• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое пособие для студента к практическим занятиям по ПМ04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Методическое пособие для студента к практическим занятиям по ПМ04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Ульяновской области


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ







Специальность

44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ.04

Методическое обеспечение образовательного процесса

МДК 04.01

Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Е.А.Звягина

преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ УПК





Ульяновск

Методическое пособие для студента к практическим занятиям по ПМ04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

В методическом пособии представлены 10 практических работ по темам 01.02 Теоретические основы организации методической работы учителя начальных классов, 01.03 Современные образовательные технологии, 01.04 Практикум по созданию методической продукции, входящего в профессиональный модуль ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса.

В методическом пособии для каждой работы:

  • сформулированы цели;

  • перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;

  • указаны необходимые информационные материалы и оборудование;

  • подобраны практические задания разных видов, направленные на формирование профессиональных умений;

  • подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;

  • разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.

Методическое пособие предназначено для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля.

2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа выполняется на практическом занятии по междисциплинарному курсу (МДК).

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).

Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.

Обучающийся может быть аттестован по МДК при условии выполнения всех практических работ.

В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:

  • ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;

  • изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;

  • выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;

  • оформить работу надлежащим образом.

Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по МДК. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ хранятся в учебном кабинете.

После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по МДК.

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическая работа № 1

Тема: Анализ ФГОС НОО и УМК начального общего образования

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней - формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение выбирать учебно-методический комплект на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Рекомендуемые информационные материалы:

1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.

3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.

4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.

Интернет - ресурсы: edu.ru, menobr.ru, planetaznaniy.astrel.ru/, school-russia.prosv.ru/, umk-nish.ru/, w.school2100.ru/, prosv.ru/umk/perspektiva, umk-garmoniya.ru/, zankov.ru/, zavuch.info, школа21века.рф.xsph.ru/, akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/, drofa.ru, vita-press.ru, schoolguide.ru.

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

ФГОС НОО с изменениями;

УМК по программам начального общего образования.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Сделать анализ современных методических систем. Определить, какие из них соответствуют потребностям учащихся и современным социокультурным условиям. Ответ обосновать.

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Задание №2. Проанализировав ФГОС, заполнить таблицу:

№ п/п

Разделы основной образовательной программы

Характеристика разделов

Критерии оценки: ответ отражает знание ФГОС и изменений к нему - 3 балла, ответ отражает знание ФГОС и изменений к нему, есть неточности в формулировках - 2 балла, указаны не все структурные компоненты или раскрыты на все характеристики - 1 балл, нет ответа или не отражает изменения к ФГОС- 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 3.

Задание №3. Проанализировав примерные и вариативные программы начального общего образования, заполнить таблицу:

Название

Цель

Принципы

Особенности содержания и методики

Критерии оценки: ответ отражает знание УМК, названы все компоненты - 5 балла, ответ отражает знание УМК, названы все компоненты, есть неточности в формулировках - 4 балла, перечислены все УМК, указаны не все структурные компоненты или раскрыты на все характеристики - 3 балла, перечислены не все УМК, указаны не все структурные компоненты или раскрыты на все характеристики - 2 балла, перечислены не все УМК, не раскрыты характеристики - 1 балла, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Задание №4. Проанализировать предложенный учебник по предмету начального общего образования по плану:

- назвать УМК,

- указать авторов учебника,

- указать особенности структуры учебника,

- указать особенности содержания учебника (типовые задания и пр.),

- сделать анализ соответствия ФГОС НОО.

Критерии оценки: ответ отражает знание УМК, названы все компоненты - 4 балла, ответ отражает знание УМК, названы все компоненты, есть неточности в формулировках - 3 балла, раскрыты не все компоненты анализа - 2 балла, раскрыты не все компоненты анализа, есть ошибки в характеристике - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Практическая работа № 2

Тема: Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы

Цели работы:

Общие:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Частные:

- формировать умение создавать в кабинете предметно-развивающую среду

Рекомендуемые информационные материалы:

1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.

3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.

4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.

5 Современный кабинет начальных классов/ авт-сост. А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2012.

Интернет - ресурсы: schoolguide.ru.

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

ФГОС НОО с изменениями.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание № 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения по схеме:

Схема анализа работы по оборудованию и оснащению кабинета

Кабинет _____________________ предназначен для организации учебного процесса __________, включающего проведение: учебных занятий; развивающих занятий в группе продлённого дня; индивидуальной работы с учащимися; классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.

