Статья Интерактивные методы в дополнительном образовании

В данной статье представлены современные методы и технологии для  организации творческой созидательной деятельности учащихся студии моды «Стиль», обновляющие содержание дидактического материала и повышающие качество образования не за счет перегрузки учащихся, а за счет мастерства педагога. Кроме того, в статье отражены формы  информатизации образовательного процесса, стимулирующие  к активному художественно -  творческому  поиску в области дизайна и проектирования одежды и приносящие удовольстви...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные методы развития творческой индивидуальности учащихся

на занятиях моделирования одежды.


Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, таких качеств личности, как инициативность, фантазия, самобытность, самодеятельность, т. е. на развитие индивидуальности человека.

Практика показывает, что эти требования к уровню образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием - оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, где педагоги, в отличие от школьных учителей, не получают готовых стандартизированных курсов, они имеют свободу выбора действий. Педагоги дополнительного образования живут в режиме поиска, им открыта дорога для творчества, они сами разрабатывают сценарии, занятия, они сами конструируют авторские программы.

Ценность этих авторских программ в том, что они не транслируются по типу единого государственного стандарта, а предлагается детям выбор образовательного маршрута, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Авторские программы педагогов дополнительного образования ориентируют детей на гуманистические ценности: свободу и творчество, человеческую уникальность и индивидуальность. Здесь все программы идут «за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу. Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей, она просто становится невостребованной.

Авторская программа «От стандарта к индивидуальности», (5-и годичный курс конструирования, моделирования и технологии изготовления одежды), - является основным средством для создания индивидуальной траектории развития творческой активности учащихся студии моды «Стиль». Разработанная программа, позволяет каждому воспитаннику приобрести не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, помогающие ему адаптироваться к многообразию окружающей жизни. Программа помогает найти правильную жизненную позицию в огромном мире моды, помогает осуществить свою собственную «самостилизацию», создать свой имидж, свой образ, который соответствует и гармонирует с внутренним миром, характером и темпераметром.

Создавая авторскую программу, мы стремились, прежде всего, создать условия для развития творческого потенциала детей, активизации познавательной деятельности, творческой активности в области дизайна одежды и профессионального интереса к предмету.

Для разностороннего, свободного и творческого развития учащихся авторская программа «От стандарта к индивидуальности» предусматривает использование на занятиях конструирования, моделирования и технологии изготовления одежды современных педагогических технологий, разнообразные методы интерактивного обучения.

Воспитание и обучение взаимосвязано в программе. В зависимости от индивидуальных потребностей воспитанника, жизненных планов его, строится творческая работа с ним.

На первых занятиях каждый учащийся составляет индивидуальный творческий план ЗСС (задание самому себе), который служит не только ориентиром действия, как для ученика, так и для педагога, но и помогает воспитаннику организовать себя, быть ответственным, правильно оценить и проанализировать свою деятельность. Весь учебный процесс построен на возможностях и интересах воспитанников:

- нет детально разработанных проектов, диктующих воспитанникам жесткие рамки, есть возможность для импровизации.

Большое внимание в программе уделено формированию творческого воображения. «Воображение - важнее, чем знания», - писал Эйнштейн. Знания можно расширить и пополнить, а художественное воображение и фантазию необходимо развивать и тренировать. Талантливый художник - модельер имеет способность видеть красоту и необыкновенное в самых привычных и обыкновенных предметах. Именно на такую «тренировку воображения» направлены уроки - фантазии, где учащиеся выполняют творческие задания по стилизации образного источника творчества в костюмную форму. Например: спроектировать в фор - эскизах модели на темы: «человек - радуга», «человек - птица», «человек - зонт», «человек-арбуз», «человек-музыка».

Для развития творческой активности в области дизайна одежды и профессионального интереса к предмету целесообразно применение проектного метода обучения. Учащимся 3-ого года обучения предлагается спроектировать творческий дизайн-проект коллекций моделей одежды в эскизах на заданные темы: «Прогулка по воде», «Заклепки в авангарде», «Джинсовый праздник», «Билайн», «Этно-география» и др. Эти темы непостоянны, меняется мода, меняются интересы, меняются и темы.

