• Преподавателю
  • Другое
  • ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА



Динамические изменения в развитии экономики и социальной сферы, обеспечивающие развитие образования, вызвали переход среднего профессионального образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Они предполагают формирование у студентов таких качеств личности, как инициативность, творческое мышление, способность находить нестандартные решения. Кроме того, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетентность», «компетенция».

При подготовке специалистов медицинских учреждений среднего профессионального уровня необходимо обращать внимание на формирование у них как новых компетентностей, связанных с требованиями времени, так и на профессиональные компетентности, необходимые будущим медицинским сестрам. В частности, они должны обладать такими компетенциями, как способность применять полученные в ходе обучения знания, успешно действовать на основе практического опыта, уметь принимать решения в экстремальной ситуации, связанной с жизнью и здоровьем пациентов, иметь способность к самостоятельному обучению, адаптивность и уверенность в себе. У будущей медсестры необходимо сформировать также такие личностные качества, как доброжелательность, общительность, умение быстро реагировать на просьбу больного. И кроме этого, медсестра должна обладать такой важной при работе с людьми профессиональной компетенцией, как «эмпатическое слушание», т.е. понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания.

Слово «эмпатия» (отгреч. empatheia - сопереживание, вчувствование) обозначает постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Благодаря исследованиям в гуманистической психологии эмпатия стала изучаться и обсуждаться в медицине и педагогической практике. Так; изучением эмпатии занимались М. Арга-ил, Э. Титченер, К.Роджерс, Т.П. Гаврилова, Т. Липпс, Ф. Олпорт, Э. Фром, Т. Райк, Н.Н. Обозов, И.М. Юсупов и др. В частности, была обнаружена положительная зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом, и отрицательная зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатии и уровнем дистресса, в котором находился пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатии на состояние пациента было очевидно.

Группа американских психологов разработала сестринскую теорию эмпатии. В соответствии с этой теорией эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры. Американский психолог Д. Гоулмен считает эмпатию составляющей частью эмоционального интеллекта (EQ). По его мнению, личность, имеющая высокий эмоциональный интеллект, инициативна, находит выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решает все проблемы. Характерным признаком хорошо развитого эмоционального интеллекта является доброжелательность, приятность в общении, избегание конфликтных ситуаций, самодостаточность и независимость, реалистичное оценивание своих способностей.

Именно такие качества современных медицинских работников, по нашему мнению, необходимо формировать в течение учебного процесса у студентов, которые будут работать в системе здравоохранения.

Однако анализ работ современных и зарубежных исследователей о роли эмпатии в формировании профессиональной компетенции, а также изменении уровня общего умственного развития и субъективного контроля в процессе обучения студентов медицинских колледжей показал, что данные характеристики практически не изучены. В связи с этим нами были не только осмыслены основные компетенции, которые необходимо формировать у будущих медицинских сестер, но и проведены экспериментальные исследования. Мы исходили из предположения, что изменение уровня эмпатии, субъективного контроля (УСК) и общих умственных способностей студентов могло быть достигнуто путем использования в учебно-воспитательном процессе данного учреждения методов активного социально-психологического обучения. В этих целях было организовано психологическое исследование студентов Воронежского базового медицинского колледжа (отделение «Сестринское дело»).

В пилотном исследовании принимали участие 325 человек, студенты первого и четвертого курсов. Для выявления эмпатии, уровня общих умственных способностей и уровня субъективного контроля использовались следующие методики:

  • методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;

  • методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова;

  • краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, относящийся к тесту общих умственных способностей (1Q);- метод исследования уровня субъективного контроля (УСК).

В констатирующем эксперименте принимали участие 200 человек. Формирование групп осуществлялось по возрастным особенностям. Были задействованы студенты первого и четвертого курсов, по 100 обучающихся с каждого курса. По тендерному признаку:

  • юношей - 9 человек, из них 4 обучающихся первого курса и 5 - четвертого;

  • девушек - 191 человек, из них 96 обучающихсяпервого курса и 95 - четвертого.

В ходе исследования студенты первого и четвертого курсов были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную, в каждой группе по 50 человек.

Для исследования развития уровня эмпатии использовались методика диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко и методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова. Целью этого исследования являлось определение степени развития эмпатии студентов на различных этапах обучения (на первом и четвертом курсах). Методика диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко содержала 34 утверждения, с которыми исследуемый должен был выразить свое согласие либо несогласие (то есть ответить «да» или «нет»). Методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова состояла из 36 утверждений, на которые испытуемые должны были выбрать следующие варианты ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Ответы оценивались по 5-балльной системе. За ответ «не знаю» оценка не присваивалась (0 баллов), за ответ «нет, никогда» присваивался 1 балл, за ответ «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла, «да, всегда» - 5 баллов.

Для исследования общих умственных способностей был использован краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика (тест IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. Основной задачей исследования по предложенной методике являлось изучение степени развития общих умственных способностей будущих медицинских сестер в процессе обучения. Методика содержала 50 заданий, на решение которых отводилось 15 минут. За отведенное время испытуемый должен был выполнить максимальное количество заданий, не задерживаясь на вопросах, вызывающих затруднения. Тест имел единственный интегральный показатель - число (количество) правильно решенных задач.

Целью исследования по методике УСК являлась оценка у испытуемых сформировавшегося уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Методика УСК содержала 44 вопроса, на которые исследуемый давал положительный (+) или отрицательный (-) ответ.

