- Преподавателю
- Другое
- Факультативный курс Уроки здоровья 6 класс
Факультативный курс Уроки здоровья 6 класс
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишина Е.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа с. Грудцино
Рассмотрено
На ШМО учителей естественно-математического цикла
Руководитель
___________Мишина Е.А.
Протокол №___
от «___»__________2015г.
Согласовано
Заместитель директора
МБОУ ОШ с. Грудцино
_________Миронова И.С.
«___»__________2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ ОШ
с. Грудцино
_________Полякова И.И.
«___»__________2015г.
Рабочая программа
факультативного курса « Уроки здоровья»
для 6 класса
основного общего образования
на 2015-2016 учебный год
Программа составлена
учителем химии и биологии
Мишиной Евгенией Александровной
с. Грудцино
2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по интегрированному курсу« Уроки здоровья» составлена на основе типовой программы авторы: Алексеева Е.В., Гладышева О.С. Уроки здоровья: Программа интегрированного учебного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы-5-7 классы).- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003г.
Необходимость введения подобного интегрированного курса связана с тем, что в современном обществе серьезно обострилась проблема социальной дезадаптации детей и молодежи. Растет число преступлений и насильственных действий, совершаемых несовершеннолетними. Курение, употребление алкоголя и наркотиков имеют устойчивый рост среди учащихся школ и ПТУ. Целый ряд нормативных документов, таких, как федеральные законы, федеральная целевая программа, концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами и разработанная на их основе программа министерства образования и науки Нижегородской области « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи», считают необходимым, чтобы как в рамках школьного предмета, так и более углубленно школа осуществляла обучение и воспитание учащихся нормам и принципам здорового образа жизни. Поскольку в рамках федерального базисного плана нет отдельного предмета такой направленности, авторами программы была выдвинута идея интеграции содержания « Уроков здоровья» с близким по направлению предметом ОБЖ и дисциплинами естественнонаучного цикла.
Общая характеристика курса.
Курс 6 класса является продолжением аналогичного интегрированного курса, который предложен для начальной школы. Идея глубокой и содержательной интеграции курса « Уроки здоровья» и ОБЖ имеет новизну и пока отсутствует в педагогической литературе. В основе этой интеграции лежит концепция деятельности человека как существа, имеющего биологическое и социальное начало. Здоровье при этом рассматривается как интегральный показатель безопасного взаимодействия человека с природой и социумом. С платформы такого взгляда на здоровье интеграция курса « Уроки здоровья» с ОБЖ - органическая, естественная и необходимая мера.
Программа « Уроки здоровья» использует как основу новую методологическую парадигму, уходя то идей устрашения и запугивания как совершенно неэффективных для учащихся этого возраста, и предлагая формировать в ходе занятий индивидуальный модельный эмпирический опыт в области изучения предмета. Такой подход диктует принципиально другой технологический и методологический арсенал, который должен будет использовать учитель для проведения уроков. Это прежде всего деятельностный подход, диалоговое взаимодействие учителя и учеников, а также весь набор интерактивных методических приемов. Основная цель программы, состоящая в изменении ценностных и целевых установок учащихся с ориентацией на свое здоровье, здоровый образ жизни, а также на здоровье планеты, находится среди базисных гуманитарных идей современной школы. Достижение этой цели предполагается осуществлять путем решения учебных и развивающих целей в ходе проведения учебного процесса. Процесс не должен включать изучение только теоретического материала. Проигрывание различных проблемных ситуаций в рамках программы, освоение практических приемов по оказанию первой помощи, а также умение принимать решение в сложных критических ситуациях - вот далеко не полный перечень планируемых к формированию навыков. Эти задачи диктуют широкое использование принципов групповой работы и сотрудничества, а также других активных приемов работы с учащими ся.
Учебный план отводит 35 учебных часов для изучения факультативного курса « Уроки здоровья» в 6 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих
6 класс.
