Программа формирования культуры здорового образа жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО:

на методическом совете

Протокол № … от 29 августа 2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»

_________ Ипатенкова В.Р.

31 августа 2013 года приказ № …







Программа

формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни в МБУ СОШ № 48,











Программу разработала Максименко Т.С.,

учитель истории высшей квалификационной категории,

заместитель директора школы по УВР










2013 год


Введение:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к усовиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Школа обеспечена системами отопления, вентиляции водоснабжения, канализации и пожарной безопасности. Мебель, соответствует нормам СанПиН. Учебные мастерские имеют безопасное оборудование. Кабинеты информатики оснащены современными компьютерами. Воздушно-тепловой режим, освещенность в помещениях школы регулярно контролируются комиссией по охране труда и проверяются органами СЭС.

Для организации питания в школе имеется столовая на 100 мест, оснащенная необходимым инвентарем и подсобными помещениями. Пищу готовят непосредственно в школе. Для разделки мяса и рыбы существует разделочный цех. Горячее питание организовано ежедневно для всех учащихся. Качество питания регулярно контролируется медперсоналом школы, проводятся рейды родительским комитетом, органами СЭС. Столовая организует горячие завтраки и обеды в урочное время. Горячим питанием охвачено 80% обучающихся из 753 школьников, 273 из которых питаются бесплатно. График питания обучающихся школы:

Классы

Время завтрака

1,4,5 классы

После 2-го урока первой смены

7,8,9 классы

После 3-го урока первой смены

10.11 классы

После 4-го урока первой смены

2,3 классы

После 1-го урока второй смены

6 классы

После 2-го урока второй смены

Продолжительность перемен для завтраков школьников - 20 минут. За организацию питания детей в школе отвечают классные руководители. Столовая работает на натуральном сырье. В рационе питания мясо, свежая рыба, овощи свежие и тушеные, каши, компоты. Витаминизация осуществляется путем включения в меню свежих соков, лимонов.

Спортивные залы (их 2) по габаритам соответствуют требованиям. Спортивное оборудование и инвентарь имеются в достаточном количестве, в основном, для проведения уроков по игровым видам спорта (волейболу, баскетболу, футболу, теннису) и лыжам. Имеется в наличии тренажерный зал, оборудованный бегущей дорожкой, шагомерами, велотренажерами

(всего тренажеров - 8 штук). В школе работают спортивные секции по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу, русской лапте, в которых ежегодно занимаются 17-25% учащихся. Ежемесячно проводятся Дни здоровья для всех параллелей классов. «Веселые спартакиады», «Веселые старты», конкурсы «Самый быстрый», «Самый сильный», «Самый ловкий», «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Всей семьей на старт!» - мероприятия, которые ежегодно проводятся в школе. Зал лечебной физкультуры и массажный кабинет предназначены для занятий с детьми, имеющими заболевания по показаниям медицинского осмотра, которые ведут специалисты центра «Доверие». Занятия лечебной физкультурой посещают 40% от количества нуждающихся в них. Учащиеся школы посещают бассейн, который принадлежит лечебно-оздоровительному комплексу «Истоки» ВСЖД, детскую юношескую спортивную школу, школу бокса, секцию борьбы дзюдо в подростковом клубе «Витязь». Это составляет 15%-20% от общего числа обучающихся.

Школьный медицинский кабинет, лицензированный в 2010 году, отвечает современным требованиям. При медицинском кабинете работает процедурный кабинет, оснащенный необходимым оборудованием. Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры, силами муниципальной детской больницы, иммунизация по показаниям и с разрешения родителей или законных представителей детей. Медицинская сестра из штата муниципальной детской больницы работает ежедневно с 8-00 до 16-00. В период массовых прививок работает фельдшер, 4 раза в месяц прием ведет детский врач. Большую работу по сопровождению образовательного процесса проводит медико-психолого-педагогическая служба, в состав которой входят психологи, логопед, социальные педагоги, медицинская сестра.