Работа кабинета регулируется следующими документами:____________________

Цель работы кабинета:__________________________________________________

Задачи работы кабинета:________________________________________________

Основными направлениями деятельности работы кабинета являются: создание здоровьесберегающей образовательной среды, дидактическое обеспечение учебных занятий, создание развивающей образовательной среды.

По первому направлению в течение____________________ были проведены следующие мероприятия: приобретены________________, что способствовало_______________________, установлены________________, что повысило____________________________ и т.п.

Таким образом, данные изменения способствовали _____________________________

В то де время не решенной остаётся проблема__________________________________

По второму направлению в течение____________________ были разработаны следующие дидактические материалы:_____________которые позволяют_______________________________________________________

Разработаны и подготовлены____________________________для организации работы___________________________________________________________________.

Таким образом, использование в учебном процессе данного дидактического материала позволило_______________________________________________________

В перспективе____________________________________________________________

По третьему направлению__________________________________________________

В ___________________________ приобретены________________________________, что позволяет_____________________________________________________________

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета________________________________________________________________ и в следующем году необходимо направить усилия на решение следующих задач: ______________________________

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Задание №2. Составьте проект развития предметно-развивающей среды в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения.

План развития кабинета

Направления деятельности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Создание здоровьесберегающей образовательной среды


Дидактическое обеспечение учебных занятий


Создание развивающей образовательной среды


В работе могут указываться: приобретение пособий, инвентаря и пр., обновление и изготовление стендов, разработка дидактического материала, разработка контрольных работ, тестовых материалов и пр., изготовление раздаточного материала, озеленение кабинета, и пр.

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Практическая работа №3

Тема: Анализ систем и концепций развивающего обучения

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Рекомендуемые информационные материалы:

1 Теоретические основы организации обучения в начальных классах: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сергеевой. - М.: «Академия», 2012.

2 ФГОС НОО с изменениями к нему.

Интернет - ресурсы: schoolguide.ru, zankov.ru

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

конспекты уроков по системам развивающего обучения по количеству студентов в группе.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Дайте определение.

Обучение - это_______________________________________________

Критерии оценки: правильный ответ - 2 балла, есть неточности в формулировках - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 2.

Задание 2. Дайте определение.

Развитие - это_______________________________________________

Критерии оценки: правильный ответ - 2 балла, есть неточности в формулировках - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 2.

Задание №3. Представьте схематично соотношение зоны (уровня) актуального, ближайшего и потенциального развития в личности.

Критерии оценки: правильный ответ - 2 балла;

ответ содержит ошибки - 1 балл;

нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 2.

Задание №4. Сделайте анализ предложенного конспекта урока по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, используя ФГОС НОО. Заполните таблицу:

Позиции анализа

Особенности реализации в конспекте

1 Интегративность (связи с другими предметами, теории с практикой, нового материала с изученным)

2 Организация поисковой самостоятельной деятельности (создание проблемной ситуации на основе противоречий, создание ситуаций удивления)

3 Воспитание толерантности и диалогичности

4 Формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных)

5 Реализация принципов обучения:

А Обучение на высоком уровне трудности

Б Ведущая роль теоретических знаний

В Осознание процесса учения

Г Быстрый темп прохождения материала

Д Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

6 Роль учителя и ученика

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 2 балла; ответ содержит недочёты в формулировках - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 20 (2 балла за каждую позицию анализа).

Задание №5. Сделайте анализ предложенного конспекта урока по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, используя ФГОС НОО. Заполните таблицу:

Позиции анализа

Особенности реализации в конспекте

1 Организация учебной деятельности (от предметно-практического действия к построению модели-понятия)

2 Организация усвоения общего способа действия

3 Организация поисковой деятельности учащегося

4 Формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных)

5 Развитие теоретического мышления школьника (рефлексия, планирование своих действий, анализ)

6 Роль учителя и ученика

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 2 балла; ответ содержит недочёты в формулировках - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 12 (2 балла за каждую позицию анализа).

Задание №6. На основе анализа профессиональной литературы, опыта деятельности учителей по системам развивающего обучения назовите основные требования к учителю в системе развивающего обучения. Ответ обоснуйте.

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла; недостаточно полно отражены требования или обоснование - 3 балла; отсутствует обоснование к отдельным требованиям - 2 балла; отсутствует обоснование, перечислены требования - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Практическая работа № 4

Тема: Анализ педагогики сотрудничества

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Рекомендуемые информационные материалы:

1 Теоретические основы организации обучения в начальных классах: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сергеевой. - М.: «Академия», 2012.

