамбль принимаются дети на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Сроки реализации, форма и режим занятий.

Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году 72 занятия.

Основной формой работы с обучающимися являются учебные занятия.

Программой предусмотрены занятия в форме индивидуальной работы, работы в группах. Образовательный процесс включает в себя творческий метод обучения, который используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевом пении, в постановке музыкальных спектаклей.

Музыкальные произведения на протяжении обучения могут исполняться (в микрофон) а capella, под фонограмму «минус», аккомпанемент рояля, клавишного синтезатора, акустической гитары и др. Учащиеся могут выступать как в дуэте, трио и т.д , так и в роли «бэк-вокала».

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального обучения воспитанников на групповых и индивидуальных занятиях.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных фестивалях, конкурсах.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступлений обучающихся в рамках дома творчества, районных, областных мероприятий.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении учебного материала.

Формы проверки результатов по каждому году обучения.

1. Контрольное тестирование по теории, после каждой пройденной темы (каждый месяц).

2. Концерты, творческие вечера для педагогов, родителей.

3. Музыкальные викторины по произведениям пройденных композиторов.

4. Участие в конкурсах, творческих фестивалях.

Результаты освоения программы.

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Санитарно-гигиенические требования:

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующим ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Учебно-тематический план

1 год обучения.

Предполагаемые результаты.

В конце первого года обучения обучающиеся должны

Знать:

-правила певческой установки и певческого дыхания.

-строение голосового аппарата.

-средства музыкальной выразительности.

Уметь:

-правильно брать певческое дыхание, петь фразы ровно.

-петь с мягкой атакой звука.

-точно повторить звук в гармоническом интервале и в аккорде.

-правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений.

Приобрести навыки:

-умение звуковысотно, чисто и ритмически четко исполнять песни, выполняя средства музыкальной выразительности.

- умение осмысленно. Выразительно передать содержание/ образ песни.

Задачи первого года обучения.

Обучающие:

- знакомство с историей вокального искусства, её основами; строением голосового аппарата

- формирование азов вокальной техники (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция)

- различать жанры музыкальных произведений, определять выразительно-изобразительные средства в музыке.

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей (правильное интонирование,

музыкальный слух, память);

-развитие чувства ритма;

- развивать осмысленную, выразительную, сопереживательную передачу

содержания песни слушателю.

Воспитательные:

- воспитание любви к музыкальному искусству;

- воспитание художественно-эстетического вкуса;

- воспитание вежливости, дисциплины, пунктуальности, целеустремлённости.

Раздел.

Темы.

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в курс программы.

1.1 .Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим и план работы объединения.

1.2Начальная диагностика.

1.3История развития вокального искусства.

1.4Влияние искусства на окружающий мир.

1.5 Вокальное искусство в системе музыкального воспитания детей.

1.6 Основные певческие навыки.

1.7Гигиена и охрана голоса.

1


-

1

1

1


1

1

6

-


2

-

-

-


-

-

2

1


2

1

1

1


1

1

8

2.

Вокально-техническая работа (разучивание произведений

2.1 Основы певческой установки.

2.2 Постановка певческого дыхания. Основные правила певческого дыхания. Метод А.Н. Стрельниковой.

-

1

1

2

1

10

12

23

1

11

13

25

3.

Музыка-язык чувств.

3.1История развития вокальной музыки

3.2 История развития танцевальной музыки

3.3Вокально-инструментальная музыка.

3.4Балет

1

1

4

1

7

-

-

-

-

-

1

1

4

1

7

4.

Вокально-техническая работа.

4.1Звукообразование, звукоизвлечение. Песни современных авторов.

4.2 Основные способы звуковедения.

4.3 Музыкальный слух. Его типы. Упражнения на развитие слуха.

4.4 Дирижерские жесты

4.5 Работа с солистами


1

1

2


1

1

6

11

10

7


4

2

34

12

11

8


6

3

40

5.

Актерское мастерство

5.1Пение и движение

1

1

7

7

8

8

6.

Теоретико-аналитическая работа.

6.1 Песни народов мира.

6.2 Творчество композиторов классиков

6.3 Творчество композиторов-романтиков

6.4 Просмотр видеозаписей выступлений детей на Евровидении, Новой волне

2

4

4

2


12

-

-

-

-


-

2

4

4

2


12

7.

Вокально-хоровая работа.

7.1 Артикуляция звука.

7.2 Дикция и орфоэпия.

7.3 Элементы вокально-хоровой звучности.

7.4 Лад. Тоника, устойчивые и неустойчивые звуки.

7.5 Двухголосие . Понятие о двухголосном пении.

1

1

1

2

2

7

8

12

12

-

2

34

9

13

13

2

4

41

8.

Диагностический этап

Диагностика знаний, умений и навыков за 1 год обучения.

1

1

-

1

1

9.

Итоговое занятие

Отчетный концерт

2

2

-

2

2

Итого:

44

100

144


Содержание материала первого года обучения.

Введение в курс программы-8 часов.

Теория - 6 часов

- Вводное занятие. Беседа «Волшебный мир музыки». Цель и задачи программы. Режим работы, инструктаж по технике безопасности.

-История развития вокального искусства.

-Влияние искусства на окружающий мир

- Вокальное искусство в системе музыкального воспитания детей.

- Основные певческие умения и навыки. Знакомство с основными терминами (певческая установка, вокальные навыки-ансамбль, строй, звукообразование, дикция)

- Гигиена и охрана певческого голоса. Основные правила по охране голоса. Строение детского голосового аппарата.

Практика -2 часа

- Начальная диагностика вокальных способностей детей (2 часа) .

Вокально-техническая работа-25 часов.

Теория-2 часа.

-Постановка певческого дыхания. Основные типы и правила певческого

дыхания.

- Интонационное зерно в музыке.

Практика-23 часа

- Основы певческой установки.

- Вокально-хоровые упражнения на постановку певческого дыхания. (2

часа)

- Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой (4 часа)

- Вокальная работа над цепным дыханием в песне. (4 часа)

- Вокально-хоровые упражнения на формирование чистого

интонирования. Основные приёмы на выработку чистой интонации (4часа)

- Вокальная работа над чистой интонации в музыкальных произведениях в размере 2/4.(4 часа)

- Вокальная работа над чистой интонации в музыкальных произведениях в размере 4/4. Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное эхо», «Как тебя зовут?» (4 часа)

Музыка-язык чувств-7 часов.

Теория-7 часов.

-история развития вокальной музыки-(1 час)

-история развития танцевальной музыки-(1 час)

-вокально-инструментальная музыка-(4 часа)

-Балет. История балета, мировые шедевры в мире балета.(1 час)

Вокально-техническая работа-40 часов.

Теория-6 часов.

-Знакомство с техническими приёмами - звукообразованием, звукоизвлечением (начало пения с правильным формированием гласных, четким и коротким произношением согласных)-(1час)

- Беседа. Основные способы звуковедения :legato,staccato, nonlegato, marcatto. Знакомство с терминами.-(1час)

- Беседа. Музыкальный слух. Знакомство с понятием «музыкальный слух». Типы слуха: абсолютный, относительный.-(1час)

-Рассказ о профессии дирижера. Роль дирижера в хоре. Знакомство с основными дирижерскими жестами. Понятие динамики.-(2часа)

-Работа с солистами. Беседа о роли солиста в хоре. Аналитическая работа (разбор партии) солиста. -(1час).

Практика-34 часа.

