Факультативный курс Уроки здоровья 6 класс

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа с. Грудцино

Рассмотрено

На ШМО учителей естественно-математического цикла

Руководитель

___________Мишина Е.А.

Протокол №___

от «___»__________2015г.


Согласовано

Заместитель директора

МБОУ ОШ с. Грудцино

_________Миронова И.С.

«___»__________2015г.


Утверждаю

Директор МБОУ ОШ

с. Грудцино

_________Полякова И.И.

«___»__________2015г.









Рабочая программа

факультативного курса « Уроки здоровья»

для 6 класса

основного общего образования

на 2015-2016 учебный год

Программа составлена

учителем химии и биологии

Мишиной Евгенией Александровной





с. Грудцино

2015г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по интегрированному курсу« Уроки здоровья» составлена на основе типовой программы авторы: Алексеева Е.В., Гладышева О.С. Уроки здоровья: Программа интегрированного учебного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы-5-7 классы).- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003г.

Необходимость введения подобного интегрированного курса связана с тем, что в современном обществе серьезно обострилась проблема социальной дезадаптации детей и молодежи. Растет число преступлений и насильственных действий, совершаемых несовершеннолетними. Курение, употребление алкоголя и наркотиков имеют устойчивый рост среди учащихся школ и ПТУ. Целый ряд нормативных документов, таких, как федеральные законы, федеральная целевая программа, концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами и разработанная на их основе программа министерства образования и науки Нижегородской области « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи», считают необходимым, чтобы как в рамках школьного предмета, так и более углубленно школа осуществляла обучение и воспитание учащихся нормам и принципам здорового образа жизни. Поскольку в рамках федерального базисного плана нет отдельного предмета такой направленности, авторами программы была выдвинута идея интеграции содержания « Уроков здоровья» с близким по направлению предметом ОБЖ и дисциплинами естественнонаучного цикла.

Общая характеристика курса.

Курс 6 класса является продолжением аналогичного интегрированного курса, который предложен для начальной школы. Идея глубокой и содержательной интеграции курса « Уроки здоровья» и ОБЖ имеет новизну и пока отсутствует в педагогической литературе. В основе этой интеграции лежит концепция деятельности человека как существа, имеющего биологическое и социальное начало. Здоровье при этом рассматривается как интегральный показатель безопасного взаимодействия человека с природой и социумом. С платформы такого взгляда на здоровье интеграция курса « Уроки здоровья» с ОБЖ - органическая, естественная и необходимая мера.

Программа « Уроки здоровья» использует как основу новую методологическую парадигму, уходя то идей устрашения и запугивания как совершенно неэффективных для учащихся этого возраста, и предлагая формировать в ходе занятий индивидуальный модельный эмпирический опыт в области изучения предмета. Такой подход диктует принципиально другой технологический и методологический арсенал, который должен будет использовать учитель для проведения уроков. Это прежде всего деятельностный подход, диалоговое взаимодействие учителя и учеников, а также весь набор интерактивных методических приемов. Основная цель программы, состоящая в изменении ценностных и целевых установок учащихся с ориентацией на свое здоровье, здоровый образ жизни, а также на здоровье планеты, находится среди базисных гуманитарных идей современной школы. Достижение этой цели предполагается осуществлять путем решения учебных и развивающих целей в ходе проведения учебного процесса. Процесс не должен включать изучение только теоретического материала. Проигрывание различных проблемных ситуаций в рамках программы, освоение практических приемов по оказанию первой помощи, а также умение принимать решение в сложных критических ситуациях - вот далеко не полный перечень планируемых к формированию навыков. Эти задачи диктуют широкое использование принципов групповой работы и сотрудничества, а также других активных приемов работы с учащими ся.

Учебный план отводит 35 учебных часов для изучения факультативного курса « Уроки здоровья» в 6 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих

6 класс.