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Дайте определение.

Сотрудничество - это _______________________________________

Критерии оценки: правильный ответ - 2 балла, есть неточности в формулировках - 1 балл, нет ответа - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 2.

Задание №2. Заполните таблицу, дайте характеристику основных идей педагогики сотрудничества.

Основные идеи педагогики сотрудничества

Характеристика основных идей педагогики сотрудничества

1 Личность - цель образования

2 Идея гуманизации и демократизации отношений

3 Отказ от прямого принуждения

4 Новая трактовка индивидуального подхода

5 Формирование положительной Я-концепции

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла недостаточно полно отражены характеристики - 3 балла; отсутствуют характеристики к отдельным идеям - 2 балла; отсутствуют характеристики к большинству идей - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Задание №3. Заполните таблицу, дайте характеристику основных направлений педагогики сотрудничества.

Основные идеи педагогики сотрудничества

Характеристика основных направлений педагогики сотрудничества

1 Гуманно-личностный подход

2 Дидактический комплекс

3 Концепция воспитания

4 Педагогизация окружающей среды

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла; недостаточно полно отражены характеристики - 3 балла; отсутствуют характеристики к отдельным направлениям - 2 балла; отсутствуют характеристики к большинству направлений - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Задание №4. Заполните таблицу, подберите из предложенных способы организации деятельности на каждом этапе урока с учётом требований педагогики сотрудничества.

Перечень: применение творческих заданий, практико-значимых заданий, применение словарей, справочников, ИКТ - технологий, применение методики безотметочного обучения, работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам), ведение проблемного, работа с картой урока, с интерактивным плакатом, групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся, работа по решению проектных задач, проведение ролевых игр, работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части), использование памяток, организация взаимопомощи, проведение рефлексии с применением: вопросов, символов - кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка», дифференциация заданий.

Этапы урока комбинированного типа

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1 Объявление темы урока

2 Сообщение целей и задач

3 Планирование

4 Практическая деятельность учащихся

5 Осуществление контроля

6 Осуществление коррекции

7 Оценивание учащихся

8 Итог урока

9 Домашнее задание

Критерии оценки: правильно подобраны способы - 1 балл; правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 9 (1 балл за каждую позицию).

Практическая работа № 5

Тема: Проектирование технологий в начальной школе

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности

- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

- формировать умение ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

- формировать умение осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм

- формировать умение разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

1 Теоретические основы организации обучения в начальных классах: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сергеевой. - М.: «Академия», 2012.

2 Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. - М., 2011.

3 УМК системы «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний».

4 // Начальная школа (обзор статей по использованию игровых технологий за последние 5 лет)

Интернет-ресурсы: http:IIlibIseptember.ru

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

// Начальная школа (подборка за 5 лет).

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Разработайте игровую технологию на основе игры на преодоление этапов. Определите этапы урока (согласно общепедагогическим этапам), цель каждого этапа урока, дайте описание игрового действия. Заполните таблицу:

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание игрового действия

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла; содержатся ошибки в названиях и последовательности этапов, целях этапов - 3 балла; отсутствуют отдельные этапы урока - 2 балла; отсутствуют этапы урока, цели, слабо отражено содержание игрового действия - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Задание №2. Используя учебники для начальной школы по системе «Школа 2100», проиллюстрируйте примерами приёмы создания проблемной ситуации. Заполните таблицу, указав предмет, класс, номер упражнения, страницы в учебнике.

Тип ПС

Тип противоречия

Приёмы создания ПС

Фрагмент учебного занятия

C удивлением

между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

между житейским представлением учащихся и научным фактом

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

C затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

1 Дать практическое задание, не выполнимое вообще
2 Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
3 Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Критерии оценки: правильно подобран пример - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, примеры подобраны не для всех позиций - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 9 (3 балла за каждую позицию).

Задание №3. На основе предложенной модели проблемно-диалогического урока спланируйте урок по системе «Школа 2100».

Этапы урока

(Время)

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

1 Создание проблемной ситуации.

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений.

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах


2 Формулирование проблемы

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

- По-разному формулируют вопрос

Основной вопрос записывается

3 Версии

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

- Предлагают версии, принимаются и абсурдные

От проблемы стрелками показаны ключевые слова

4 Актуализация имеющихся знаний

Планирование деятельности

+ 5-10 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог - цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для решения проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п.