-Вокально-хоровые упражнения на формирование звукообразования.(4часа)

- Вокально-хоровые упражнения на формирование звукоизвлечения.(3 часа)

- Вокальная работа над техническими приёмами - звукообразованием, звукоизвлечением в песнях современных авторов (звонким, легким, напевным) (4часа)

- Вокально-хоровые упражнения на штрихи: legato, staccato, non-legato, markatto. (5часов)

- Вокально-хоровая работа над основными способами звуковедения в песнях (5 часов).

- Развитие гармонического слуха. Определение на слух окраску созвучий, определение количества звуков, движения мелодии (3 часа)

- Вокально-хоровые упражнения на развитие мелодического слуха (интонирование мелодических построений, аккордов, опевание главных ступеней I,III,V,гаммы, скачки). Определение на слух двух музыкальных звуков разной высоты, движение мелодии↑ и ↓ (4 часа).

-Дирижерские жесты. Организация внимания в коллективе. Работа над выполнением дирижерских жестов: внимание, дыхание, снятие, усиление или ослабление звучности, изменение темпа-(замедление или ускорение).(4 часа)

-Работа с солистами. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. (2 часа)

Актерское мастерство-8 часов.

Теория- 1час.

-Постановка вокального номера. Беседа о подготовке к концертной деятельности. (1 час)

Практика-7 часов.

-Постановка вокального номера. Подбор костюма, аксессуара, оформление сценических декораций.

- Хореографическая композиция к номеру (4 часа)

- Творческое воображение. Работа над элементами актёрского мастерства (воображение, жесты, мимика) (2 часа).

Теоретико-аналитическая работа-12 часов.

Теория-12часов.

-Песни народов мира . Русская народная песня (обрядовые,заклички, трудовые, свадебные, частушки, небылицы). Блюз-негритянская народная песня («корни джаза»), особенности восточной музыки (звукоряд), корни восточной музыки.(2часа)

-Творчество композиторов-классиков. Скарлатти , Гайдн, Моцарт, Бетховен. Творческий, жизненный путь. Произведения, принёсшие им всемирную славу. (4 часа)

-Творчество композиторов-романтиков. Три поколения романтиков. Известные произведения этих композиторов. (4часа).

-Просмотр видеозаписей выступлений детей на Евровидении, Новой волне. Анализ выступлений. Разбор вокала и движений , поведение на сцене в целом, взгляд «со стороны». (2 часа).

Вокально-хоровая работа-41 час.

Теория-7 часов.

-Беседа. Артикуляция звука в песне. Понятие об артикуляции звука (правильное формирование гласных) (1час)

- Беседа. Дикция и орфоэпия. Знакомство с терминами - дикция, орфоэпия. (1час)

- Беседа. Элементы вокально-хоровой звучности (строй, ансамбль, нюансы). Знакомство с терминами. Правила интонирования аккордов. Ансамбль и его виды.(1час)

- Беседа. Третий элемент хоровой звучности - нюансы. Знакомство с понятием нюанс - динамический оттенок, подчёркивающий характер звучания музыки ( ю,ƒ,mю,mƒ, ƒ, ƒƒ ).Постоянные нюансы ю, ƒ, mƒ, подвижные нюансы (cres , dim<> ).

- Беседа. Лад - как средство развития музыки (мажор, минор). Понятие о ладе. Тоника. Устойчивые и неустойчивые звуки лада.

-Двухголосие. Понятие о многоголосном пении. Виды двухголосия. Примеры двухголосного пения в песнях народов мира.

Практика-34 часа.

--Вокально-хоровые упражнения на артикуляцию звука.

- Вокальная работа над артикуляцией звука в песнях.

- Вокально-хоровые упражнения на развитие чёткой дикции.

- Вокальная работа над дикцией в песнях современных авторов.

- Вокальная работа над орфоэпией (фонетическое и грамматическое произношение в тексте).

- Вокально-хоровые упражнения над строем.

- Вокальная работа над строем в песнях.

- Вокально-хоровая работа над ансамблем в музыкальном произведении. Интонационный, метроритмический, дикционный.

- Вокальная работа над темповым, динамическим ансамблями.

- Вокально-хоровые упражнения над нюансами.

- Вокальная работа над нюансировкой в песне.

-Знакомство с народными песнями, пение интервалов б,м 3, б,м 6, Ч4,Ч5.

Диагностический этап-1 час.

-Диагностика знаний, и навыков , полученных за 1 год обучения, в виде тестовых задания( теоретический материал), музыкальной викторины, а также проверка результатов освоения практического материала.

Итоговое занятие-2 часа.

-Отчетный концерт в конце учебного года, где дети могут показать все, чему они научились за прошедший год.

Учебно-тематический план

2 год обучения.

Предполагаемые результаты.

В конце второго года обучения обучающиеся должны

Знать:

-основы звукоизвлечения ,основные динамические оттенки;

- творчество великих композиторов и их музыку;

- свойство голосов и их динамические качества;

- основы музыкальной грамоты.

Уметь:

-правильно формировать гласные и согласные звуки;

- петь чисто, слажено в ансамбле; выразительно и напевно на одном дыхании строить длинные фразы ;

- петь с музыкальными сопровождением и без него; умение держаться в тональности; работать с микрофоном.

Навыки:

-самостоятельно выразительно, осмысленно исполнить песню разного характера;

- приобретение опыта сценических выступлений ;

- умение творчески инсценировать песню.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с творчеством великих композиторов и их музыкой ;

- пение с музыкальным сопровождением и без него, умение держаться в тональности;

- обучение элементарным знаниям по музыкальной грамоте.

Развивающие:

- развитие у обучающихся умения слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании;

- способность импровизировать (придумывать простейшие мелодии на стихотворные тексты);

- развитие и закрепление умения координировать пение и движение.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения друг с другом;

- воспитание у детей стремление к сотрудничеству и сотворчеству;

- воспитание музыкального вкуса.

Раздел

Темы.

Кол-во часов


теория

практика

всего

1

Введение в курс программы

1.1.Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим работы. Диагностика знаний и умений обучающихся.

1.2.Обобщение темы «Основные певческие навыки, певческая установка

1.3.Гигиена и охрана голоса.

1.4.Понятие о певческом голосе, его диапазоне.

1.5.Регистры певческого голоса

1



1


1

1


1

1

6

-



2


-

-


-

-

2

1



3


1

1


1

1

8

2.

Вокально- техническая работа (разучивание произведений

Песни современных авторов.

2.1.Постановка певческого дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.

2.2.Разучивание песни

2.3.Интонирование в песне

2.4.Развитие диапазона голоса.

-


-

-

1

1

10


10

16

3

39

10


10

16

4

40

3.

Теоретико-аналитическая работа.

3.1История оперной музыки. Биография и творческий путь композиторов , писавших оперу. Мировые шедевры оперной музыки.

3.2.Музыкальная культура в советский период. Вокальные жанры в советской музыкальной культуре.

3.3.Развитие музыкального искусства в Западной Европе 20 столетие.

8



2



4

2


16

-



-



-

-


8



2



4

2


16

4.

Музыкально-теоретическая подготовка.

4.1 Введение в курс музыкальной грамоты.

4.2.Правописание нот. Скрипичный и басовый ключ.

4.3.Длительности нот. Паузы.

4.4.Метроритм. Затакт.

4.5Правописание гаммы и главные трезвучия.

4.6.Размеры в музыке. Простые

размеры: 2/4, 3/4, 4/4

4.7 Знаки альтерации, их правописание.

4.8Основные динамические оттенки.

4.9 Знакомство с октавами, регистрами. Транспонирование.

1

1

1

1

2

1

1

1

2

11

-

1

1

1

2

1

1

-

2

9







20

5.

Актерское мастерство.

5.1Мимический канон.

5.2Инсценировка песни.

