Рабочая программа клуба Эрудит

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ СПО «Рязанский технологический колледж»



Утверждаю

Заместитель директора ____________________

по воспитательной работе В.М.Якушов

« » ______________________ 2012 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Клуб « ЭРУДИТ»

Руководитель Невская Елена Викторовна

Курс 1

г. Рязань -2012г.

Пояснительная записка

Клуб для студентов 1 курса Рязанского технологического колледжа «Эрудит» является важным шагом в создании пространства, позволяющего заполнить свободное время студентов педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. В клуб может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только желать познавать и играть.

Программа клуба «Эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие студентов, а также формирование и тренировку команд для участия в интеллектуальном марафоне «Эрудит», интеллектуальных играх "Что? Где? Когда?" и "Брейн- ринг». Одним из направлений деятельности клуба является подготовка к участию в предметных олимпиадах.

Программа клуба предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу, работе в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Разработка программы обусловлена потребностью:

- в творческих и интеллектуально развитых личностях;

- самосовершенствования личности студента.

- более глубокой подготовки к участию студентов в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;

Цель: развитие у воспитанников клуба коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию, создание условий для интеллектуального развития студентов.

Задачи:

  • поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;

  • исследовательская деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично - поисковые задания (мини-исследования);

  • выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;

  • обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.

  • знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;

  • расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;

  • развитие логического, образного и креативного мышления;

  • развитие умения работать в группе и в команде;

  • развитие скорости мышления и эрудированности;

  • развитие интереса к изучаемым предметам;

  • воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.

Принципы, на которых основывается работа клуба:

  • культуросообразности, предполагающий приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности;

  • индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

  • ценностно - смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения студентом смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

  • сотрудничества, предусматривающий объединение целей студентов и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремлённость в будущее.

  • личностно ориентированного подхода - обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого студента;

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- деятельностный;

- эвристический;

- исследовательский.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час.

Оптимальным вариантом занятий является проведение межпредметных игр. Такие игры направлены на формирование целостной картины мира, применение знаний к конкретной жизненной ситуации.

С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Студенты учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.

Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их поведении на экзаменах.

Содержание курса.

Разделы.

1. «Логические задания и задания на смекалку».

2. «Ребусы, загадки, головоломки, шарады».

3. «Мир литературных героев».

4. «Знай свой край и свой мир».

5. Секреты языкознания



Календарно - тематический план работы клуба «Эрудит»



Тема занятия

Кол-во

часов

Месяц

1

1. Введение.

2. Что такое ТРИЗ?

3. Логические задачи.

4. Ребусы.

4

Октябрь.

2

5. Картография и страноведение.

6. Задачи на смекалку.

7. Головоломки.

8. Конкурс загадок.

4

Ноябрь

3

9. Логические задания.

10. Шарады.

11. Основные вехи истории России.

3

Декабрь.

4.

12. . Исторические места Рязани и Рязанской области.

13. Задания на смекалку.

14. Величины и единицы измерений.

15. Интеллектуальный марафон «Эрудит»

4

Февраль.

5

16. Секреты языкознания.

17. Игра «Что? Где? Когда?»

18. Литературная викторина.

19. Предметные олимпиады колледжа

4

Март.

6

20. Великие люди: факты и открытия.

21. Брейн-ринг.

22. Занимательная биология.

23. Подведение итогов работы

4

Апрель.

Итого:

23 часа

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Конечным результатом работы по программе клуба «Эрудит» является:

  • развитие мотиваций к интеллектуально-познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей обучающихся;

  • формирование умения работать со справочной и научно-популярной литературой;

  • развитие навыков игрового взаимодействия;

  • формирование лидеров команды для участия в интеллектуальной игре «Юный эрудит».

Обучающиеся должны

знать:

- виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;

- особенности конкурсных заданий интеллектуальных игр и подходы к их решению;

- правила работы с литературой;

- принципы работы в команде

уметь:

- составлять и классифицировать вопросы;

- работать с книгой;

- распределять командные роли.

Способы проверки результатов:

  • оценка каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога;

  • оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие в интеллектуальном марафоне «Эрудит»;

- участие в предметных олимпиадах;

Методическое обеспечение программы:

Литература.

З.Н.Альхов «Внеклассная работа по предмету» «Лицей» Москва 2002

И.В.Макаренко «Позывные лета» М.: Народное образование 2003

В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: Художественная литература 1988

Интернет-порталы образовательной направленности.



© 2010-2022