Программа формирования культуры здорового образа жизни


Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

Ф.И.О.

Специальность, квалификация

Демьяненко А.В.

Врач детской больницы высшей категории.

Бочкарева М.С.

Медицинская сестра.

Васечкина Л.М.

Логопед, первой квалификационной категории.

Лукашова И.В.

Педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории

Худоногова О.В.

Психолог, первой квалификационной категории.

Морозов Н.В.

Учитель физической культуры, второй квалификационной категории.

Андронова И.В.

Учитель физической культуры, второй квалификационной категории.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» - это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках "English 2-4" содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Ежегодно в план работы школы включаются вопросы оптимизации учебной нагрузки. Педагогические советы: «Дозировка домашнего задания младших школьников» (2010 год); «Нормирование домашней работы учащихся 5-9 классов» (2010 год); методическое совещание «Объем времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий в начальной, основной, средней школе» (2011 год); административное совещание «Организация работы кружков, спортивных секций для учащихся начальной, основной, средней школы» («2010 год).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В период с 2006 по 2010 годы школа являлась Муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Психолого-педагогическое здоровьесберегающее сопровождение учащихся первой ступени». На первом этапе в эксперимент были вовлечены учащиеся 1-а класса под руководством учителя Шавель А.А. В дальнейшем участниками эксперимента стали все классы 1 ступени. В результате проведенной работы были выверены списки детей, стоящих на диспансерном учете; обеспечено своевременное обучение больных детей на дому; осуществляется мониторинг здоровья и физического развития учащихся; увеличена двигательная активность детей посредством разработанных учителями комплексов физических упражнений и динамических пауз на уроках, подвижных игр на переменах; планомерно проводятся внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни; учащиеся начальных классов вовлечены в исследовательскую деятельность по проблемам здоровья (Гончаров Денис «Дыхательная система человека и способы её укрепления», группа учащихся 2 - б класса «Почему необходимо заботиться о зубах. Средства по уходу за зубами»). В сотрудничестве с Центром ПППРиК «Доверие» в 2009 - 2010 году проведен эксперимент по теме «Использование психологических знаний и валеологических навыков при выполнении домашних заданий младшими школьниками». С ноября 2010 года, школа - лаборатория в рамках регионального инновационного проекта «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования».

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Большая часть кабинетов оснащена современными ТСО. Это стало возможным после победы школы в Национальном проекте «Образование» в 2007 году и победы в региональном конкурсе учреждений, получивших губернаторскую поддержку в 2010 году. На премии в размере 2 000 045 рублей были приобретены 28 ноутбуков, 28 проекторов, 28 экранов, электронные учебники по предметам учебного плана. Уроки информатики проводятся согласно расписанию в компьютерных классах, которых в школе два, работа обучающихся на компьютерах организуется в пределах 10 - 15 минут. На других уроках используются ноутбуки во время объяснения нового материала или закрепления ранее изученного.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Педагоги школы активно работают в направлении индивидуализации обучения. В 2010- 2015 учебных годах был обобщен опыт работы по разработке разноуровневых заданий для самостоятельной работы; контрольных и итоговых тестов учителей начальной школы Горбуновой Л.Е., Ипатенковой Ж.Г., Титовой О.В., Шавель А.А.; учителей предметников Рыбко О.В., Быковой С.А., Обуховой Е.В., Похожаевой Т.И., Груздяковой Л.В., Францевой Т.В., Никоновой Л.Г.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся в школе система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий лечебной физкультуры;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)

  • деятельность клуба «Здоровье» для обучающихся начальной школы, «Здоровье+» для обучающихся 2 и 3 ступеней.

Деятельность клуба «Здоровье»

Цель создания клуба - пропаганда здорового образа жизни среди учащихся начальной школы; информирование учащихся о способах сохранения и укрепления здоровья; содействие укреплению семьи.