-

-

2

4

6

2

4

6

6.

Вокально-хоровая работа.

Песни современных авторов.

6.1. Особенности строя acapella. Теория строя.

6.2.Художественно-исполнительский ансамбль в музыкальных произведениях.

6.3.Динамика и фразировка в художественном исполнении .

6.4.Выразительные и

Художественные

средства в музыке.

6.5.Работа над фонограммой песни.

1

1


1

1

-

4

10

10


10

4

11

45






49

7.

Диагностический этап.

7.1 Диагностика знаний и навыков, полученных за 2 год обучения.

1


1

2


2

3


3

8.

Контрольное (итоговое)занятие

8.1 Отчетный концерт.

-

2

2

Итого:

39

105

144

Содержание программы 2 год обучения.

Введение в курс программы-8 часов.

Теория-6 часов.

-Вводное занятие. Цели и задачи II года обучения. Режим и план работы

вокального ансамбля « Вдохновение».

-Обобщение темы «Основные певческие навыки и певческая установка».

- Гигиена и охрана голоса. Повторение изученного материала за I год обучения.

- Понятие о певческом голосе, его диапазоне. Характеристика певческого голоса (высота, диапазон, сила, тембр (окраска)).

- Регистры певческого голоса. Понятие о регистре голоса. Виды регистров: грудной, медиум (средний) и голосовой.

- Название и свойства голосов. Беседа о названии голосов (женские и мужские), их свойства.

Практика-2 часа.

-Диагностика знаний и умений обучающихся. (2 часа)

Вокально-техническая работа-40 часов.

Теория-1 час.

-Развитие диапазона голоса.

Практика-39часов.

-Вокально-хоровые упражнения на постановку певческого дыхания (2 часа).

- Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Работа над упражнениями дыхательной гимнастики (3 часа).

- Разучивание песни в размере 2/4, беседа об авторе, форме и содержании песни. Изучение нотного материала (3 часа).

- Разучивание песни в размере ¾, беседа об авторе, форме и содержании песни. Изучение нотного материала (3 часа).

- Разучивание песни в размере 4/4, беседа об авторе, форме и содержании песни. Изучение нотного материала (4 часа).

- Вокальная работа над певческим дыханием в песне (5 часов).

- Вокально-хоровое упражнение на выработку чистого интонирования (4 часа)

- Интонационная работа в песне, в размере 2/4 (4 часа).

- Вокальная работа над интонацией в песне, в размере ¾ (4часа).

- Вокальная работа над чистотой интонацией в песне, в размере 4/4 (4 часа)

- Вокально-хоровые упражнения на развитие диапазона голоса. Работа над мелодическими оборотами в песне (3 часа).

Теоретико-аналитическая работа-16часов.

Теория-16 часов.

- История оперной музыки. (1час)

-Биография композитора Джузеппе Верди. Отрывки из опер «Риголетто», «Аида». (2 часа)

-Биография Вольфганта Амадея Моцарта. Отрывки из опер «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта». (2 часа).

-Биография Михаила Ивановича Глинки. Отрывки из оперы «Русла и Людмила», «Иван Сусанин» (1час).

-Биография Рихарда Вагнера. Отрывки из опер «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Парсифаль». (2часа).

- Биография Жорж Бизе. Отрывки из оперы «Кармен» (1час).

- Музыкальная культура в советский период. Вокальные жанры в советской музыкальной культуре.(песня, хоровая сюита, кантата, оратория) - (2 часа).

- Творчество Д.Б.Кабалевского. Знакомство с кантатой «Песня утра, весны и мира».Прослушивание фрагментов из кантаты. -Развитие музыкальной культуры в Западной Европе 20 столетие. (4часа)

-Импрессионизм в творчестве зарубежных композиторов. Происхождение, особенности стиля. Биография и творчество Клода Дебюсси. (2часа).

Музыкально-теоретическая подготовка-20 часов.

Теория-11 часов.

-Введение в курс музыкальной грамоты. Знакомство с основами музыкальной грамоты. (1час)

-Правописание нот. Скрипичный ключ. Басовый ключ. (1 час)

-Длительности нот (целая нота, половинная нота, четвертная нота,восьмая, шестнадцатая) пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая) (1час)

-Метроритм. Затакт. Ритмические игры: чёткое простукивание ритмического рисунка на предложенный текст. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное эхо» (1час)

-Правописание гаммы. Главные трезвучия .Понятие о гамме.

Диатоническая и хроматическая гаммы. Знакомство с правописанием гамм:С- dur,а- moll,G-dur,e-moll и главных трезвучий (T53,S53,D53). (2часа)

- Размеры в музыке. Простые размеры:2/4, ¾, 4/4. Объяснение и показ музыкальных примеров в данных размерах. (1час).

-Знаки альтерации. Их правописание(#;ь; ).Показ на фортепиано нотного примера. (1час)

-Основные динамические оттенки.(1час)

-Знакомство с октавами и регистрами. Что такое октава. Типы октав. Что такое регистры. Показ на фортепиано октав и регистров.Транспонирование. Знакомство с понятием - транспонирование. Показ на фортепиано транспонирования мелодии из одной тональности в другую. (2часа)

Практика-9 часов.

-Упражнения на правописание нот, скрипичного и басового ключей.

- Правописание длительностей нот ( целая нота, половинная нота, - четвертная нота, восьмая, шестнадцатая);пауз ( целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая ) .

- Затакт. Метроритм. Ритмические игры: чёткое простукивание ритмического рисунка на предложенный текст. Музыкально- дидактическая игра. «Музыкальное эхо».

-Интонирование гамм C-dur,a-moll,главных трезвучий.

- Интонирование гамм G-dur,e-moll,главных трезвучий.

- Размеры в музыке. Самостоятельный анализ музыкальных произведений в размерах 2/4,3/4,4/4.

-Знаки альтерации. Самостоятельный разбор нотного текста со знаками альтерации и интонирование по нотам.

- Правописание нот в малой, первой, второй октавах.

-Самостоятельное транспонирование знаком простых мелодий на фортепиано.

Актерское мастерство-6часов.

Практика-6часов.

-Мимический канон. Работа над мимикой лица. (2 часа)

- Инсценировка песни. Составление элементов движения в песне, координирование пения и движения. Работа над мимикой, характерными жестами, эмоциональным содержанием. (4 часа)

Вокально-хоровая работа-49часов.

Теория-4 часа.

-Особенности строя acapella. Теория строя. Беседа.(1час)

-Художественно-исполнительский ансамбль в музыкальных произведениях.(1час)

-Динамика и фразировка в художественном исполнении произведения.(1час)

-Беседа. Выразительные и художественные средства в музыке.(1час)

Практика-45часов.

-Вокально-хоровые упражнения над гармоническим строем.

Интонирование мажорного и минорного трезвучий. Контроль за

качеством исполнения.(4часа)

- Вокально-хоровые упражнения над мелодическим строем.

Интонирование гаммообразного движения ↓ и ↑.(4часа)

- Вокальная работа над строем в песне (трудноинтонируемые интервалы,

восходящее и нисходящее движение мелодии). Контроль за чистотой

интонирования.

- Вокальная работа над динамическим ансамблем (равновесие всех

голосов в динамическом соотношении). (2часа)

- Вокальная работа над тембровым ансамблем (тембровое равновесие

звучания голосов) в песне.

- Вокальная работа над дикционным ансамблем (равновесие в

дикционном соотношении)

- Метроритмический ансамбль в песне.

- Вокально-хоровые упражнения на динамику. Применение приѐмов в

работе (пение на закрытый рот, чередование пения вслух и про себя).

