Эссе «Я - современный учитель»

Учительская профессия – самая древняя и существует столько, сколько веков и тысячелетий живет школа. А поскольку мир меняется, то и атрибут к слову «учитель» наполняется все новым и новым содержанием. Назвать себя современным учителем - значит вскрыть те профессиональные и личностные качества, которые сегодня создают образ востребованного специалиста в образовательном пространстве. Несколько лет назад наш Президент в своем очередном послании провозгласил: «Нам нужен учитель новой формации!», а э...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики

Билида Анатолий Николаевич


Эссе «Я - современный учитель»


Учительская профессия - самая древняя и существует столько, сколько веков и тысячелетий живет школа. А поскольку мир меняется, то и атрибут к слову «учитель» наполняется все новым и новым содержанием.

Назвать себя современным учителем - значит вскрыть те профессиональные и личностные качества, которые сегодня создают образ востребованного специалиста в образовательном пространстве. Несколько лет назад наш Президент в своем очередном послании провозгласил: «Нам нужен учитель новой формации!», а это и есть современный учитель

Поделюсь тем, как видится мне личность такого учителя.

Во-первых, она должна быть адекватна той личности ученика, которую он создает, творит всеми отпущенными ему средствами и рычагами воздействия: уроками, беседами, собственным жизненным опытом. Если, например, наш выпускник школы владеет информационной культурой и функциональной грамотностью, то учитель должен быть на две головы выше - не только решать компетентностно ориентированные задания, но и составлять их, формулировать проблему, владеть искусством воплощать идею в дело и передавать это своим ученикам.

Во-вторых, нет учителя, если он не умеет проектировать, организовать, исследовать, то есть если он сам не владеет главными профессиональными компетенциями.

Если я современный учитель, то, прежде всего, я убежден, что средствами моего предмета физики можно воспитать востребованную личность выпускника школы.

Как я буду делать это? Мне поможет составленная мною предметная концепция, раскрывающая учащимся физику как «окно» в окружающий мир, которое поможет им дальше идти по жизни со школьными знаниями моего предмета.

В-третьих, современный учитель - это прежде всего Человек с большой буквы, человек, умеющий спрашивать сначала с себя, а потом с других, в том числе учеников. Он свято следует мудрым советам своих коллег прошлого и настоящего. Вот они:

- не назидай, а помогай;

- не высмеивай, а смейся, прибегая к юмору;

- не «маркируй», а давай шанс выпрямиться;

- не злорадствуй, а сопереживай;

- не только задавай, но и участвуй в выполнении заданий.

В-четвертых, профессия современного учителя - самая многомерная, универсальная, это даже не три, а десять в одном. Он - и психолог, и дидакт, и менеджер, и художник-культуролог, и политик, и пропагандист, и затейник и многое еще другое, что он должен уметь, проживая жизнь вместе с детьми. Но он должен при этом не потерять главного в своей профессии. Вспоминаются в связи с этим слова В.В. Давыдова, смысл которых сводится к следующему: учитель не «мамка» и не «нянька» - он «представитель общественного знания». На этом стою и я, современный учитель физики.

Не могу не назвать и пятый компонент («в-пятых»), которым характеристика современного учителя и начинается, и завершается. Это его мировоззрение, патриотизм, верность идеалам народа и государства, которое открыло ему дорогу к любимому делу, одарило возможностью творить и созидать новое поколение.

Ни для кого не секрет, что сегодня идёт повсеместное обсуждение исторических государственных документов, и от школы, и каждого учителя требуется не только давать знания детям, но и с помощью этих знаний готовить к выполнению задач, поставленных перед образованием: учить анализировать ситуации, принимать решения, работать с информацией и вести коммуникацию на разных уровнях и т.д.

Чтобы все это обеспечить, учителю прежде всего необходимо самому понять некоторые секреты и опробовать те средства, которые ведут к успеху.

У меня три таких секрета, которыми я пользуюсь в повседневной педагогической работе и которыми хочу поделиться с коллегами. Соблюдение их обязательно обеспечит успех.

Секрет 1.

Научитесь мыслить «сверху вниз», т.е. отталкиваться в своём обдумывании и в своих поступках от слоганов тех государственных материалов, которые выражают сущности наших действий и планов. Научитесь сжимать информацию.

Секрет 2.

Не растрачивайте свободного от работы времени, направьте его на самостроительство своей собственной личности учителя-профессионала. Работайте с информацией, рискуйте (пускайтесь вплавь, пробуйте) ищите себя в коммуникациях, умейте и показать себя и свою работу.

Секрет 3.

Не оставляйте своих увлечений, наоборот, - ищите, развивайте своё «ХОББИ», которое можете использовать в качестве главного воздействующего средства на своих учеников, на класс, на новое поколение детей.

Это могут быть самые различные увлечения:

- наука (эксперимент),

- поделки,

- спорт,

- художественная самодеятельность,

- искусство,

- благотворительность,

- волонтёрство,

- туризм,

- коллекционерство,

- корреспондентская деятельность,

- юмор.

Помните, что юмор располагает ребёнка, сближает его с учителем.

В заключение к сказанному добавлю: если я понял и описал свое видение образа современного учителя, то я на правильном пути и непременно достигну вершины того педагогического Олимпа, который начертал нам XXI глобальный век.

© 2010-2022