План действий:

1…,

2…, …

5 Поиск решения (открытие нового знания)


+ от 10 до 20-25 минут

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами: «объясни, как ты понял, что сказал Миша»

- Выполняют задания по новому материалу (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Ответы - преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

!!! Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…».

Критерии оценки: правильно подобраны действия учителя и ученика, оформление доски - 5 баллов; есть недочёты в формулировках - 4 балла, правильно раскрыты действия учителя или ученика, не предложено оформление - 3 балла, не правильно раскрыты действия учителя или ученика, верно предложено оформление - 2 балла, не правильно раскрыты действия учителя и ученика, верно предложено оформление - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 25 (5 баллов за каждую позицию).

Задание №4. Используя учебники для начальной школы, разработайте содержание 4 карточек для организации взаимных диктантов. Укажите класс, страницы в учебнике. Составьте фрагмент учебного занятия с использованием КСО: укажите деятельность учителя и учащихся.

Критерии оценки карточек: правильно подобрано содержание заданий - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, задания подобраны не для всех карточек - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерии оценки фрагмента: правильно подобраны приемы - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, не указана деятельность детей, есть ошибки в указании деятельности учителя - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 6.

Задание №5. Используя учебники для начальной школы, разработайте содержание 4 карточек с вопросниками (5 вопросов в каждой). Укажите класс, страницы в учебнике. Составьте фрагмент учебного занятия с использованием КСО: укажите деятельность учителя и учащихся.

Критерии оценки карточек: правильно подобрано содержание заданий - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, задания подобраны не для всех карточек - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерии оценки фрагмента: правильно подобраны приемы - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, не указана деятельность детей, есть ошибки в указании деятельности учителя - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 6.

Задание №6. Используя учебники для начальной школы, разработайте содержание 4 карточек с письменным выполнением упражнений. Укажите класс, страницы в учебнике. Составьте фрагмент учебного занятия с использованием КСО: укажите деятельность учителя и учащихся.

Критерии оценки карточек: правильно подобрано содержание заданий - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, задания подобраны не для всех карточек - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерии оценки фрагмента: правильно подобраны приемы - 3 балла; есть недочёты в формулировках - 2 балла, не указана деятельность детей, есть ошибки в указании деятельности учителя - 1 балл, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 6.

Задание №7. Разработайте проект по предложенному УМК для осуществления в рамках учебной деятельности. Продумайте содержание проекта, пояснительную записку, этапы работы, описание продукт, разработайте презентацию проекта. Защитите проект в учебной аудитории.

Критерии оценки проекта: правильно подобрано содержание, определена структура - 5 баллов; есть недочёты в формулировках - 3-4 балла, содержание раскрыто не для всех этапов - 1-2 балла, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерии оценки защиты проекта: защита построена логично, творчески, представлен продукт - 5 баллов; есть недочёты в формулировках, защита построена логично, творчески, представлен продукт - 3-4 балла, защита не достаточно творческая, представлен продукт, которые не отвечает требованиям к оформлению - 1-2 балла, правильный ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 10.

Практическая работа № 6

Тема: Проектирование учебной программы учителя начальных классов

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

- формировать умение разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Организация методической работы учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС второго поколения: методические рекомендации/ авт.-сост. А.П.Мишина, Т.В.Кочеткова; под общ. ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.

  2. УМК «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа 2100».

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

примерные рабочие программы учителей школ.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Проанализируйте предложенные рабочие программы по следующему плану:

  1. указаны ли цели и задачи предлагаемой программы. Насколько четкие и правильные формулировки целей и задач,

  2. указаны ли возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа,

  3. указаны ли основные принципы построения программы. Соответствуют ли они общепедагогическим и частнометодическим принципам,

  4. дано ли краткое описание разделов программы и ее некоторые связи,

  5. предложена ли автором методика изучения программы,

  6. указаны ли предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения. Насколько разнообразны предложенные формы,

  7. оцените грамотность речи, научность и точность формулировок,

  8. оцените грамотность оформления пояснительной записки (единый шрифт, интервал и пр.)

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла; содержатся ошибки в названиях и последовательности этапов - 3 балла; отсутствует анализ отдельных этапов - 2 балла; слабо отражен аналитический компонент- 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - по 5 за каждую проанализированную программу (всего - 25).

Ответ дается самими обучающимися.

Задание №2. Разработайте пояснительную записку рабочей программы по плану (используйте предложенный УМК). Предмет, по которому будет разрабатываться программа, выбирается самостоятельно.