Творческий проект коллекций моделей учащихся 4-5-го года обучения - это авторская самостоятельная творческая работа юных дизайнеров, начинающаяся с источника вдохновения и заканчивающаяся коллекцией моделей на подиуме театра мод. Такое выполнение проекта способствует развитию инициативности, дает возможность для самореализации и самоутверждения.

Для решения авторских проектных задач продуктивно используются на занятиях компьютерные технологии. На первоначальной стадии проектирования - на стадии создания фор - эскиза, когда важно быстрое и эмоциональное фиксирование замысла дизайнера, использовать компьютерные программы не очень целесообразно. В этот момент гораздо чувственней учащийся выполняет рисунок рукой. Когда же в результате создания серии фор - эскизов, идея художника определена, наступает этап поиска цветового решения, выбора вариантов фурнитуры и материалов с различными рисунками и фактурами, вот здесь можно активно использовать специальные программы на компьютере. Такая технология эскизирования позволяет сохранить авторский «почерк», но при этом эскиз отличается качественным выполнением.

Разработанное электронное учебное пособие «Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма» и цикл занятий с использованием этого пособия, успешно реализуется в разделе программы «Народный костюм и современная одежда». Изложенный материал в 20-и разделах электронного пособия, адаптированный для детей, знакомит учащихся с традициями хакасского народа, с основами хакасской костюмной композиции. Многочисленные фотографии и иллюстрации делают изложенный теоретический материал наглядным и ярким.

Учащиеся студии моды «Стиль» успешно используют электронное пособие при стилизации хакасского костюма, при создании орнамента хакасской вышивки, при проектировании коллекций моделей одежды в этническом стиле.

Очень ярко проявляет творческие способности и эстетическую воспитанность старшеклассниц раздел программы «Имиджелогия», где эффективно используется проблемный метод обучения. В результате исследовательской работы над своей внешностью для учащихся создается ситуация незавершенности рассматриваемых проблем. Для выдвижения оригинальных альтернативных решений в процессе создания своего собственного имиджа в раздел включена электронная программа «Виртуальный стилист», в которой учащиеся легко и просто подбирают для себя новые прически, аксессуары, головные уборы, макияж. В рамках программы «Виртуальный стилист» учащимся предлагается создать новый образ, для того, чтобы было над чем подумать, добраться до истины, найти ответы и дизайнерские хитрости, скрывающие недостатки и подчеркивающие достоинства внешности. Таким образом, создаются условия, стимулирующие развитие творческого мышления и креативности учащихся.

Успешно используются на занятиях моделирования одежды специализированные компьютерные программы в области дизайна одежды, разработанные системой проектирования одежды (СПО) «LEKO».

Именно в дополнительном образовании детей можно использовать игровые технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных в игре, может быть перенесена в реальную жизнь. Игровые технологии используются в программе «От стандарта к индивидуальности» для решения комплексных задач: усвоения новых знаний, закрепления материала, развития творческих способностей, диагностики знаний. В учебном процессе разработаны сценарии игр разных модификаций и применяются в разных разделах программы. Учащимся 1-го года обучения предлагается электронная продукция в виде развивающих игр: «Стильные штучки», «Фабрика стиля», «Показ мод», где воспитанники включаются в творческую профессиональную деятельность специалистов, занятых в дизайне одежды. Играя, учащиеся:

- создают стильные и модные коллекции одежды разного направления, подбирают ткань, аппликации, аксессуары, прически, цветовую гамму;

- проектируют внешний облик сцены-подиума: подбирают соответствующие коллекциям декорации и освещение подиума;

- работают с топ-моделями по дефиле: выбирают композицию движений для каждой модели;

- подбирают музыкальное сопровождение показа мод.

Использование возможностей компьютерных программ в учебном процессе студии моды «Стиль» помогает учащимся освоить мир моды, способствует формированию положительной мотивации к профилю дизайнера одежды.