- Вокальная работа над динамическими оттенками в песне (4 часа).

- Вокальная работа над фразировкой исполнения в песне (выделение

кульминационной вершины в произведении, выявление линии развития

основных тем).

- Вокально-хоровые упражнения на динамику, штрихи.(3часа)

- Вокально-хоровые упражнения на фразировку.

- Вокальная работа над выразительно- художественными средствами в

песне. Музыкально-дидактическая игра «Как тебя зовут ?».

- Работа над фонограммой песни в размере 2/4 (контроль за чистотой

интонирования, певческим дыханием, гибкостью голоса, ровностью

тембрального звука) .(4часа)

- Вокальная работа над фонограммой песни в размере ¾. (2часа)

- Работа над фонограммой песни в размере 4/4.(2часа)

- Работа с микрофоном в песне .(3часа)

Диагностический этап-3часа.

Теория-1 час.

-Диагностика знаний, навыков, полученных за 2 год обучения.

Практика-2часа.

-Исполнение песен на самостоятельно выбранную тему.

-Творческое задание-придумать мелодию и пропеть на заданный текст.

Контрольное (итоговое) занятие-2часа.

-Отчетный концерт.

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

Предполагаемые результаты.

В конце 3 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

-Историю развития музыкальной культуры по эпохам

-Основы музыкальной грамоты

-Основные приемы игры на фортепиано и средства музыкальной выразительности.

Уметь:

-Формировать звук в высокой позиции, плавно переходить из одного регистра в другой, контролировать чистоту интонации, владеть навыком правильного певческого дыхания.

-Самостоятельно интонировать по нотам музыкальные произведения.

-Исполнять двухголосные произведения.

-Творчески исполнять на фортепиано отдельные попевки, песенки.

Навыки:

-Самостоятельно анализировать музыкальные произведения, их авторов, творчески подходить к составлению танцевальной композиции к песням

-Владеть навыком работы с микрофоном, творческой импровизации.

Задачи:

Обучающие:

-Умение формировать звук в высокой позиции, плавно переходить из одного регистра в другой

-Обучение двухголосному пению

-Формирование азов игры на фортепиано.

Развивающие:

-Развитие творческой самостоятельности при изучении и работе над музыкальными произведениями

-Развитие техники исполнения, подвижности голоса.

-Развитие навыка работы с микрофоном.

Воспитательные:

-Воспитание у обучающихся желания к самосовершенствованию

-Воспитание чувства стиля и широкого кругозора.

-Воспитание толерантности, взаимопомощи и чувства ответственности.

Раздел

Темы

Кол-во часов


Теория

Практика

Всего

1.

Повторение и закрепление ЗУН за 2 года обучения

1.1Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим работы.

Диагностика знаний и умений обучающихся.

1.2 Основные певческие умения, навыки, певческая установка. Основные правила певческого дыхания.

1.3 Гигиена и охрана певческого голоса.

1.4 Понятие о певческом голосе, его диапазоне, регистрах. Название и свойства голосов.

1



-



1


1



4

-



-



-


-



1

1



-



1


1



5

2.

Вокально-техническая работа (двухголосье)

2.1 История возникновения многоголосия.

2.2 Виды имитационной полифонии.

2.3Канон. Понятие о каноне.

2.4 Интонационная работа в каноне.

2.5Разучивание канона.

2.6Вокальная работа над певческим дыханием в каноне.

2.7 Звукообразование и дикция в каноне.

2.8 Вокальная работа над строем в каноне.

1

2

1

-

-

-


-

-

-

4

-

-

-

2

2

3


6

-

2

15

1

2

1

2

2

3


6

-

2

19

3.

Теоретико-аналитическая работа.

3.1 Эпоха романтизма в мировой культуре.

3.2Камерно-вокальное творчество композиторов-романтиков. Р.Шумана,

Ф Шуберта.

3.3 Хоровое искусство в советский период.

3.4 Хоровая культура Тамбовской области

3.5 Биография и творческий путь С.В. Рахманинова

3.6 Известные шедевры классической, народной. современной музыки.

2

4


1


1

4

8


4

24

-

-


-


-

-

-


-

2

4


1

1


4

8


4

24

4.

Вокально-хоровая работа. (двухголосье)

4.1Двухголосие в терцию. Гармонический строй в двухголосие.

4.2 Ансамблевое пение.

4.3 Художественное исполнение песни

4.4 Работа над фонограммой песни

4.5 Работа с микрофоном.

-


-

-

-

-

10


12

12

10

7

51

10


12

12

10

7

51

5.

Музыкально-теоретическая работа.

5.1 Обобщение и повторение пройденного материала за 2 год обучения.

5.2 Транспонирование.

2


2

4

4


2

6

6


4

10

6.

Обучение игры на фортепиано.

6.1Введение в курс программы.

6.2История развития музыкального инструмента-фортепиано.

6.3Знакомство музыкальным инструментом. Приемы игры на фортепиано. Постановка рук. Аппликатура.

6.4Упражнения для развития техники пальцев рук. Простые песенки (И. Корольковой) в размере 2/4,3/4,4/4.

1

1


1


-


3

-

-


2


10


12


1

1


3


10


15

7.

Актерское мастерство.

7.1 Импровизация песни.

7.2Постановка вокального

номера.

-

-

3

12

15

3

12

15

8.

Диагностический этап.

8.1 Диагностика знаний, навыков , полученных за 3 год обучения.

1

1

2

2

3

3

9.

Контрольное занятие.

9.1 Отчетный концерт.

-

2

2

2

2

Итого:

40

104

144




Содержание программы 3 год обучения.

Повторение и закрепление ЗУН за 2 -й год обучения-5 часов.

Теория-4 часа.

-Вводное занятие. Цели и задачи за 3 год обучения. Режим и план работы вокального ансамбля « Вдохновение».

-Основные певческие умения, навыки, певческая установка. Основные правила певческого дыхания.

-Гигиена и охрана певческого голоса.

-Понятие о певческом голосе, его диапазоне, регистрах. Название и свойства голосов.

Практика-1 час.

-Диагностика знаний и навыков обучающихся.

Вокально-техническая работа (двухголосие)-19часов.

Теория-4часа.

-История возникновения многоголосия.

-Виды имитационной полифонии.(2 часа)

-Канон. Понятие о каноне, его значение.

Практика-15часов.

-Разучивание канона. Знакомство с каноном. Самостоятельное интонирование канона по нотам каждого голоса отдельно. Контроль за качеством исполнения унисона. Соединение двух голосов в канон.

-Интонационная работа в каноне. Контроль за чистотой интонирования первого и второго голоса.

-Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.

-Вокальная работа над певческим цепным дыханием в каноне. Контроль за ровным, спокойным, длинным дыханием.

-Вокально-хоровые упражнения на звукообразование, дикцию.

-Вокальная работа над правильным звукообразованием (высокая позиция звука, единая манера пения) в каноне.

Вокальная работа над четкой, ясной дикцией в каноне. Применение приема в работе: четкое проговаривание текста без музыки.

-Вокально-хоровые упражнения над строем. Приемы в работе (пение звукоряда, трезвучий с интонированием главных ступеней лада)

-Вокальная работа над строем в каноне. Интонирование первого и второго голоса отдельно без сопровождения фортепиано. Контроль за чистотой интонирования мелодии, звучащих интервалов.

-Вокальная работа над ансамблем (интонационным, дикционным, динамическим, тембровым в каноне).

Теоретико-аналитическая работа-24 часа.

Теория-24 часа.

-Эпоха романтизма в мировой музыкальной культуре.

-Камерно-вокальное творчество композитора-романтика Р. Шумана. Прослушивание хорового произведения «Доброй ночи», вокальный цикл «Любовь поэта».