Результаты исследования уровня эмпатии по методике Бойко приведены в таблице 1.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Результаты исследования уровня эмпатии по методике Бойко показали:

  • очень высокий уровень эмпатии не отмечен у студентов ни первого, ни четвертого курсов;

  • в констатирующем эксперименте у студентов первого курса значительных отличий уровней эмпатии в экспериментальной и контрольной




группах не выявлено; большинство студентов имеет заниженный и очень низкий уровни эмпатии;

  • при сравнении показателей уровней эмпатии у студентов первого и четвертого курсов отмечено повышение эмпатических способностей у студентов четвертого курса.

В частности, если средние показатели эмпатии на первом курсе были

отмечены у 16% опрошенных, то на четвертом курсе они наблюдались уже у 40 и 32% студентов. На четвертом курсе также снизилось количество студентов с очень низким уровнем эмпатии. Если на первом курсе их было 30% в экспериментальной группе и 24% в контрольной, то на четвертом курсе их стало только 6 и 10% соответственно. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о появлении более выраженных эмпатических способностей у студентов четвертого курса.

Результаты исследования уровня эмпатии по методике Юсупова

приведены в таблице 2.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Результаты исследования уровня эмпатии по методике Юсупова показали:

  • очень высокий и очень низкий уровни эмпатии не отмечены у студентов ни первого, ни четвертого курса;

  • в ходе констатирующего эксперимента отличий между экспериментальной и контрольной группами студентов первого и четвертого курсов не выявлено;

  • отмечены изменения в сторону повышения эмпатии у студентов четвертого курса.

Так, если высокий уровень эмпатии на первом курсе был выявлен у 4% студентов экспериментатьной и контрольной групп, то на четвертом курсе этот показатель существенно увеличился и был отмечен у 32% студентов экспериментальной группы и 28% студентов контрольной группы. При этом изменения в основном связаны с повышением эмпатических способностей студентов от средних к высоким.

Математическая обработка результатов изменения уровней эмпатии по методикам Бойко и Юсупова подтверждает их достоверность.

Результаты исследования общих умственных способностей студентов по методике КОТ (краткий отборочный тест Вандерлика) приведены в таблице 3.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

В результате проведения констатирующего эксперимента по исследованию обших умственных способностей студентов получены следующие результаты:

  • на первом курсе низкие показатели общих умственных способностей как в экспериментальной, так и в контрольной группе одинаковы и выявлены у 16% опрошенных;

  • на четвертом курсе количество студентов с низкими показателями общих умственных способностей несколько уменьшилось, такие показатели отмечены у 8% студентов экспериментальной и 4% студентов контрольной группы;

  • высокий уровень показателей общих умственных способностей,

выявленный у 24 и 28% студентов первого курса, на четвертом курсе чуть выше и отмечен у 30% студентов экспериментальной и 32% студентов контрольной группы; - значительной разницы между средними показателями общих умственных способностей студентов экспериментальной и контрольной групп на первом и четвертом курсах не имеется.

Математическая обработка результатов исследования показала, что статистически достоверных изменений показателей общих умственных способностей между студентами первого и четвертого курсов не имеется.

Результаты исследования уровня субъективного контроля (по методике УСК) приведены в таблице 4

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА.




Исследование уровня субъективного контроля не выявило значительных отличий между показателями экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте. Большая часть студентов как на первом, так и на четвертом курсе имеют средние и низкие показатели УСК, которые отличаются между собой незначительно. Несколько больший разброс показателей УСК с высоким уровнем отмечен между студентами первого и четвертого курсов: на первом курсе он отмечен у 16% студентов экспериментальной и 20% контрольной группы, а на четвертом курсе у 12 и 10% студентов соответственно. Однако математическая обработка полученных результатов не выявила статистически достоверных изменений по уровням субъективного контроля между студентами первого и четвертого курсов.

Проведенные психологические исследования позволяют сделать следующие выводы:

• Наблюдаемые качественные и количественные изменения эмпатических способностей студентов медицинского колледжа имеют позитивный характер и повышаются к четвертому курсу. Данные изменения были достигнуты в результате организации учебно-воспитательного процесса и использования методов активного социально-психологического обучения. В частности, в процессе обучения использовались такие методы, как обсуждение со студентами вопросов, требующих морально-этических решений, создание проблемных ситуаций морального выбора, обсуждение сложных проблем биомедицинской этики - пересадки органов, суррогатного материнства, искусственного оплодотворения, права эмбриона. Большое внимание уделялось вопросам оказания медицинской помощи пациентам во время производственной практики в медицинских учреждениях, помощи в уходе за отказными малышами в областной детской больнице, в общении и уходе за пожилыми людьми в геронтологическом центре и доме инвалидов.

  • Общий уровень умственных способностей студентов в процессе их обучения не меняется. Так как тест на общий уровень умственных способностей составлен на основании вопросов по различным параметрам (аспектам интеллекта), полученные результаты свидетельствуют о том, что их развитие в образовательном процессе не заложено. Однако из анализа результатов тестирования возможна разработка рекомендаций, применительно к каждой конкретной личности, по развитию тех аспектов интеллекта, из-за которых задание вызвало затруднение или было выполнено неверно.

  • Уровень субъективного контроля студентов в процессе их обучения также не меняется. Это связано с отсутствием в учебно-образовательном процессе специальных программ по формированию в первую очередь высоких показателей общей интернальности, интернальности в области достижений и неудач, которые в свою очередь и обеспечивают высокие уровни субъективного контроля над событиями и ситуациями.

  • Необходимо дальнейшее продолжение психологических исследований в этом направлении с использованием формирующего эксперимента.


© 2010-2022