Основными прогнозируемыми результатами обучения в рамках программы можно считать:

  • в изменении ценностных и целевых установок учащихся с ориентацией на свое здоровье, здоровый образ жизни, а также на здоровье планеты;

  • получение минимума необходимых каждому человеку теоретических знаний о своем здоровье, а также практических навыков его сохранения;

  • овладение умениями принимать решения в сложных критических жизненных ситуациях, руководствуясь здоровьем как приоритетной ценностью человеческого бытия;

  • овладения навыками эффективного общения, сотрудничества и умениями выходить из конфликта;

  • развитие навыков самостоятельной деятельности, самостоятельного познания, мышления и анализа.

Календарно - тематический план.

№ п/п

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия

По плану

Факт

  1. Здоровье и жизнь. (8 часов)

1

1

Факторы здоровья. Здоровый образ жизни.

07.09

2

2

Заповеди здорового образа жизни.

14.09

3

3

Экстремальные ситуации.

21.09

4

4

Стрессы. Стрессоры.

28.09

5

5

Конфликты.

05.10

6

6

Факторы выживания. Человек в экстремальных ситуациях.

12.10

7

7

Сроки автономного существования. Резервные возможности человеческого организма

19.10

8

8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

26.10

2. Здоровый образ жизни и гигиена (6 часов)



9

1

Общественная и личная гигиена .гигиена и здоровье.

09.11

10

2

Гигиена жилища.

16.11

11

3

Виды уборки помещения.

23.11

12

4

Личная гигиена.

30.11

13

5

Личная гигиена.

07.12

14

6

Одежда в жизни человека. Одежда и времена года.

14.12

3. Питание и здоровье (8 часов).

15

1

Питание в жизни человека ( Зачем мы едим?)

21.12

16

2

К чему ведёт избыток и недостаток пищи? Пути решения проблемы.

11.01

17

3

Качество продуктов питания. Ядовитые растения и грибы.

18.01

18

4

Питание и болезни.

25.01

19

5

Сбалансированное питание . Рацион

01.02

20

6

Системы питания.

08.02

21

7

Системы питания.

15.02

22

8

Моя система питания.

29.02

4.Социум и здоровье человека (5 часов).

23

1

Человек в коллективе. Поведения человека в коллективе.

14.03

24

2

Взаимоотношение мальчика и девочки.

21.03

25

3

Взаимоотношение со взрослыми.

04.04

26

4

Асоциальное поведение, его последствия.

11.04

27

5

Криминальные ситуации. Выход из криминальных ситуаций.

18.04

5. Мое решение - моя будущая жизнь (7 часов).

28

1

Отработка правил поддержки гигиены жилища (дезинфекция)

25.04

29

2

Тренинг по общению в коллективе

02.05

30

3

Тренинг по выходу из критических ситуаций

02.05

31

4

Первая помощь пострадавшему

16.04

32

5

Первая помощь пострадавшему

16.05

33

6

Транспортировка пострадавших

23.05

34

7

Приёмы автономного существования.

23.05

35

8

Повторительно-обобщающее занятие

Основное содержание учебного курса

1.Здоровье и жизнь (8 часов)

Здоровый образ жизни - что это такое? Факторы здорового образа жизни физический, социальный, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовой. Заповеди здорового образа жизни.

Экстремальные ситуации. Внешние причины экстремальных ситуаций. Конфликты. Стрессы. Стрессоры. Экстремальные и чрезвычайные ситуации в природе и обществе. Факторы выживания. Правила поведения человека в экстремальных ситуациях. Сроки автономного существования. Резервы возможности человеческого огранизма.
Первичные и вторичные факторы стихийных бедствий. Способы обеспечения безопасности. Аварии и катастрофы на промышленных предприятиях, гидротехнических сооружениях, транспорте и возможные последствия. Действия при их возникновении.

2. Здоровый образ жизни и гигиена ( 6 часов)

Личная и общественная гигиена. Гигиена и здоровье. Гигиена на жилища влажность, освещение, проветривание, сквозняки, санитарные нормы. Виды уборки помещения ( веником, щеткой, пылесосом, влажной тряпкой). Их преимущества и недостатки.