  1. цели и задачи предлагаемой программы,

2) нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания программы:

- программа (ее полное название, автор, издательство, год),

- учебник (название, автор, издательство, год),

- тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год),

- методические рекомендации (название, автор, издательство, год)

возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа,

3) основные принципы построения программы,

4) краткое описание разделов программы и ее некоторые связи,

5) предлагаемая автором методика изучения программы,

6) число часов изучения предмета в неделю, год.

7) таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.

Тема блока

Количество часов

Примечания

8) количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год

9) предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения (знания, умения, УУД).

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2,3,4) класса

Что должен ученик на конец года

знать

уметь

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 24-30 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 18-23 балла; содержатся ошибки в последовательности этапов, формулировках - 10-17 балла; отсутствуют отдельные этапы или содержание этапов раскрыто слабо - 5-9 баллов; слабо раскрыты этапы, присутствуют только названия этапов, содержание не соответствует УМК - 1-4 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 30.

Практическая работа № 7

Тема: Составление календарно-тематического планирования учителя начальных классов

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

- формировать умение разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Организация методической работы учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС второго поколения: методические рекомендации/ авт.-сост. А.П.Мишина, Т.В.Кочеткова; под общ. ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.

  2. УМК «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа 2100».

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания;

примерные рабочие программы учителей школ.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Проанализируйте предложенные календарно-тематические планы:

  1. Верно ли указана тема урока (в соответствии с программой, без употребления глаголов, при обобщении и повторении указаны темы изучаемого материала),

  2. Указана ли дата проведения урока,

  3. Указано ли количество часов на изучение, соответствующее программе,

  4. Верно ли указан тип урока, использованы ли нестандартные уроки,

  5. Указаны ли планируемые результаты в соответствии с ФГОС,

  6. Верно ли с точки зрения педагогики указаны формы организационно-познавательной деятельности и формы контроля,

  7. Указаны ли формы и методы организации самостоятельной деятельности,

  8. В достаточной мере использована наглядность, ИКТ.

  9. Грамотны ли формулировки,

  10. Верно ли и эстетично оформлено планирование.

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 4 балла; содержатся ошибки в названиях и последовательности этапов - 3 балла; отсутствует анализ отдельных этапов - 2 балла; слабо отражен аналитический компонент- 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - по 5 за каждую проанализированную программу (всего - 25).

Ответ дается самими обучающимися.

Задание №2. Разработайте календарно-тематический план (используйте предложенный УМК). Предмет, по которому будет разрабатываться план, выбирается самостоятельно. Заполните таблицу:

Тема урока

дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организационно-познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание


Предметные

Метапредметные


ные

Личностные





знать

уметь


Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 24-30 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 18-23 балла; содержатся ошибки в последовательности этапов, формулировках - 10-17 балла; отсутствуют отдельные этапы или содержание этапов раскрыто слабо - 5-9 баллов; слабо раскрыты этапы, присутствуют только названия этапов, содержание не соответствует УМК - 1-4 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 30.

Практическая работа № 8

Тема: Проектирование технологической карты учебного занятия

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

- формировать умение разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

1 Организация методической работы учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС второго поколения: методические рекомендации/ авт.-сост. А.П.Мишина, Т.В.Кочеткова; под общ. ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.

2 УМК «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа 2100».

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Составьте технологическую карту урока по предложенному УМК на основе по схеме:

  1. ФИО учителя___________________________________________________________________

  2. Класс__________________________________________________________________________

  3. Предмет________________________________________________________________________

  4. Тема урока______________________________________________________________________

  5. Место и роль урока в изучаемой теме (разделе)_______________________________________

  6. Цели урока______________________________________________________________________

  7. Характеристика этапов урока:

Этап урока

Время, мин

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма организация учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся









Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 24-30 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках - 18-23 балла; содержатся ошибки в последовательности этапов, формулировках - 10-17 балла; отсутствуют отдельные этапы или содержание этапов раскрыто слабо - 5-9 баллов; слабо раскрыты этапы, присутствуют только названия этапов, содержание не соответствует УМК - 1-4 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 30.

Практическая работа № 9

Тема: Оформление и презентация портфолио личных достижений

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности

- формировать умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

- формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- формировать умение оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- формировать умение участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

Теоретические основы организации обучения в начальных классах: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сергеевой. - М.: «Академия», 2012.

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания,

образцы портфолио студентов.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. Оформить портфолио учебных достижений по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса.