-Творчество Ф. Шуберта. Знакомство с хоровыми произведениями. Прослушивание хорового произведения «Любовь», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

-Хоровое искусство в советский период. Выдающиеся деятели хорового искусства советского периода А.А. Давиденко, М.В Коваль. Ознакомление с произведениями.

-Хоровая культура Тамбовской области. Знакомство с историей искусства Тамбовской области.

-Биография и творческий путь С.В. Рахманинова. Прослушивание лучших вокальных произведений. Детский хор «Весна» «Ангел» на слова М. Лермонтова, отрывки из кантаты «Весна».

-Мировые шедевры классической , народной , современной музыки. Прослушивание.

-Викторина «Угадай мелодию».

Вокально-хоровая работа (двухголосие)- 51час.

Практика-51час.

-Вокально-хоровые упражнения над гармоническим строем (интонирование интервалов: б.3,м.3)

-Вокальная работа над гармоническим строем в песнях (двухголосие в терцию, размерах 2/4,3/4, 4/4.

-Дикционный, интонационный ансамбль в двухголосном произведении в размере 2/4.

-Вокальная работа над ансамблем (дикционным, динамическим, темповым) в песне (двухголосие), в размере ¾.

-Вокально-хоровые упражнения на динамические оттенки (p,mp,mf, f)

-Вокально-хоровые упражнения на фразировку.

-Художественное исполнение в песнях (двухголосие)

-Работа над фонограммой песен (двухголосие в терцию). Контроль за чистотой интонирования, четким произношением слова, орфоэпией, динамикой. Фразировкой. Музыкально-дидактическая игра «Как тебя зовут?»

-Работа с микрофоном над двухголосными произведениями.

Музыкально-теоретическая работа-10часов.

Теория-4 часа.

-Обобщение и повторение пройденного материала за 2 год обучения.

-Транспонирование.

Практика-6 часов.

-Повторение правописания нот, ключей, длительностей, затакта, пауз, правописания гаммы.

-Транспонирование заданной мелодии из тональностиC-durвD-dur.

Обучение игры на фортепиано-15часов.

Теория-3 часа.

-Введение в курс программы. Знакомство с основами фортепиано.(1час)

-Беседа об истории музыкального инструмента-фортепиано.(1час)

-Знакомство с музыкальным инструментом (музыкальными звуками и клавиатурой). Октавы, регистры фортепиано.(1час)

-Знакомство с основными приемами игры на фортепиано. Правила посадки. Постановка рук за инструментом. Аппликатура.

Практика-12часов.

-Исполнение на фортепиано октав, регистров.(1час)

-Приемы игры на фортепиано.(1час)

-Упражнения для рук. Контроль за постановкой рук, локтя.(2часа)

-Упражнения для техники пальцев рук (самостоятельная игра в пределах октавы). Контроль за аппликатурой пальцев рук.(4часа)

-Игра простых песенок по сборнику Артоболевской, Корольковой.(4часа).

Актерское мастерство-15часов.

Практика-15часов.

-Импровизация песни (самостоятельное составление композиции песни). (3часа)

-Постановка вокального номера. Осознание содержания и характера песни и донесение его до слушателя посредством мимики, жестов.(4часа)

-Составление танцевальной композиции.(4часа)

-Подбор костюма, аксессуара, оформление сценических декораций, световое оформление номера.(1час).

Диагностический этап-3часа.

Теория-1час.

-Диагностика знаний и навыков, полученных за 3 год обучения.

Практика-2часа.

-исполнить двухголосное вокальное произведение. Составить танцевальную композицию к песне.

-Сочинить мелодию на заданный текст.

Контрольное занятие-2часа.

-Отчетный концерт. (2часа).






Учебно-методическое обеспечение.

1 год.

Раздел/ Тема.

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Введение в курс программы.

1.1 .Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим и план работы объединения.

1.2Начальная диагностика.

1.3История развития вокального искусства.

1.4Влияние искусства на окружающий мир.

1.5 Вокальное искусство в системе музыкального воспитания детей.

1.6 Основные певческие навыки.

1.7Гигиена и охрана голоса.

Лекция.


Проверка начальных навыков, знаний, таланта.

Презентация

Круглый стол


Круглый стол

Лекция

Лекция



Словесный


Практический


Наглядный


Словесный


Словесный

Словесный,

Наглядный

Словесный,

Наглядный



Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.


Беседа


Тестирование,

прослушивание

Тестирование, беседа.

Беседа, дискуссия


Беседа, обсуждение

Беседа, опрос.

Беседа, опрос.

2.

Вокально-техническая работа (разучивание произведений

2.1 Основы певческой установки.

2.2 Постановка певческого дыхания. Основные правила певческого дыхания. Метод А.Н. Стрельниковой.

2.3 Значение интонации в музыке.


Презентация.

Лекция, презентация, беседа.



Лекция, презентация,

беседа.



Словесный , наглядный.

Словесный, наглядный.


Словесный, показ, наглядная демонстра-

ция.



Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.



Беседа, практический ответ, показ.



Практика, показ.

Практический ответ, показ.

3.

Музыка-язык чувств.

3.1История развития вокальной музыки

3.2 История развития танцевальной музыки

3.3Вокально-инструментальная музыка.

3.4Балет

Лекция.

Лекция.

Лекция, презентация, показ

Беседа.

Беседа, словесный рассказ.

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.


Тестирование, опрос.

Тестирование, опрос.

Тестирование, опрос. Викторина.

4.

Вокально-техническая работа.

4.1 Звукообразование,

звукоизвлечение

. Песни современных авторов.

4.2Основные способы звуковедения.

4.3 Музыкальный слух. Его типы. Упражнения на развитие слуха

4.4 Дирижерские жесты

4.5 Работа с солистами


Лекция,

показ.

Лекция, показ.

Лекция, показ, учебная игра.

Лекция, показ, учебная игра.


Беседа, практическ

ие задания.

Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания


Тестирование,

практические задания.

Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

5.

Актерское мастерство.

5.1 Пение и движение.

Лекция, показ, учебная игра.

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало

Тестирование, практические задания, концерт.

6.

Диагностический этап.

6.1 Диагностика знаний, навыков за 1 год обучения.

Стол вопросов, семинар, презентация

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало

Тестирование, практические задания.

7.

Итоговое занятие.

7.1 Отчетный концерт.

Концерт, выступление коллектива, солистов.

Практическое задание.

Концертный зал.

Концерт, отчет о проделанной работе за 1 год.

Учебно-методическое обеспечение.

2 год

Раздел/ Тема.

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Введение в курс программы.

1.1.Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим работы. Диагностика знаний и умений обучающихся.

1.2.Обобщение темы «Основные певческие навыки, певческая установка

1.3.Гигиена и охрана голоса.

1.4.Понятие о певческом голосе, его диапазоне.

1.5.Регистры певческого голоса

1.6.Название и свойства голосов.

Лекция.



Проверка начальных навыков, знаний, таланта.

Презентация

Круглый

стол.

Лекция, круглый стол.

Лекция.

Словесный


Практический


Словесный


Наглядный

Словесный

Словесный

Наглядный



Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало


Беседа



Тестирование, прослушивание


Практические задания.

Тестирование, беседа.

Беседа, дискуссия

Беседа, обсуждение, опрос.

2.

Вокально- техническая работа (разучивание произведений)

Песни современных авторов.

2.1.Постановка певческого дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.

2.2.Разучивание песни

2.3.Интонирование в песне

2.4.Развитие диапазона голоса.


Презентация.

Лекция, презентация, беседа, практическое задание.