Задачи: обучающие - вооружить детей и их родителей знаниями, умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья; способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся.

Развивающие - дать условия для самореализации личности для каждого участника общеобразовательного процесса; стимулировать детей и их родителей в занятии спортом.

Воспитательные - приобщить учащихся к безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром; формировать общечеловеческие нормы здорового образа жизни; способствовать осознанию детьми важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

Принципы работы клуба: демократизм; системность; непрерывность; сотрудничество; природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности); культуросообразности (ориентация на потребности и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды).

Основные виды деятельности клуба: проведение спортивных праздников, игр, конкурсов; оформление стенда, освещающего различные вопросы о ЗО Ж; тестирование; беседы, викторины; творческие конкурсы. Члены клуба «Здоровье» обучающиеся 5-6 классов, сами прошедшие обучение по программе «Здоровый образ жизни» и имеющие навыки подготовки и проведения различных мероприятий по данной программе среди сверстников и обучающихся начальной школы.

План работы клуба «Здоровье» по программе «Здоровый образ жизни»:

Время

проведения

Мероприятия

Цели

1 четверть

1. Подбор материала для реализации программы «Здоровый образ жизни».

2. Оформление просветительского стенда «Школьная энциклопедия» по темам:

  • «Питание - необходимое условие для жизни человека».

  • «Вредные привычки».

3. Подготовка и проведение спортивного праздника «Мама, папа, я - спортивная семья»

(2 классы).

4. Проведение конкурса рисунков по ЗОЖ «Сохрани своё здоровье».

4. Беседы на санитарно - гигиенические темы:

  • «Из чего я сделан».

  • «Кожа, или живая одежда».

1. Воспитывать активную позицию семьи в отношении ЗОЖ.

2. Повысить образовательный уровень обучающихся в вопросах здорового питания и гигиены.

3. Повторить правила сохранения и укрепления своего здоровья.

2 четверть

1. Оформление просветительского стенда «Школьная энциклопедия» по темам:

  • «Правила безопасного поведения в доме, на улице, на природе».

  • «Помоги себе сам».

2. Подготовка и проведение спортивного праздника «Весёлая спартакиада» (4 классы).

3. Беседы на темы:

  • «Правила Чистюли».

  • «Скелет и мышцы».

4. Подготовка и проведение викторины «Я и моё тело».

5. Участие в муниципальном конкурсе по пожарной безопасности.

1. Формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

2. Обучить жизненно важным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

3. Развитие творческих способностей обучающихся.

3 четверть

1. Оформление просветительского стенда «Школьная энциклопедия» по темам:

  • «Как сохранить своё здоровье».

  • «Я и другие».

2. Беседы на темы:

  • «Сердце - великий труженик».

  • «Режим дня».

3. Подготовка и проведение викторины «Опасные игры».

4. Тестирование по ЗОЖ «Вредные привычки».

5. Проведение конкурса рисунков «Безопасность на дороге».

1. Повторить правила безопасного поведения на улицах и дорогах; довести до сознания детей важность соблюдения этих правил.

2.Формировать общечеловеческие нормы здорового образа жизни;

3.Способствовать осознанию детьми важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

4 четверть

1. Оформление просветительского стенда «Школьная энциклопедия» (информация для родителей).

2. Тестирование обучающихся «Как твоё здоровье?».

3. Подготовка и проведение интеллектуальной игры «Поле чудес»

4. Подготовка и проведение спортивного праздника «Волшебный мяч».

8. Разработка мероприятий по ЗОЖ с учётом результатов тестирования на следующий учебный год.

1.Способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся.

2.Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта.

3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

5. Реализация дополнительных образовательных программ. В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Просветительско-воспитательная работа с учащимися осуществляется по программам, направленным на формирование здорового образа жизни «Полезные навыки и привычки», «Улыбка», «В гостях у Мойдодыра» для учащихся 1-4 классов; программы «Нет вредным привычкам», «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ-Спида для учащихся 3 ступени; программы «Равный - равному», волонтёрского движения по профилактике ВИЧ-СПИДа на 2 ступени. Работают клубы «Здоровье», школьный наркопост «Здоровье +» - победитель муниципального и областного конкурсов разработок по теме «Профилактика вредных привычек».

