• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при внедрении ФГОС НОО, ООО

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при внедрении ФГОС НОО, ООО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа № 1»

Советского района Республики Крым








Выступление на педагогическом совете:



«Деятельность учителя по формированию

универсальных учебных действий

при внедрении ФГОС НОО, ООО»



Подготовила: Дудниченко Е. В.



2015г.

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда.

М. Твен

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования.

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов. Одной из причин снижения мотивации служит неумение ученика работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание, как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат - невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученик знает, но сформулировать четкий ответ не может, испытывает трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное - в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации обучающихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) - качественно новая задача, поставленная перед школой.

Что же такое «универсальные учебные действия»?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают «умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет изучения всех учебных предметов базисного плана.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

  • Познавательные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Личностные УУД

К личностным универсальным учебным действиям относится:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Для формирования личностных УУД используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. (Приложение)

К регулятивным универсальным учебным действиям относится:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень);

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень)

  • навыки саморегуляции (3 уровень).

Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке. (Приложение)

К познавательным УУД:

  • способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);

  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень).

В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. (Приложение)

К коммуникативным УУД относятся:

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе. (Приложение)

Главное, необходимо понять, что на данный момент ставятся новые цели образования. Теперь стало не так важно, что ребёнок знает, сколько важно, что он умеет, как он может применить эти знания.

Сформированность УУД непременно приведёт ребёнка к самореализации, которая возможна при совпадении двух условий:

  • Признание обществом значимости деятельности, выполняемой личностью (Общество говорит: Да, ты молодец…)

  • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности

Тогда, по окончании каждой ступени школы, мы увидим универсального выпускника:

  • В начальной школе - это обучающийся, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

  • Средняя школа - обучающийся, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученный знания на практике

  • Старшая школа - обучающийся, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, мотивированный на образование и самообразование до конца своей жизни.

ФГОСЫ, УУД. Как с ними жить и выжить.

Учителя, которые работают в наше время в школе, несмотря на все требования к ним по ФГОСам: несмотря на массу никому не нужной, огромной, теоретически перегруженной, громоздкой терминологии и отчётности, вместо того, чтобы потратить это время на более качественную и творческую подготовку к урокам, чтобы отдохнуть, оглянуться вокруг, узнать и познать что-то, действительно новое и полезное для себя и своих учеников, и хотя бы просто побыть со своей семьёй...

Не думаю, что изменится что-то в лучшую сторону для нас в ближайшее время. Есть чудесное выражение: «Если не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней»

Я постараюсь дать вам несколько советов:

  1. Вздохните и расслабьтесь. Вы и так интуитивно знаете всё, что от вас требуется.

  2. Подумайте, какую пользу при работе с пособием или вообще в целом приносят ваши действия как учителя, какую пользу приносят действия ученика, и какую пользу эти совместные действия могут принести ученику в дальнейшем.

  3. а) Польза, выражающаяся в усвоении учебной школьной программы - это предметные Учебные Действия.

б) Польза во Всемирном Масштабе на всю оставшуюся жизнь - это и есть Универсальные Учебные Действия - УУД.

  1. Имея практику работы в школе, обучая детей с любовью, добиваясь положительных результатов, добросовестно относясь к своей работе, вы и так формируете УУД в каждую секунду своей педагогической деятельности. Выпуская школьников во взрослую жизнь, вы стараетесь дать им с собой как можно больше всего, что может им пригодиться и в учёбе и в жизни… Если облечь это всё в длинные и красивые научные слова - получатся названия УУД.

  2. Теперь разбейте работу с пособиями, свои действия, работу на уроке и пр. на маленькие шаги. Ощутите пользу каждого этого шага и опишите ее обычными словами.

  3. Посмотрите в таблицу Обратной связи. (слайд 9). Что сможет гордо сказать о себе ученик в текущий момент? В перспективе? Посмотрите в соседние колонки этой таблицы. Отлично, поздравляю. Теперь вы знаете, с какой областью УУД вы имеете дело.

  4. Переведите полученную информацию на сухой и деловитый язык ФГОСов и вписывайте результат в заполняемые документы.

Как мама учит малыша ходить, так мы учим ученика учиться. Разными методами, не за один день, на протяжении долгого времени.
Что делает любая мама, чтобы ребенок пошёл, сделал первый шаг, перестал держаться за руку, уверенно побежал? Мама манит малыша игрушкой, поддерживает, отвлекает от страха упасть, утешает при неудачах… А задолго до этого формирует у младенца желание подняться на ножки, дотянувшись до чего-то привлекательного… Спросите маму в этот момент, для чего она это делает? Скорее всего, она растеряется, улыбнется и скажет невпопад: «Потому что я его люблю…»

Так и настоящий учитель, любящий детей, вкладывающий душу в работу и нацеленный на отличный результат, просто теряется, когда его просят описать, что именно он делает... Для него это органично - как дышать.

Да, случается, к сожалению, что не все учителя прирождённые педагоги. Так же как рождение ребенка не делает женщину автоматически хорошей мамой, так и диплом о педагогическом образовании не делает сразу человека Учителем. Возможно, некоторым учителям требуется больше внимания уделять изучению УУД, чтобы знать, к чему стремиться, как и куда вести за собой ученика.

Так что ничего не бойтесь. Смело берите любые пособия, помогающие вам учить детей. Сверяйтесь с таблицами. Большинство из вас и до принятия ФГОСов делало практически всё правильно. А теперь можете это ещё и легко обосновать.

Удачи вам и терпения!

ФГОСЫ II поколения. УУД и ученик - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


ЛИЧНОСТНЫЕ

(определяющие мотивационную ориентацию)


Воспитание личности

Нравственное развитие

Формирование познавательного интереса

Я хочу учиться и понимаю, для чего мне это необходимо



Осознаю, выбираю, творю

Я сам



Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

  • Различаю, что такое хорошо и что такое плохо

  • Хочу учиться

  • Учусь успеху

  • Расту хорошим человеком и гражданином

  • Берегу своё здоровье в процессе обучения

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

(обеспечивающие организацию собственной деятельности)


Самоорганизация


Я прилагаю усилия, чтобы научиться организованно работать

Контролирую, планирую, корректирую, оцениваю, осуществляю волевые усилия, преодолеваю трудности

Я могу



Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

  • Понимаю и действую

  • Контролирую ситуацию

  • Учусь оценивать

  • Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

(общеучебные, логические, связанные с решением проблемы)


Исследовательская культура


Я осуществляю обучение оптимальным образом



Анализирую, моделирую, ищу информацию

Я учусь



Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

  • Ищу и нахожу

  • Изображаю и фиксирую

  • Читаю, говорю, понимаю

  • Мыслю логически

  • Анализирую ситуацию

  • Осознаю и решаю проблему

КОММУНИКАТИВНЫЕ

(обеспечивающие социальную компетентность)


Культура общения


Я общаюсь, чтобы бОльшему научиться


Общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю, оцениваю себя и партнера, слышу, договариваюсь

Мы вместе



Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

  • Всегда на связи

  • Я и Мы

  • Занимаю СВОЁ место в команде (Управляю, работаю на равных или выполняю поручение)


© 2010-2022