Рабочая программа Мой выбор 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_______________

/Генералова М.Л. /

Протокол №1 от

«__» августа 2015г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №13 ______________

/Торгашова В.П. /

«__» августа 2015г.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ №13 ______________

/Семёнова Н.С. /

Приказ № 55 от

«__» сентября 2015г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Мой выбор», 9 класс


Составитель: Алпатова Ольга Владимировна,






2015 - 2016 учебный год

(срок реализации)

г.Сатка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Мой выбор» 9 класс

Пояснительная записка


1.Нормативно - правовая база

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:


Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

  1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Региональный уровень

  1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

  2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404

  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013г. №01/4591

Школьный уровень

1.Образовательная программа МБОУ СОШ № 13 на 2015-2016 учебный год

2. Положения о разработке рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ № 13, приказ №55 № 1 от 01.09.2014г.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более, что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно целятся, дробятся.

Программа курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа разработана на основе:

- программы курса «Человек и профессия» Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина;

- программы предпрофильной подготовки Н.С. Пряжников «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы.

Основной целью данного курса является: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • расширить представления учащихся о современном «рынке труда»;

  • сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  • сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности.

Особенностью изучения курса является постоянная «привязка» теоретической информации с конкретным условием жизни в городе, опора на опыт самих учащихся, их родителей, известных людей, в том числе, горожан, успешных в профессии.

Формы организации деятельности:

Теоретическая часть - лекции, семинары, выступления с сообщениями;

Практическая часть - тестирование, тренинговые упражнения, деловые игры, работа в интернете.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачётную систему оценивания в объёме курса.

Программа ориентирована на учащихся 9-х классов, реализовывается в течении всего учебного года. Регулярность занятий - 1 раз в неделю.

Общее количество часов - 34.

Основные принципы работы:


  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  2. Принцип исследовательской позиции.

  3. Принцип сотрудничества, понимаемые как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Содержание курса

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.




Учебно-тематическое планирование курса «Мой выбор»

1 ч в неделю, 34 ч в год


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение ЛПП.

1

II

Познавательные процессы и способности личности.

6

III

Психология личности

6

IV

Мир профессий

11

V

Профессиональное самоопределение

7

VI

Подготовка к будущей карьере

2

VII

Обобщение

1


Всего часов

34














Требования к уровню подготовки учащихся


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • правила выбора профессии;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план

  • общение;

  • самооценка;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


Ожидаемые результаты


  1. Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. Формирование у учащихся адекватные представления о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
















Учебно-методическое обеспечение элективного курса «Мой выбор»


  1. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях. 3-е издание. - М.: Планета, 2011

  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.: ВАКО, 2008

  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Прграмма профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.














Календарно-тематический план по курсу «Мой выбор» 9 классы (34 часов)


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Фактическая дата

Коррекция


I четверть

9




I

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

01.09-05.09



II

Познавательные процессы и способности личности

6




2

Память. Внимание

1

07.09-12.09



3

Память. Внимание

1

14.09-19.09



4

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

21.09-26.09



5

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

1

28.09-03.10



6

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

1

05.10-10.10



7

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

12.10-17.10



III

Психология личности

6




8

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

1

19.10-24.10



9

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

1

26.10-31.11




II четверть

7




10

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

1

09.11-14.11



11

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

1

16.11-21.11



12

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

1

23.11-28.11



13

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

1

30.11-05.12



IV

Мир профессий

11




14

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

1

07.12-12.12



15

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

1

14.12-19.12



16

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

1

21.12-26.12




III четверть

10




17

Фильмы о профессиях (1 часть)

1

28.12 -16.01



18

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

18.01-23.01



19

Фильмы о профессиях (2 часть)

1

25.01-30.01



20

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника»

1

01.02-06.02



21

Фильмы о профессиях (3 часть)

1

08.02-13.02



22

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек - природа»

1

15.02-20.02



23

Фильмы о профессиях (4 часть)

1

22.02-27.02



24

Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»

1

29.02-05.03



V

Профессиональное самоопределение

7




25

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)


07.03-12.03



26

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)


14.03-19.03




IV четверть

9




27

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

1

21.03-26.03



28

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

1

04.04-09.04



29

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

11.04-16.04



30

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

18.04-23.04



31

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

25.04-30.04



VI

Подготовка к будущей карьере

2




32

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования


02.05-07.05



33

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

09.05-14.05



VII

Обобщение

2




34

Зачёт. Построение личного профессионального плана.

1

16.05-21.05




Класс

Кол-во часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год


план

факт.

план

факт.

план

факт.

план

факт.

план

факт.

34

9


7-8


10-11


7


34


34

9


7-8


10-11


7


34


34

9


7-8


10-11


7


34



© 2010-2022