Консультация Активизация познавательной сферы детей ЗПР

Раздел Другое
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Консультация для родителей и

педагогов





«Активизация познавательной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения математическим представлениям»



Консультация Активизация познавательной сферы детей ЗПР

Учитель-дефектолог: Морозова С.Ю.

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника - исследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на непродолжительное время. А главное - механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной - становится вообще невозможным. В процессе познавательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о числе и количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении и оперировании ими). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей. Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной познавательной деятельности. Она включает в себя: латентное, реальное, опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает спонтанность чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база "ясных и неясных знаний" (Н.Н. Поддьяков). Накоплению спонтанного опыта способствуют:

- обогащенная предметная среда;

- специально придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебно - математическая);

- созидательная продуктивная деятельность;

- познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющиеся у ребенка;

- наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально - организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости "открываются" дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются "самим" ребенком). Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное - активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей, родителей. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников. Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, она направлена не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом. При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на "память рук и глаз", которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В дошкольные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение. Партнерство с взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач - вот, основной путь организации обучения математике. Необходимо и в группе детского сада, и дома создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими "бездушными" упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. В математическом развитии дошкольников широко используется игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если применяется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах". Однообразные упражнения при обучении математике снижают интерес ребенка к самому процессу обучения. "Чтобы "переварить" знания, надо "поглотить их с аппетитом" - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с этим трудно не согласиться. В коррекционной работе мы стараемся использовать многообразные математические игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о числах, об отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру и сделать ее привлекательнее для детей. Считалки и стихи стараемся использовать в самых различных ситуациях: они помогают сделать подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности; загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Главная цель при обучении математике - воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания математики, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы. Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Итак, в результате математического образования дошкольники с задержкой психического развития не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач, т.е. происходит активизация познавательной сферы детей с задержкой психического развития в процессе обучения математическим представлениям.



© 2010-2018