- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа клуба Эрудит
Рабочая программа клуба Эрудит
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Невская Е.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОГБОУ СПО «Рязанский технологический колледж»
Утверждаю
Заместитель директора ____________________
по воспитательной работе В.М.Якушов
« » ______________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Клуб « ЭРУДИТ»
Руководитель Невская Елена Викторовна
Курс 1
г. Рязань -2012г.
Пояснительная записка
Клуб для студентов 1 курса Рязанского технологического колледжа «Эрудит» является важным шагом в создании пространства, позволяющего заполнить свободное время студентов педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. В клуб может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только желать познавать и играть.
Программа клуба «Эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие студентов, а также формирование и тренировку команд для участия в интеллектуальном марафоне «Эрудит», интеллектуальных играх "Что? Где? Когда?" и "Брейн- ринг». Одним из направлений деятельности клуба является подготовка к участию в предметных олимпиадах.
Программа клуба предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу, работе в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствования личности студента.
- более глубокой подготовки к участию студентов в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
Цель: развитие у воспитанников клуба коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию, создание условий для интеллектуального развития студентов.
Задачи:
-
поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
-
исследовательская деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично - поисковые задания (мини-исследования);
-
выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
-
обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
-
знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;
-
расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;
-
развитие логического, образного и креативного мышления;
-
развитие умения работать в группе и в команде;
-
развитие скорости мышления и эрудированности;
-
развитие интереса к изучаемым предметам;
-
воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.
Принципы, на которых основывается работа клуба:
-
культуросообразности, предполагающий приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности;
-
индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
-
ценностно - смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения студентом смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
-
сотрудничества, предусматривающий объединение целей студентов и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремлённость в будущее.
-
личностно ориентированного подхода - обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого студента;
-
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- деятельностный;
- эвристический;
- исследовательский.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час.
Оптимальным вариантом занятий является проведение межпредметных игр. Такие игры направлены на формирование целостной картины мира, применение знаний к конкретной жизненной ситуации.
С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Студенты учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.
Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их поведении на экзаменах.
Содержание курса.
Разделы.
1. «Логические задания и задания на смекалку».
2. «Ребусы, загадки, головоломки, шарады».
3. «Мир литературных героев».
4. «Знай свой край и свой мир».
5. Секреты языкознания
Календарно - тематический план работы клуба «Эрудит»
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Месяц
1
1. Введение.
2. Что такое ТРИЗ?
3. Логические задачи.
4. Ребусы.
4
Октябрь.
2
5. Картография и страноведение.
6. Задачи на смекалку.
7. Головоломки.
8. Конкурс загадок.
4
Ноябрь
3
9. Логические задания.
10. Шарады.
11. Основные вехи истории России.
3
Декабрь.
4.
12. . Исторические места Рязани и Рязанской области.
13. Задания на смекалку.
14. Величины и единицы измерений.
15. Интеллектуальный марафон «Эрудит»
4
Февраль.
5
16. Секреты языкознания.
17. Игра «Что? Где? Когда?»
18. Литературная викторина.
19. Предметные олимпиады колледжа
4
Март.
6
20. Великие люди: факты и открытия.
21. Брейн-ринг.
22. Занимательная биология.
23. Подведение итогов работы
4
Апрель.
Итого:
23 часа
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Конечным результатом работы по программе клуба «Эрудит» является:
-
развитие мотиваций к интеллектуально-познавательной деятельности;
-
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
-
формирование умения работать со справочной и научно-популярной литературой;
-
развитие навыков игрового взаимодействия;
-
формирование лидеров команды для участия в интеллектуальной игре «Юный эрудит».
Обучающиеся должны
знать:
- виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;
- особенности конкурсных заданий интеллектуальных игр и подходы к их решению;
- правила работы с литературой;
- принципы работы в команде
уметь:
- составлять и классифицировать вопросы;
- работать с книгой;
- распределять командные роли.
Способы проверки результатов:
-
оценка каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога;
-
оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в интеллектуальном марафоне «Эрудит»;
- участие в предметных олимпиадах;
Методическое обеспечение программы:
Литература.
З.Н.Альхов «Внеклассная работа по предмету» «Лицей» Москва 2002
И.В.Макаренко «Позывные лета» М.: Народное образование 2003
В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: Художественная литература 1988
Интернет-порталы образовательной направленности.