Программа просветительско-воспитательной работы с обучащимися

МОУ СОШ № 48 по формированию навыков ЗОЖ

Темы

Содержание

Ожидаемый результат

1 - 4 классы

Знание своего тела

Части тела, их функциональное назначение. Внутренние органы и их назначение. Рост и развитие человека. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Ученик может назвать органы и части тела, их назначение. Умеет рассказать о своих ощущениях, объяснить чем отличается здоровье от болезни, о признаках своей усталости.

Самопознание через ощущение, чувство и образ

Чувства, ощущения, настроение, эмоциональные переживания, способы проявления эмоций и выражения чувств.

Ученик умеет определять эмоции, объяснить их, выразить с помощью мимики и жестов, умеет словесно описать свои ощущения и обратиться за помощью в ситуациях страха.

Правила межличностного общения

Предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба, взаимоотношения людей, способы разрешения конфликтов.

Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Ученик должен знать правила коммуникации и уметь их применять, знать свои права и признавать обязанности в семье. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах, корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, работать в группе для достижения общей цели, соблюдать социальные нормы поведения в группе, различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

Гигиена тела

Кожа, ее функциональное назначение, уход за кожей, волосами и ногтями.

Ученик должен уметь быть опрятным, правильно выбирать одежду и обувь, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Гигиена полости рта

Общее представление о ротовой полости, зубы, прикус, вредные привычки, уход за зубами.

Должен иметь навыки правильной чистки зубов, привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя посещать стоматолога.

Гигиена труда и отдыха

Периоды изменения работоспособности, режим дня, утомление и его признаки, сон, активный и пассивный отдых. Гигиена органов зрения.

Должен уметь составить режим дня, распознать признаки утомления, иметь навыки переключения на разные виды деятельности

Профилактика инфекционных заболеваний

Микробы, грибки. Взаимодействие человека с микромиром, инфекционные заболевания. Пассивная защита от болезни - мытье рук. Одноразовые шприцы, иммунитет - активная защита.

Ученик должен иметь сформированные навыки мытья рук перед приемом пищи, знать для чего делают прививки, к чему приводит контакт с больным человеком, способы передачи инфекции

Питание - основа жизни

Основные пищевые вещества, их значение для здоровья, пищеварение, режим питания, традиции приема пищи, правила поведения за столом.

Ученик должен уметь соблюдать правила режима питания, уметь пользоваться столовыми приборами.

Гигиена питания

Обработка пищевых продуктов перед употреблением, хранение пищевых продуктов, правила ухода за посудой

Должен уметь мыть посуду, знать правила хранения пищевых продуктов, навык обработки фруктов и овощей.

Безопасное поведение на дорогах

Закрытый обзор, отвлеченное внимание, середина проезжей части, правила перехода улиц

Ученик должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге, иметь навык наблюдения, сопротивления спешке

Бытовой и уличный травматизм

Опасные факторы жилища, школы, игровой площадки, ожоги, электротравмы, опасность при игре с острыми предметами, падение с высоты, опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш, правила катания на велосипеде, оказание первой помощи при ссадинах, царапинах. Укусах зверей, насекомых.

Ученик должен уметь распознавать опасные зоны, предвидеть возможность падения, получения травмы, ожога и избегать их, уметь обесточить электроприбор, уметь оказать помощь себе и другим, уметь распознать негативные реакции животных и предотвратить их.

Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации в городе, правила поведения при пожаре, вызов экстренной помощи 01, 02, 03,04, стихийные бедствия, катастрофы.

Ученик должен освоить три модели поведения: зови на помощь, уходи из ситуации, принимай меры по самоспасению. Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации, знать способы тушения огня, уметь эвакуироваться, владеть навыками самоспасения.