Основными прогнозируемыми результатами обучения в рамках программы можно считать:
-
в изменении ценностных и целевых установок учащихся с ориентацией на свое здоровье, здоровый образ жизни, а также на здоровье планеты;
-
получение минимума необходимых каждому человеку теоретических знаний о своем здоровье, а также практических навыков его сохранения;
-
овладение умениями принимать решения в сложных критических жизненных ситуациях, руководствуясь здоровьем как приоритетной ценностью человеческого бытия;
-
овладения навыками эффективного общения, сотрудничества и умениями выходить из конфликта;
-
развитие навыков самостоятельной деятельности, самостоятельного познания, мышления и анализа.
Календарно - тематический план.
№ п/п
№ п/п
Тема занятия
Дата занятия
По плану
Факт
-
Здоровье и жизнь. (8 часов)
1
1
Факторы здоровья. Здоровый образ жизни.
07.09
2
2
Заповеди здорового образа жизни.
14.09
3
3
Экстремальные ситуации.
21.09
4
4
Стрессы. Стрессоры.
28.09
5
5
Конфликты.
05.10
6
6
Факторы выживания. Человек в экстремальных ситуациях.
12.10
7
7
Сроки автономного существования. Резервные возможности человеческого организма
19.10
8
8
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
26.10
2. Здоровый образ жизни и гигиена (6 часов)
9
1
Общественная и личная гигиена .гигиена и здоровье.
09.11
10
2
Гигиена жилища.
16.11
11
3
Виды уборки помещения.
23.11
12
4
Личная гигиена.
30.11
13
5
Личная гигиена.
07.12
14
6
Одежда в жизни человека. Одежда и времена года.
14.12
3. Питание и здоровье (8 часов).
15
1
Питание в жизни человека ( Зачем мы едим?)
21.12
16
2
К чему ведёт избыток и недостаток пищи? Пути решения проблемы.
11.01
17
3
Качество продуктов питания. Ядовитые растения и грибы.
18.01
18
4
Питание и болезни.
25.01
19
5
Сбалансированное питание . Рацион
01.02
20
6
Системы питания.
08.02
21
7
Системы питания.
15.02
22
8
Моя система питания.
29.02
4.Социум и здоровье человека (5 часов).
23
1
Человек в коллективе. Поведения человека в коллективе.
14.03
24
2
Взаимоотношение мальчика и девочки.
21.03
25
3
Взаимоотношение со взрослыми.
04.04
26
4
Асоциальное поведение, его последствия.
11.04
27
5
Криминальные ситуации. Выход из криминальных ситуаций.
18.04
5. Мое решение - моя будущая жизнь (7 часов).
28
1
Отработка правил поддержки гигиены жилища (дезинфекция)
25.04
29
2
Тренинг по общению в коллективе
02.05
30
3
Тренинг по выходу из критических ситуаций
02.05
31
4
Первая помощь пострадавшему
16.04
32
5
Первая помощь пострадавшему
16.05
33
6
Транспортировка пострадавших
23.05
34
7
Приёмы автономного существования.
23.05
35
8
Повторительно-обобщающее занятие
Основное содержание учебного курса
1.Здоровье и жизнь (8 часов)
Здоровый образ жизни - что это такое? Факторы здорового образа жизни физический, социальный, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовой. Заповеди здорового образа жизни.
Экстремальные ситуации. Внешние причины экстремальных ситуаций. Конфликты. Стрессы. Стрессоры. Экстремальные и чрезвычайные ситуации в природе и обществе. Факторы выживания. Правила поведения человека в экстремальных ситуациях. Сроки автономного существования. Резервы возможности человеческого огранизма.
Первичные и вторичные факторы стихийных бедствий. Способы обеспечения безопасности. Аварии и катастрофы на промышленных предприятиях, гидротехнических сооружениях, транспорте и возможные последствия. Действия при их возникновении.
2. Здоровый образ жизни и гигиена ( 6 часов)
Личная и общественная гигиена. Гигиена и здоровье. Гигиена на жилища влажность, освещение, проветривание, сквозняки, санитарные нормы. Виды уборки помещения ( веником, щеткой, пылесосом, влажной тряпкой). Их преимущества и недостатки.