Практичес

кое

задание,

показ.

Лекция, презентация, беседа.


Словесный , наглядный.

Словесный, наглядный, практиче

ский

Словесный, показ, наглядная демонстрация, практический.


Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано


Беседа, практический ответ, показ.


Практика, показ.

Практический ответ, показ.

3.

Теоретико-аналитическая работа.

3.1История оперной музыки. Биография и творческий путь композиторов , писавших оперу. Мировые шедевры оперной музыки.

3.2.Музыкальная культура в советский

период.

Вокальные жанры в советской музыкальной культуре.

3.3.Развитие музыкального

искусства в Западной Европе 20 столетие.

3.4 Импрессионизм в творчестве зарубежных композиторов

Лекция, презентация.



Лекция.



Лекция, презентация

, показ.

Лекция, презентация, показ.

Беседа, словесный, наглядный.



Беседа, словесный рассказ


Беседа, Словесный, наглядный, показ.

Беседа, словесный, наглядный. Показ.



Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.


Тестирование, опрос, викторина



Тестирование, опрос, викторина

Тестирование, опрос.

Викторина.

4.

Музыкально-теоретическая подготовка.

4.1 Введение в курс музыкальной грамоты.

4.2.Правописание нот. Скрипичный и басовый ключ.

4.3.Длительности нот. Паузы.

4.4.Метроритм. Затакт.

4.5Правописание гаммы и главные трезвучия.

4.6.Размеры в

музыке. Простые размеры: 2/4, 3/4, 4/4

4.7 Знаки альтерации, их правописание.

4.8Основные динамические оттенки.

4.9 Знакомство с октавами, регистрами. Транспонирование.

Лекция, показ.

Лекция, показ, учебная игра.

Лекция, показ, учебная игра.

Лекция, показ, учебная игра.

Лекция, показ, учебная игра


Беседа, практические задания.


Беседа, практические задания, наглядные

Пособия



Беседа, практические задания, наглядные

пособия



Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало.



Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические

задания.



Тестирование, практические задания.

5.

Актерское мастерство.

5.1Мимический канон.

5.2Инсценировка песни.

Лекция, показ, учебная игра.

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало.

Тестирование, практические задания, концерт.

6.

Вокально-хоровая работа.

Песни современных авторов.

6.1. Особенности строя acapella. Теория строя.

6.2.Художественно-исполнительский ансамбль в музыкальных произведениях.

6.3.Динамика и

фразировка в художественном исполнении .

6.4.Выразительные и художественные средства в музыке.

6.5.Работа над фонограммой песни.


Лекция, презентация

показ.

Лекция.


Лекция, презентация, показ.

Лекция, презентация, показ.

Лекция, презентация.


Беседа, практические задания.

Беседа, практические

задания.

Беседа, практические задания.

задания.

Беседа, практические задания.


Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало.


Тестирование, практические задания.

7.

Диагностический этап.

7.1 Диагностика знаний, навыков за 2 год обучения.

Стол вопросов, семинар, презентация.

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало

Тестирование, практические задания.

8.

Итоговое занятие.

8.1 Отчетный концерт.

Концерт, выступление коллектива, солистов.

Практическое задание.

Концертный зал.

Концерт, отчет о проделанной работе за 2 год.

Учебно-методическое обеспечение 3 год.

Раздел/ Тема.

Формы

занятий

Приемы и

методы

Дидактически

й материал,

техническое оснащение

Формы

подведения итогов

1

Повторение и закрепление ЗУН за 2 года обучения.

1.1 Вводное занятие. Цели и задачи на год. Режим работы. Диагностика знаний и умений обучающихся.

1.2 Основные певческие умения, навыки, певческая установка. Основные правила певческого дыхания.

1.3Гигиена и охрана певческого голоса.

1.4 Понятие о певческом голосе, его диапазоне, регистрах. Название и свойства голосов.


Лекция.



Проверка начальных навыков, знаний, таланта.


Презентация, лекция.

Круглый стол.

Лекция, круглый стол.

Лекция.


Словесный



Практический



Словесный

Наглядный

Словесный

Наглядный




Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало


Беседа



Тестирование, прослушивание



Практические задания.

Тестирование, беседа.

Беседа, дискуссия

Беседа, обсуждение, опрос.

2.

Вокально- техническая работа (двухголосие)

2.1 История возникновения многоголосия.

2.2 Виды имитационной полифонии.

2.3Канон. Понятие о каноне.

2.4 Интонационная работа в каноне.

2.5Разучивание канона.

2.6Вокальная работа над певческим дыханием в каноне.

2.7 Звукообразование и дикция в

каноне.

2.8 Вокальная работа над строем в каноне.

2.9 Ансамблевое пение в каноне.


Презентация.

Лекция, презентация, беседа, практическое задание.

Практическое задание,

показ.

Лекция, презентация, беседа.

Практическая

работа.

Практическая

работа.

Практическая

работа.

Практическая

работа.


Словесный , наглядный.

Словесный, наглядный, практический

Словесный, показ, наглядная демонстрация, практический.


Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.


Беседа, практический ответ, показ.

Практика, показ.

Практический ответ, показ.

Практический ответ, показ.

Практический ответ, показ.


Практический ответ, показ.

Практический ответ, показ.

3.

Теоретико-аналитическая работа.

3.1 Эпоха романтизма в мировой культуре.

3.2Камерно-вокальное творчество композиторов-романтиков

Р.Шумана,

Ф. Шуберта.

3.3 Хоровое искусство в советский период.

3.4 Хоровая культура Московской области

3.5 Биография и творческий путь С.В. Рахманинова

3.6 Известные

Рахманинова

3.6 Известные

шедевры классической, народной. современной музыки.

3.7 Викторина «Угадай мелодию»


Лекция, презентация

Лекция, презентация.

Лекция.

Лекция, презентация, показ.

Лекция, презентация, показ.

Лекция, презентация, показ.

Урок-игра, игровое тестирование на знание музыки.


Беседа, словесный, наглядный.

Беседа, словесный рассказ.

Беседа, Словесный, наглядный, показ.

Беседа, словесный, наглядный.

Беседа, словесный рассказ.

Беседа, Словесный, наглядный, показ.


Беседа, словесный


Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано.


Тестирование, опрос, викторина.

Рассказ.

Тестирование, опрос, викторина

Рассказ.


Тестирование, опрос, викторина

Тестирование, опрос. викторина.

Тестирование, опрос. викторина.


Тестирование, опрос. викторина.

4.

Музыкально-теоретическая подготовка.

4.1 Обобщение и повторение пройденного материала за 2 год обучения.

4.2 Транспонирование

Лекция, показ.


Лекция, показ, учебная игр

Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания, наглядные.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано, меловая доска.


Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

5.

Актерское

мастерство.

5.Импровизация песни. 5.2Постановка вокального номера.

Лекция, показ, учебная игра.

Беседа, практические задания.

Интерактивная

доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало.

Тестирован

ие, практические задания, концерт.

6.

Вокально-хоровая работа.(двухголосие)

6.1Двухголосие в терцию. Гармонический строй в двухголосие.

6.2 Ансамблевое пение.

6.3 Художественное исполнение песни

6.4 Работа над фонограммой песни

6.5 Работа с микрофоном.


Лекция, презентация,

показ.

Лекция, учебная игра.

Лекция, презентация, показ.

Лекция, презентация, показ.


Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания.


Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано, зеркало.


Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

Тестирование, практические задания.

7.

Обучение игры на фортепиано.

6.1Введение в курс программы.

6.2История развития музыкального инструмента-фортепиано.