Для учащихся старшей возрастной группы разработаны игровые модели, которые создают образовательную среду сотворчества, где необходимо не только «знать вместе», «понимать вместе», но и «действовать вместе», где учитель возвращается к паритетности, открытости, освежается обратная связь, обретается «профессиональная молодость». Имитационная игра - «Заседание художественно-технического совета» знакомит учащихся с профессиями производства современной одежды, дает возможность понять и изучить разносторонние требования, предъявляемые к специалистам с различных позиций. Здесь имитируется деловое совещание, где каждый учащийся исполняет роль и функцию конкретного специалиста: художника - модельера, конструктора, технолога, дизайнера, контролера качества, менеджера, используя свой личный опыт, умения и навыки, полученные на занятиях по изготовлению одежды, учащиеся обсуждают и утверждают новую коллекцию моделей одежды для изготовления ее в швейном цехе дома моделей. Данная игра помогает сформировать не только целостное представление о профессиональной деятельности людей, занятых в производстве одежды, но и прочувствовать реальные противоречия и затруднения профессиональных проблемных ситуаций.

Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные решения, обогащая личный опыт. В результате проведения игровых занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии, учатся правильно ориентироваться в окружающем обществе и мире.

Для реализации авторских идей программой предусмотрено коллективное творческое дело - КТД - творческая мастерская по созданию коллекций моделей одежды. Организация работы в творческих мастерских предусматривает возможность воплощения творческих замыслов декорирования костюма, авторских дизайн-проектов по изготовлению аксессуаров: сумочки, пояса, галстуки, головные уборы, а так же коллективных творческих коллекций моделей одежды, где в процессе работы перед воспитанницами возникают задачи творческого поиска, активного художественного творчества и вся учебная деятельность строится как поиск решений этих задач.

Дизайн-проект каждой модели в созданных коллекциях эксклюзивен, отличается большим разнообразием модных деталей и аксессуаров и выразительным самобытным художественным оформлением. Именно при организации КТД создаются условия для выявления и развития творческой направленности учащихся, формируется пространство для творческой самореализации учащихся. Кроме того, создавая КТД, учащиеся учатся работать в группе, уважать мнение других, анализировать, обобщать, отстаивать свою точку зрения. После завершения коллективной творческой работы учащиеся приобретают новые доверительные отношения, становятся членами коллектива, совместно преодолевшего трудности.

Именно о таких активных методах обучения гласит китайская притча:

«Я услышал, и я забыл;

я увидел, и я запомнил;

я сделал, и я понял».


Свой творческий потенциал в области дизайна одежды учащиеся активно реализовывают на конкурсах эскизов, на конкурсах карнавальных костюмов, конкурсах визажистов, конкурсах моделей.

Особенно ярким, праздничным моментом в программе является участие и победы воспитанников в городских, республиканских и всероссийских конкурсах театров мод с коллективными творческими коллекциями моделей одежды. Конкурсы и фестивали создают условия для выявления и развития творческих способностей, побуждают к самовоспитанию и самосовершенствованию, дают растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, формируют эстетическую воспитанность и нравственную культуру, обучают и социализируют воспитанников. Дают возможность участия в творческом преобразовании социальной действительности.

Таким образом, создавая интерактивную образовательную среду, построенную на таких принципах как:

- свобода выбора;

-сотрудничество детей и взрослых;

- возможность творческой самореализации;

- положительный эмоциональный фон обучения;

обновляется и совершенствуется содержание дидактического материала, а качество образования повышается не за счет перегрузки учащихся, а за счет мастерства педагога.

Кроме этого, интерактивные методы обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование не всегда нудное занятие.



Литература



  1. Аванесян, И.Д. Творчество и воспитание - СПб.: КАРО, 2004.

  2. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н/Д, 2001.

  3. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. - СПб.:КАРО, 2005.

  4. Бутанаев, В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.

  5. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

  6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучении учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.



© 2010-2022