Личная гигиена. Гигиена личных вещей, одежды, кожи. Роль одежды в жизни человека. Одежда и времена года, закаливание.
3. Питание и здоровье (8 часов)
Питание в жизни человека ( Зачем мы едим?). Что такое жажда и чувство голода.
Заболевание, обусловленные неправильным питанием. Сбалансированное питание, понятие рациона. Диетология. Системы питания и здоровье человека. Моя система питания.
Питание и внешний вид. Ожирение и истощение.
Продукты питания, их качество. Опасности для здоровья при употреблении недоброкачественных продуктов. Где таится опасность отравления человека? Первая помощь при пищевых отравлениях.
4. Социум и здоровье человека (5 часов)
Мальчики и девочки, почему они отличаются друг от друга. Как общаться между собой. Взаимоотношение со взрослыми. Поведение человека в коллективе. Негативное взаимоотношение в пути их разрешения. Психологическая служба. Асоциальное поведение, его последствия. Криминальные ситуации. Выход из криминальных ситуаций.
5. Мое решение- моя будущая жизнь (8 часов)
Практическая сессия:
- тренинги по общению в коллективе, по выходу из критических ситуаций первая помощь пострадавшему, транспортировка пострадавших приемов автономного существования;
-«Я принимаю решение»;
-обработка правил поддержания гигиены жилища (дезинфекция).
Формы контроля знаний.
Для оценивания результативности программы рекомендуется не использовать традиционные оценки. Более эффективно результаты обучения можно отследить с помощью анонимного анкетирования, проектной деятельности учеников, проведение практических сессий с решениями проблемных задач и разбором модельных ситуаций.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
-
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюрько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся.- М.: Просвещение,1991
-
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обучения: Книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение,1991
-
Зарянова Ф.В., Казачкова Т.Б. Работа в группах и парах сменного состава. Варианты деловой игры: Методические рекомендации. СПб., 1994
-
Кавтакадзе Д.К. Интерактивные методы: обучение пониманию// Биология в школе. 1998 №3 с. 30-34
-
Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагенство,1995
-
Коллективное взаимообучение: Практическое руководство. Ч.1 / Сост. Захаров К.Н., Соколов Л.Н., Голубев Б.Б.; Научно-исследовательская фирма « Элиана» СПб., 1993
-
Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинэу: Из-во «ARC»,1997
-
Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП,1997.
-
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя Издательство « Российское педагогическое агентство»,1998
-
Мартынов С.М. Как организовать занятия в медико-санитарном кружке: Пособие для руководителей кружков. М.: Медицина ,1987.
-
Медрик А.В. Общение школьников//Педагогика и психология. 1997№11 ( Знание)
-
Проблемы школьного воспитания. 1998 № 4, ноябрь.
-
Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина ,1986.
-
Секс в жизни человека: ( Учебная программа для школ)/ « Сорос- Нижний Новгород», 1994
-
Фелленц, Дороти. Первая вершина. Путь к поступку/ Фонд духовного и нравственного образования. М., 1996
Литература для учащихся:
-
Анашкина Е.Н. Веселая ботаника: Викторины, ребусы, кроссворды. Ярославль: Академия развития, 1998
-
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир,1997
-
Естествознание. 5кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1991
-
Естествознание. 6кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1992
-
Естествознание. 7кл. Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Просвещение, 1995
-
Когда я взрослею/ Под ред. Гладышевой О.С. Н. Новгород, 1998
-
Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.; Дрофа, 2010.
-
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.; Дрофа, 2010.
-
Ситников В.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника/Филологическое общество « Слово», АСТ « Ключ-С» , Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, М., 1997
-
Юнас, Ян, Дюрик, Петер. Детская энциклопедия здоровья. Издательство « Освета», 1983
Методическое обеспечение программы
Включает:
-
планы-конспекты занятий,
-
дидактические материалы;
-
лабораторные оборудования;
-
изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии и пр.);
-
видео-аудио-материалы;
-
средства ИКТ;
и другие материалы.