Личная гигиена. Гигиена личных вещей, одежды, кожи. Роль одежды в жизни человека. Одежда и времена года, закаливание.

3. Питание и здоровье (8 часов)

Питание в жизни человека ( Зачем мы едим?). Что такое жажда и чувство голода.

Заболевание, обусловленные неправильным питанием. Сбалансированное питание, понятие рациона. Диетология. Системы питания и здоровье человека. Моя система питания.

Питание и внешний вид. Ожирение и истощение.

Продукты питания, их качество. Опасности для здоровья при употреблении недоброкачественных продуктов. Где таится опасность отравления человека? Первая помощь при пищевых отравлениях.

4. Социум и здоровье человека (5 часов)

Мальчики и девочки, почему они отличаются друг от друга. Как общаться между собой. Взаимоотношение со взрослыми. Поведение человека в коллективе. Негативное взаимоотношение в пути их разрешения. Психологическая служба. Асоциальное поведение, его последствия. Криминальные ситуации. Выход из криминальных ситуаций.

5. Мое решение- моя будущая жизнь (8 часов)

Практическая сессия:

- тренинги по общению в коллективе, по выходу из критических ситуаций первая помощь пострадавшему, транспортировка пострадавших приемов автономного существования;

-«Я принимаю решение»;

-обработка правил поддержания гигиены жилища (дезинфекция).

Формы контроля знаний.

Для оценивания результативности программы рекомендуется не использовать традиционные оценки. Более эффективно результаты обучения можно отследить с помощью анонимного анкетирования, проектной деятельности учеников, проведение практических сессий с решениями проблемных задач и разбором модельных ситуаций.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учителя:

  1. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюрько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся.- М.: Просвещение,1991

  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обучения: Книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение,1991

  3. Зарянова Ф.В., Казачкова Т.Б. Работа в группах и парах сменного состава. Варианты деловой игры: Методические рекомендации. СПб., 1994

  4. Кавтакадзе Д.К. Интерактивные методы: обучение пониманию// Биология в школе. 1998 №3 с. 30-34

  5. Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагенство,1995

  6. Коллективное взаимообучение: Практическое руководство. Ч.1 / Сост. Захаров К.Н., Соколов Л.Н., Голубев Б.Б.; Научно-исследовательская фирма « Элиана» СПб., 1993

  7. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинэу: Из-во «ARC»,1997

  8. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП,1997.

  9. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя Издательство « Российское педагогическое агентство»,1998

  10. Мартынов С.М. Как организовать занятия в медико-санитарном кружке: Пособие для руководителей кружков. М.: Медицина ,1987.

  11. Медрик А.В. Общение школьников//Педагогика и психология. 1997№11 ( Знание)

  12. Проблемы школьного воспитания. 1998 № 4, ноябрь.

  13. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина ,1986.

  14. Секс в жизни человека: ( Учебная программа для школ)/ « Сорос- Нижний Новгород», 1994

  15. Фелленц, Дороти. Первая вершина. Путь к поступку/ Фонд духовного и нравственного образования. М., 1996

Литература для учащихся:

  1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника: Викторины, ребусы, кроссворды. Ярославль: Академия развития, 1998

  2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир,1997

  3. Естествознание. 5кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1991

  4. Естествознание. 6кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1992

  5. Естествознание. 7кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1995

  6. Когда я взрослею/ Под ред. Гладышевой О.С. Н. Новгород, 1998

  7. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.; Дрофа, 2010.

  8. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.; Дрофа, 2010.

  9. Ситников В.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника/Филологическое общество « Слово», АСТ « Ключ-С» , Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, М., 1997

  10. Юнас, Ян, Дюрик, Петер. Детская энциклопедия здоровья. Издательство « Освета», 1983

Методическое обеспечение программы

Включает:

  • планы-конспекты занятий,

  • дидактические материалы;

  • лабораторные оборудования;

  • изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии и пр.);

  • видео-аудио-материалы;

  • средства ИКТ;

и другие материалы.


© 2010-2022