6.3Знакомство музыкальным инструментом. Приемы игры на фортепиано. Постановка рук. Аппликатура.

6.4Упражнения для развития техники пальцев рук. Простые песенки (И. Корольковой) в размере 2/4,3/4,4/4.

Лекция, показ.

Лекция, показ.

Лекция, учебная игра, показ.


Лекция, учебная игра, показ.

Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания.

Беседа, практические задания.

Фортепиано, компьютер, ноты.

Практические задания, опрос

8.

Диагностический этап.

8.1 Диагностика знаний, навыков за 3 год обучения.

Стол вопросов, семинар, презентация.

Беседа, практические задания.

Интерактивная доска, компьютер, магнитола, фортепиано,

зеркало.

Тестирование, практические задания.

9.

Итоговое занятие.

9.1 Отчетный концерт.

Концерт, выступление коллектива, солистов.

Практическое задание.

Концертный зал.

Концерт, отчет о проделанной работе за 3 год.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации Программы необходимо иметь:

-светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.

-фортепиано.

-стулья.

-доска.

-шкаф для хранения музыкального материала, методической литературы, наглядных пособий, дидактических пособий.

-магнитофон.

-микрофоны.

-аудио, видеозаписи, с различным музыкальным пособием.

Учебные принадлежности:

-тетрадь.

-авторучка.

-нотная тетрадь.

Методическое и дидактическое обеспечение программы:

В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методический материалы:

-методика музыкального воспитания детей.

-русская музыкальная литература.

-зарубежная музыкальная литература.

-творчество великих композиторов.

-развитие и воспитание голоса детей.

-игровые конкурсные программы.

-информационная и справочная литература.

-инструкция по технике безопасности (карточки со средствами музыкальной выразительности, портреты композиторов, карточки с изображением нот, пауз, ритмических рисунков, творческих заданий).

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный.

-словесный.

-наглядный. -репродуктивный.

Приемы обучения:

-беседа о музыкальном произведении, его содержании, характере, о средствах художественной выразительности.

-рассказ о творчестве композитора.

-объяснение, показ иллюстраций сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических).

-пение по нотам.

-исполнение песенок на фортепиано.

-исполнение по слуху мелодий на фортепиано.

-наблюдение

-творческие задания.

-отчетный концерт.

-конкурсы.

-фестивали.

-творческие отчеты.

Примерный музыкальный материал для 1-го года обучения

Бах И.С., рус. Текст Д.Тонского «За рекою старый дом»

Гайдн Й., рус. Текст П.Синявского «Старый добрый клавесин»

Гетри А. «Спор»

Дроцевич В., Сергеев В. «Семь подружек»

Иванников В. «Скрипочка поёт»

Крылатов Е., Яковлев Ю. «Колыбельная медведицы»

Русские народные песни - «Во поле берёза стояла», «Милый мой хоровод», песня-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Соколова Е. «Сегодня мамин день»

Струве Г., Соловьёва Н. «Пестрый колпачок»

Струве Г., Соловьёва Н. «Моя Россия»

Украинская народная песня «Журавель»

Украинская народная песня в обр. К. Волкова «Ой, бежит ручьём вода»

Флисс Б - В. Моцарт, перевод с немецкого Свириденко С. «Колыбельная»

Чайковский П., Аксаков К. «Мой Лизочек»

Швейцарская народная песня «Кукушка»

Антонов Ю., Пляцковский М. «Песенка кока»

Брамс И. «Колыбельная»

Кобзева Н., Черницкая И. «Бабушка и внуки»

Никитин С., стихи Ю. Мориц «Это очень интересно»

Парцхаладзе М., Некрасова Л. «Здравствуй школа»

Птичкин В., Агранович Е. «Песенка Пишичитая»

Русские народные песни - «В сыром бору тропина», «Утушка луговая», «Летом»

Струве Г., Ибряев К. «Отцовская слава»

Ханок Э., Векшегонова И. «Солнышко смеётся» Чичков Ю., Халецкий Я. «Спорт приходит в нашу школу»

Шуман Р. «Домик у моря»

Бах И.С. «Весенняя песня»

Белорусская нар. Песня в обр. А. Свешникова «Реченька»

Ботяров Е., Пляцковский М. «Мама всё поймет»

Варелас А. «Мудрый гном»

Гладков Г., Энтин Ю. «Песня друзей»

Гладков Гр., перевод с норвежского Ю.Вронского «Новогодняя песня»

Грузинская нар. песня в обр. В Гогиели, ру. Текст Л.Некрасовой «Светлячок»

Дубравин Я., Суслов В. «Ты откуда, музыка?»

Дунаевский М., Олев Н. «Тридцать три коровы»

Жарковский Е. «Старые солдаты»

Итальянская народная песня, русский текст Сикорской Т. «Четыре таракана и сверчок»

Кабалевский Д. «Чудо-музыка»

Норвежская народная песня «Камертон» (Канон)

Литовская нар. Песня «Солнышко вставало» (канон)

Минков М., Энтин Ю. «Дорога добра»

Моцарт В., перевод Сикорской Т. «Весенняя»

Никитин С., Мориц Ю. «Резиновый ёжик», «Сказка по лесу идёт»

Русские народные песни - «Ты река ль моя, реченька», «Берёзка», «У зори-то, у зореньки», «А мы просо сеяли»

Русская народная мелодия в обр. Н.Миронова, сл. И. Суриковой «Тонкая рябина»

Фельцман О., Танич М. «Двойка»

Шаинский В., Ламм А. «Пропала собака»

Шаинский В., Рождественский Р. «Игра»

Примерный музыкальный материал для 2-го года обучения

Абт Ф. «Вокализ»

Антонов Ю., Пляцковский М. «Говорят, говорят»

Бирюков Ю., Ерошевская Л. «Умный пёс»

Блантер М., Коваленков А. «Солнце скрылось за горою»

Гайдн И., русский текст П.Синявского «Мы дружим с музыкой»

Дилан Б. «Где цветы минувших дней»

Дубравин Я., Руженцов Е. «Родная земля»

Журбин А., Голубев Е. «Золотой колокольчик»

Зацепин А., Пляцковский М. «В царстве Деда Мороза»

Куклин А. «Песенка о песенке»

Кюи Ц., Плещеев А. «Осень»

Никитин С., Левин В. « Кто я на свете?»

Птичкин Е., Рождественский Р. «Песня о дружбе»

Русская народная песня « Со вьюном я хожу», «Дрёма», «Я на камушке сижу», «Заплетися плетень», «Ай, ты, ноченька»

Серебренников В., Степанов В. «Семь моих цветных карандашей»

Синенко В., Пляцковский М. «Птица-музыка»

Чайковский П., Плещеев А. «Осень»

Чичков Ю. «Наша школьная страна»

Шаинский В., Танич М. «Когда мои друзья со мной»

Якушенко И., Степанов В. «Знают всё ученики»

Антонов Ю., Пляцковский М. «Родные места»

Баневич С. «Мир» из спектакля «Земля детей»

Брицын А., Суслов В. «Учитель»

Варламов А., Лермонтов М. «Горные вершины» (из Гёте)

Ведерников С., Денисова И. «Мы свечи зажжём»

Визбор Ю. «Наполним музыкой сердца»

Дольский А. «Исполнение желаний»

Дубравин Я., Суслов В. «Песня о земной красоте»

Дунаевский М., Олев Н. «Цветные сны»

Ковбойская песня «Родные просторы»

Мартынов Е., Пляцковский М. «Мамины глаза»

Миляев В. «Весеннее танго»

Молчанов К., Львовский М. «Солдаты идут»

Русская народная песня «А я по лугу»

Струве Г., Степанов В. «За новым поворотом»

Туликов С., Пляцковский М. «Не повторяется такое никогда»

Френкель Я., Гамзатов Р. «Журавли»

Чичков Ю., Пляцковский М. «Нам мир завещано беречь», Дом, где наше детство остаётся» Визбор Ю. «Лесное солнышко»

Городницкий А. «Снег»

Григ Э., русский текст Ефременкова А. «Лесная песнь»

Дубравин Я., Суслов В. «Всюду музыка живёт»

Дунаевский М., Олев Н. «Непогода»

Журбин А. Синявский П. «Планета детства»

Заславский С., Софронов А. «Зимняя песня»

Злотник А., Рождественский Р. «Цветы луговые»

Лученок И., Тулупова Н. «Песня о доброте»

Русская народная песня « Во кузнице», «На море утушкакупалася»

Соснин С., Садовский М. «Весёлые нотки, весёлые дни»

Чайковский П., Плещеев А. «Колыбельная песнь в бурю»

Чичков Ю., Ибряев К. «Спасибо вам, учителя!»