Выбор медицинских услуг

Поликлиника, вызов врача на дом, неотложная помощь, больница, правила поведения в ней.

Ученик должен уважительно относиться к врачам и медицинским работникам, которые помогают ему сохранить здоровье, знать когда необходима экстренная помощь.

Обращение с лекарственными препаратами

Польза и вред медикаментов, осторожное обращение с лекарствами

Ученик должен иметь навыки аккуратного обращения с лекарствами: хранить в упаковке, проверять срок годности, применять по назначению, не пробовать неизвестные лекарства.

Предупреждение курения

Вред табачного дыма, чем опасно курение,

Ученик должен уметь избежать ситуации пассивного курения, понимать, что это трудно излечимая вредная привычка, уметь отказаться от предложенной сигареты.

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Организация работы школы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей осуществляется по следующему плану:

Время проведения

Мероприятия

Ответственный

сентябрь

Беседа с родителями «Психологические особенности развития младших школьников»

Новикова Л.Ф.

Дряшина Т.Д.,

Борзов В.Г.

Тарасенко Ю. Н.

октябрь

Анкетирование по теме «Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья младших школьников»

Максименко Т.С.

Лукашова И.В.

ноябрь

Родительское собрание «Факторы риска, влияющие на здоровье детей. Причины возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье»

Максименко Т.С.

Дряшина Т.Д.

Тхорева Г.Н. -врач, ответственная за профилактическую работу МУЗ ЦРБ

декабрь

Круглый стол «Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье детей, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх»

Максимеко Т.С.

Дряшина Т.Д.

Представители НТРК

Тхорева Г.Н. -врач, ответственная за профилактическую работу МУЗ ЦРБ

январь

Презентация «Представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха и двигательной активности».

Новикова Л.Ф.

Худоногова О.В.

Лукашова И.В.

февраль

Деловая игра «Релаксация -

эмоциональная разгрузка». Обучение родителей элементарным навыкам релаксации, использование которых поможет снять напряжение с детей.

Дряшина Т.Д.

организатор лечебной физкультуры;

Массажист Центра «Доверие»

март

Спортивный праздник «Всей семьёй на старт». Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Максименко Т.С.

Дряшина Т.Д.

Морозов Н.В.

Лукашова И.В.

апрель

Беседа «Правила личной гигиены. Развитие готовности ребенка на ее основе поддерживать свое здоровье»

Дряшина Т.Д.

Тхорева Г.Н. -врач, ответственная за профилактическую работу МУЗ ЦРБ

май

Анкетирование «Рациональная организация летнего отдыха детей»

Дряшина Т.Д.

Новикова Л.Ф.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Оценка состояния здоровья учащихся в школе осуществляется в процессе медицинских осмотров, по итогам ежегодного мониторинга физического развития.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Оценивание знаний обучающихся в области охраны и укрепления здоровья происходит в процессе анкетирования, тестирования, викторин, конкурсов, которые проводят классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя физкультуры и ОБЖ, руководители школьных клубов и программ по охране здоровья школьников. Как пример представляем:

Конкурсно - игровая программа

«Посеешь привычку - пожнёшь характер».

Цели:

- учить детей нормам здорового образа жизни;

- развивать умения активного противостояния пагубным привычкам, потребности в здоровом образе жизни;

- воспитывать ответственность за своё здоровье.

Д. Ушаков:

«Привычка, образ действия, состояние, поведение или склонность , усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь»

Таким образом, привычка - это такое действие, которое человек выполняет как - бы автоматически. И сегодня мы с вами собрались на конкурсно - игровой программе «Посеешь привычку - пожнёшь характер».

В конкурсе принимают участие три команды шестых классов.

Первый этап конкурса «Стартовый » - команды представляют себя.

Второй этап «Растительный» На картинках с изображением розы написать «полезные привычки», на картинках с сорной травой написать «вредные привычки»

Игра со зрителями «Четыре фразы».

