«Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности»

Доклад учителя изобразительного искусства МБУ СОШ № 46 Маршаловой С. И.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. - М, 1999, с.478). Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге - превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Реальные.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Предлагаем сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

По нашему мнению, согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  • направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;

  • представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;

  • реальность выполнения поставленной цели в течение урока;

  • соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Таким образом, нам представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами (Приложение 1 «Цели современного учебного занятия»).

Приложение 1

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …

  • сравнивать …

  • выделять главное ы …

  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …

  • формулировать проблемы …

  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;

  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;

  • составлять простой и сложный план;

  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;

  • диалогической и монологической речи;

  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;

  • слушать и вступать в диалог;

  • участие в коллективном обсуждении;

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.


© 2010-2022