• Преподавателю
  • Другое
  • Проект «Дидактическая игра как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении имени существительного в начальных классах»

Проект «Дидактическая игра как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении имени существительного в начальных классах»

Актуальность проекта определяется необходимостью повышения интереса к обучению. Цель проекта  заключается в следующем: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку; разработать серию уроков по изучению имени существительного в  начальных классах с использованием игр как средства повышения интереса к русскому языку. Объект исследования: процесс изучения имени существительного в начальных классах. Предмет исследования: дидактические игры как средство повы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

отдел образования Астраханского района




Проект


«Дидактическая игра как средство активизации

учебной деятельности учащихся при изучении

имени существительного в начальных классах»





Автор проекта:

учитель начальных классов

Гоманюк Инна Геннадьевна





с.Жанатурмыс,2014 год


Актуальность проекта определяется необходимостью повышения интереса к обучению.

Цель проекта заключается в следующем:

дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку;

разработать серию уроков по изучению имени существительного в начальных классах с использованием игр как средства повышения интереса к русскому языку.

Объект исследования: процесс изучения имени существительного в начальных классах.

Предмет исследования: дидактические игры как средство повышения интереса к русскому языку.

Гипотеза: процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если:

- умело подобрать и использовать на уроках русского языка различные игры и игровые упражнения.

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

изучить теоретические основы дидактических игр, влияющих на повышение интереса к русскому языку;

-проанализировать опыт передовых педагогов, использующих в своей практике дидактические игры, влияющие на повышение интереса к русскому языку;

-апробировать дидактические игры на практике с целью выявления повышения интереса к русскому языку;

-разработать серию конспектов уроков с использованием дидактических игр для повышения интереса к русскому языку.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы, посещение уроков

  2. Беседы и анкетирование учащихся

  3. Моделирование системы обучения учащихся с учетом игровых упражнений

Введение

Однотипность и шаблонность уроков делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру. В книге "О воспитании" В.А.Сухомлинского знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: "…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."

2.Эспериментальная работа

2.1. В рамках формирующего эксперимента использовались следующие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-конкурс, урок-путешествие, урок-презентация);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).

В ходе данного эксперимента на одном уроке целенаправленно и систематически применялись дидактические игры, тогда как на другом эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.

На экспериментальных уроках русского языка были подготовлены и проведены следующие дидактические игры: «Поход в гости», «Бал», «Отрицательная наглядность»(по методике Ш.А.Амонашвили), «Командная игра-цепочка» и др. (представлены в приложении А). Конспекты проводимых уроков представлены в приложении В.

Использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для учеников, «дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра». Это одна из главных задач учителя. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности

2.2. Результаты опытного обучения.

Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Для проверки результативности были определены следующие показатели:

качество знаний учащихся;

диагностика познавательной деятельности учащихся, интеллектуальной активности;

Результаты тестового обследования приведены в таблице

Результаты контрольного эксперимента

отметка

Урок с использованием дидактических игр

Традиционный урок

Количество учащихся

6

6

Получили отметку 5

4

2

Получили отметку 4

2

2

Получили отметку 3

0

2

Получили отметку 2

0

0

Была проведена анкета среди учащихся1-4-х классов.В анкетировании принимали участие 10 человек.

Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.

Анкета состояла из 10 вопросов.

Тебе нравится в школе или не очень?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу, или остался бы дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

У тебя много друзей в твоем классе?

Тебе нравится твой класс?

Анкета проводилась два раза: в начале изучения темы «Имя существительное» и по окончании, для того чтобы сравнить результаты.

Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:

У 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % - имеют внешнюю мотивацию, 30 % - имеют низкий уровень школьной мотивации. Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся - низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т.к. данный предмет является одним из основных и выдается в количестве пяти часов в неделю.

По русскому языку периодически, в течение месяца, проводились дидактические игры. По завершению данного периода вновь была проведена анкета.

Второй этап анкеты дал следующие результаты:

У 10 % учащихся высокий уровень мотивации, 25 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 40 % - имеют внешнюю мотивацию, 15 % - имеют низкий уровень мотивации.

Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие выводы. Проведение дидактических игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.

Заключение

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик при изучении имени существительного, собрав воедино опыт знаменитых педагогов.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

В интеллектуальных играх творческая задача-быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача-найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.

Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»

В трехступенчатой мотивации игры - «хочу»-«надо!» - «могу!» - заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Были выведены направления педагогического руководства игровой деятельностью:

вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»

Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для уроков русского языка в начальных классах, было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования указывают на то, что применение дидактических игр не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.

При постоянном использовании их на уроках, игровые упражнения будут формировать устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.





© 2010-2022