Яковлев М., Пушкин А. «Зимний вечер»

Антонов Ю., Пляцковский М. «Не рвите цветы»

Арутюнов А., Степанов В. «Мой друг»

Дунаевский М., Олев Н. «Лев и брадобрей»

Дубравин Я., Энтин Ю., Гин В. «Мы в доме одном живём»

Зарицкая Е., Пляцковский М. «Земля полна чудес», «Природа - наш дом»

Зацепин А., Дербенев Л. «Найди себе друга»

Локтев В., Высоцкая О. «Родная страна»

Минков М., Синявский П. «Песенка на память»

Митяев О. «Как здорово»

Нагибин С., Яковенко В. «Слышу голос земли»Русская народная песня «Ходила младешенька»Соловьёв - Седой В., Матусовский М. «Баллада о солдате»Струве Г., Исакова Ирина «Музыка» Чичков Ю., Разумовский Ю. «Россия, Россия»

Шаинский В, Пляцковский М. «Рассвет-чародей»

Якушева А. «Синие сугробы»

Антонов А., Пляцковский М. «Живёт на свете красота»

Адлер Е., Семернин В. «Что такое песня?»

Арутюнов А., Семернин В. «Полюс дружбы»

Богословский А. «Рисуют мальчики войну»

Варламов А., Лермонтов М. (из В.Гёте) «Горные вершины

Примерный музыкальный материал для 3-го года обучения

Антонов Ю., Поженян Г. «Маки»

Баккара «Грустные капельки дождя»

Гендель Г., Яхнин Л. «Элегия» («Dignare»)

Зацепин А., Дербенёв Л. «Миг»

Лученок И., Велюгин А. «Берёзка»

Матвиенко И. «Берёза»

Милано Ф., Хвостов А., Волохонский А. «Под небом голубым»

Окуджава Б. «Союз друзей»

Русская народная песня «Уж вы, мои ветры»

Струве Г., Исакова И. «Музыка»

Тухманов Д., Дубровин Б. «Красная книга»

Френкель Я., Гамзатов Р. «Журавли»

Шаинский В., Поперечный А. «Наедине со всеми»

Шотландская народная песня «За дружбу прежних дней»

Эшпай А., Буравкин Г. «Не пришедшие с войны»

Блантер М., Исаковский М. «В лесу прифронтовом»

Дунаевский И., Матусовский М. «Летите, голуби»

Дунаевский М., Олев Н. «Ветер перемен»

Зацепин А., Дербенев Л. «Песенка про меня»,

«Этот мир придуман не мной»

Квинт Л. «Здравствуй, мир»

Кельми К. «Замыкая круг»

Мигуля В., Поперечный А. «Домик на окраине»

Морозов А., Рубцов Н. «В горнице»

Николаев Н. «Расскажите, птицы»

Окуджава Б. «До свидания, мальчики»

Плешак В., Дахие М. «Природа, природа»

Пугачёва А., Резник И. «Звездное лето»

Рождественская песня «Jinglebells»

Соснин С., Ибряев К. «Планета у нас голубая»

Тухманов Д., Харитонов В. «Песенка о сапожнике»

Чичков Ю., Пляцковский М. «Мы землю эту Родиной зовём»

Бабаджанян А., Пляцковский М. «Детства последний звонок»

Дубравин Я., Просторова Н. «Сочиненье о весне»

Макаревич А. «Пока горит свеча»

Марченко Л. «Рождество»

Минков М., Кирсанов С. «Эти летние дожди»

Молдавская народная песня в обр. В. Локтева «Встала над водою ива»

Никольский К. «Музыкант»

Суханов А., Анненский И. «Моя звезда»

Тухманов Д., Поперечный А. «Аист на крыше»

Тухманов Д., Фадеев Л. «Чистые пруды»

Фельцман О., Рождественский Р. «Баллада о красках»

Флярковский А., ДидуровА.»Прощальный вальс»

Хромушин О., Кузнецов Э. «Школьная весна»

Хромушин О., Линцов М. «Прощание со школой»

Чичков Ю., Халецкий Я. «День последнего звонка»








Литература для педагога.

1. Андрианова.Н. «Особенности методики преподавания вокала», М.:1999г.

2. Артоболевская А.В. «Первая встреча с музыкой», Советский композитор,М.:1992.г.

3. Барбошкина.А.В. «Музыкальная грамота для детей» книга первая, издание 7-е, М.:»музыка», 1993 г.

4. Барбан Е. Джазовые портреты . Сто очерков о музыкантах джаза. СПб.: Изд. «Композитор»,2006 г.

5. Боровик Т. «Пути педагогического творчества» ,2004 г.

6. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», М.: «Музыка»,1992 г.

7. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов.Н\Д: Феникс, 2006 г.

8. Дмитриев Л.Б «Основы вокальной методики», М.:2000г.

9. Емельянов В.В «Фонопедический метод развития голоса». С-П, 2002 г.

10. Кабалевская Д.Б. «Как рассказать детям о музыке?», М.: «Советский композитор», 1991 г.

11. Калмыков Б, Фридкин Г. «Учебное пособие». Сольфеджио Часть 1, одноголосие, М,:1990 г.

12. Королькова И «Первые шаги», эл ноты.

13.Карягина А.В Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих. СПб,: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008 г.

14. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи . СПб.: Издательский дом «ЛИТЕРА», 2007 г.

15.Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е .-Л.: «Музыка», 2000 г.

16. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия»,2002.-352с.

17. Струве Г.А. Хоровое солфеджио: методическое посмобие для детских хоровых студий и коллективов. М. 1997.

Литература для детей.


1. Битус А, Битус С. Певческая азбука ребенка. Минск: Изд. «Тетра Системс»,2007 г.

2. Гулынина И. Учимся петь чисто. Эл источник.

3. Кацер О. Игровая методика обученя детей пению.-СПб.: Музыкальная палитра,2005 гг.

4. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-СПб.: КАРО,2007 г.

5. Пекерская Е.М. Вокальный букварь.-М.:1997 г.

6. Пилипенко Л.В. Постановка слуха. -М.: Издательский Дом Катанского, 2007 г.

7. Пожиленко Е.А Артикуляционная гимнастика.-СПб.: КАРО,2005 г.

8. Поплянова Е Игровые каноны на уроках музыки. Изд. «Владос»,2009 г

9. РиггзС.Пойте как звезды. Сост и ред. Дж.Д. Каррателло.- СПб.: Питер,2007 г.

10. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком._Ярославль.: Академия развития,2003 г.

11. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков.- Ярославль.: Акдемия развития,2005 г.


© 2010-2022