Вы должны повторить за мной три фразы, которые я скажу:

1. «Курить - здоровью вредить!»

2. «Не кутайся зимой - закаляйся летом!».

3. «Быстрого и ловкого болезнь не догонит!».

Команды готовы. Поочерёдно читают «полезные» и «вредные» привычки.

Все «полезные» и «вредные привычки» человек «выращивает» в себе сам.

Только полезные привычки требуют особого ухода - дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.

Правильное питание - это тоже очень полезная привычка. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Признайтесь честно, кто из вас частенько заменяет обед или ужин чипсами с пепси - колой? А кто на завтрак предпочитает кашу, например, гречневую или овсяную? Понятно. А кто только сладкие пирожные?

Конечно, ничего страшного нет в том, что вы перекусили каким-нибудь бутербродом. Но запомните очень важное правило: постоянная еда, без разбора, второпях может привести к различным неприятностям, вплоть до хронических болезней. Ведь недаром народная мудрость говорит: «Ешь правильно и лекарство не надобно», «Какова еда и питьё - таково и житьё», «Обед без овощей - праздник без музыки».

Третий этап «Питательный».

1. От команд необходимо отобрать по одному «художнику». На стене прикреплена бумага. Кто быстрее с завязанными глазами нарисует яблоко.

2. Составить меню на день. Кто быстрее и правильнее.

Пока команды выполняют задание, загадки для зрителей:

1. Краснолицый толстячок солнцу выставил бочок.

Ты ищи его на грядке - он играть не любит в прятки. (Помидор)

2. Стоит задумчивый, в жёлтом венце.

Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).

3. Не корень - а в земле, не хлеб - а на столе,

И к пище приправа, и на болезнь управа. (Чеснок).

4. Очень сильно накачали этот жёлтый мячик,

Полон семечек и каши и совсем не скачет. (Тыква)

5. Привлекает синим цветом, созревает поздним летом.

Тяжелеет от налива, и чуть-чуть с кислинкой … (Слива)

6. Наострил пострел пучок зелёных стрел.

Кому с ним воевать - тому слёзы проливать. (Лук).

7. В зелёном домишке полно ребятишек.

Сидят в рядок, к колобку колобок. (Горох)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок).

9. Какая ягода самая крупная ? (Арбуз).

10. Сам с кулачок, красный бочок.

Трогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко).

Четвертый этап - домашнее задание. Команды представляют и защищают свои салаты.

Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернётся для него большой бедой. Ни одна привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом. Алкоголь, никотин, наркотик вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для детского организма. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».

Пятый этап «Протестный». Мы с вами должны выразить протест этим вредным привычкам.

Шестой этап «Художественный». Команде нужно придумать и нарисовать плакат против одной из вредных привычек, защитить его.

Конкурс среди болельщиков.

Какой класс назовёт больше пословиц о здоровом образе жизни.

Игра «Апчхи». Представьте, что в зале кто-то курит, поэтому у вас першит в горле, хочется чихнуть. Давайте дружно чихнём, тем самым выразим свой протест курению.

Седьмой этап «Спортивный».

Самая полезная привычка - это занятие спортом. Спорт развивает человека физически, делает человека сильнее, выносливее, делает красивее его фигуру.

1. «Спортивная перепалка». Команды поочерёдно называют виды спорта. Кто больше назовёт.

2. Конкурс «Зарядка».

Читается стихотворение, а команды должны будут выполнять гимнастические упражнения. Кто сделает это красивее, слаженнее, тот и победит.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел дождик погулять.

Шёл неслышно, по привычке,

А зачем ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушёл, газон засох!

Восьмой этап конкурсно - игровой программы «Песенный».

Песня, как мы знаем, «нам жить помогает», улучшает настроение, придаёт «бодрость духа».

Команды приготовили песни о здоровом образе жизни.


© 2010-2022