Критерии оценки портфолио:

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценка

(баллы)

ПК 4.1

Владение содержанием примерных программ и учебно-методических комплектов.

Соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям ФГОС НОО и нормативно-правовым документам с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.

Создание учебно-дидактических материалов по предмету с учетом вида учебного заведения, особенностей класса и личности обучающихся.

5

ПК 4.2

Соответствие образовательного пространства, в котором осуществляется обучение, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Соответствие предметно-развивающей среды педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Моделирование предметно-развивающей среды и материального поля урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООП.

5

ПК 4.3

Накопление структурированной информации о передовом педагогическом опыте учителей начальных классов, об образовательных технологиях в области начального общего образования.

Анализ передового педагогического опыта учителей начальных классов.

Обоснование выбора педагогической и методической литературы в соответствии с целями деятельности.

5

ПК 4.4

Соответствие структуры педагогических разработок требованиям к оформлению документации данного вида.

Анализ и самоанализ проведения занятий в соответствии с установленными требованиями к ведению дневника профессиональной практики.

Оформление отчёта, реферата, выступления, компьютерной презентации, портфолио в соответствии с установленными требованиями.

5

ОК 1

Объяснение сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Проявление интереса к психолого-педагогической и методической литературе, к инновациям в области начального образования.

Участие в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях.

5

ОК 2

Обоснование выбора и применения способов решения профессиональных задач для осуществления образования младших школьников.

Организация собственной деятельности для осуществления образования младших школьников.

Определение методов решения методических задач, оценивание их эффективности и качества.

5

ОК 3

Выявление методических проблем в области образования младших школьников.

Определение возможных причин проблем в области образования младших школьников.

Принятие решений в нестандартных ситуациях, возникающих в педагогическом процессе.

5

ОК 5

Умение проектировать способы решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ образования младших школьников.

Владение средствами ИКТ для совершенствования процесса обучения младших школьников.

5

ОК 6

Владение методами, формами и приемами взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации,

социальными партнерами.

Владение деловым стилем общения, профессиональной лексикой.

Осуществление партнерских отношений внутри группы, колледжа, с членами педагогического коллектива, представителями администрации, социальными партнерами.

5

ОК 7

Постановка целей для осуществления образования младших школьников.

Владение приемами мотивировки деятельности обучающихся.

Организация и контроль работы учеников с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

5

ОК 8

Выявление пробелов в своих образовательных достижениях.

Определение задач в области собственного методического развития.

Определение задач личностного развития, составление программы

саморазвития.

5

ОК 9

Осуществление профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО: обновление целей, содержания, смены технологий в области образования младших школьников.

Владение технологией реализации системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников.

5

ОК 11

Планирование и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативными документами, регулирующими реализацию ФГОС НОО.

Моделирование профессиональной деятельности с соблюдением правовых норм в образовании младших школьников.

5

Максимальное количество баллов - 65.

Задание №2. Презентовать портфолио учебных достижений по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса.

Критерии оценки защиты портфолио:

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценка

(баллы)

ПК 4.4

Соответствие структуры педагогических разработок требованиям к оформлению документации данного вида.

Оформление выступления, компьютерной презентации, портфолио в соответствии с установленными требованиями.

5

ОК 1

Объяснение сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

5

ОК 5

Умение проектировать способы решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ.

Владение средствами ИКТ для решения профессиональных задач.

5

ОК 6

Владение методами, формами и приемами взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, социальными партнерами.

Владение деловым стилем общения, профессиональной лексикой.

Осуществление партнерских отношений внутри группы, колледжа, с членами педагогического коллектива, представителями администрации, социальными партнерами.

5

Максимальное количество баллов - 20.

Практическая работа № 10

Тема: Самоанализ профессиональной компетентности и определение путей самосовершенствования

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- формировать умение корректировать педагогические разработки в соответствии с выявленными проблемами

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

Теоретические основы организации обучения в начальных классах: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сергеевой. - М.: «Академия», 2012.

Оборудование:

методическое пособие по выполнению практических работ;

тетрадь для выполнения практического задания,

образцы портфолио студентов.

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Задание №1. На основе поведенного самоанализа определить пути самосовершенствования педагогического мастерства в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Заполнить таблицу:

Общие и профессиональные компетенции

Пути самосовершенствования

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный, аргументированный ответ - 2 балла; слабо отражен проектиовочный компонент - 1 балл; ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 32 (по 2 балла за каждую позицию).

Ответ дается самими обучающимися.


© 2010-2022