«Творческое развитие личности на уроках словесности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


учителя русского языка и литературы МБОУ «Инсарская СОШ № 2»

Колесниковой Ирины Владимировны

«Творческое развитие личности на уроках словесности»


В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

Основная цель современного образования - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

«Творческое развитие личности на уроках словесности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.

Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название - креативность) - качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Можно ли построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное. Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Цель моей деятельности - создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.

Задачи:

  • Обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях.

  • Выявить возможности обучающихся сельской малокомплектной школы к развитию творческих способностей.

  • Создать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей.

  • Расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения.

  • Провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

  1. Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы -

совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

2. Не менее важная задача уроков русского языка и литературы - повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Но наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.

3. Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение с элементами сочинения в 9 классе, сочинение-миниатюра в ЕГЭ.

Но практика показывает, что учащиеся вместо кропотливой, вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса ученика к данной работе.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.


Теоретическое обоснование

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, в центре внимания которых - уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Среди наиболее известных - «педагогика сотрудничества» как особого рода «проникающая» технология, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и др.

По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и воспитания. В его основе лежат следующие идеи:

- новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

- гуманизация и демократизация педагогических отношений;

- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

- формирование положительной Я-концепции.

Дело в том, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а потом - сразу же забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, ребенок не будет высказываться - ни устно, ни письменно.

Определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я».

О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л.С.Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения… является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме - в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей».

Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».

Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».

Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Диапазон опыта определяю как единую систему "урок - внеклассная работа".

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

1. Использование игры для развития творческих
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра - не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.

Разгадывание кроссвордов - эффективный приём работы на уроке. В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.

Учителя начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи словечко», в 5 классе я продолжаю эту работу, т.к. эта игра развивает чувство рифмы. Например, при изучении темы «Лексика» играем так:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ………….

Этот же приём использую при изучении темы «Наречие» в 7 классе:

  1. Посиди да погоди: сказка будет впереди.

  2. Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок.

  3. Подымается петух, говорит с собою вслух.

И далее подобные задания усложняются: кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы.

Предлагаю школьникам попробовать сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: не мой - немой, ворон - вор он, совсем - со всем, а не мел - онемел, рассказал - раз сказал, сосна - со сна; подрожать - подражать, надо есть - надоесть, полосы - пол-осы, тоже лаю - то желаю.

Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи - не перемещает предмет),верно (преданно - вероятно), дорогой (любимый - имеющий высокую цену), наступил (о времени: январь, праздник - на что-то), лицо (физиономия - человек) и др.

С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает?(Мокрая.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек - на двух? (По земле.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.)

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., - что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей. Например, Лингвистические сказки или сказки на лингвистические темы...В них отражается уяснение детьми грамматического правила, понятия. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки можно использовать на разных этапах урока, в разных его формах и вариантах. Я обычно предлагаю такие задания в качестве домашних.

Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство развития творческих способностей обучающихся.

Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники. Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Литературный КВН» и др.

Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:

  1. объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

  2. репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

  3. эвристический метод (решение лингвистических задач);

  4. методы самостоятельной работы учащихся.

После изучения раздела «Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе» по литературе в 6 классе учащиеся смогли защитить коллективный проект на тему «Стихи о Родине и родной природе» на материале местных поэтов, который состоял из шести рубрик:

Мое любимый уголок родной природы. (Сочинение).

О поэте. (Биографические данные, творческая деятельность поэта).

Лирика поэта. (Стихи, которые нравятся, произвели сильное впечатление.)

Я рисую…(Ассоциативные картины, возникшие при чтении стихов.)

Язык стихотворений. (Анализ стихотворения, художественные средства, используемые автором).

Проба моего пера. (Личные стихотворения учащихся.)

Понимая, какое большое значение придаётся в современном образовании формированию исследовательских умений учащихся, приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, докладов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках, трактовать собственное восприятие и понимание литературного произведения. Интересны работы по изучению этимологии слов русского языка.

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен - я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых - знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п.

Ребятам, которые постарше можно предложить такие виды работ:

  1. Написать сочинение - автобиографию литературного героя.

  2. Сочинить сюжет произведения на заданную тему (дать название произведению, указать его жанр, определить главные и второстепенные персонажи, наметить основную сюжетную линию, конфликт и другие элементы композиции). ( Рассказ Пестряковой Ксении «Наш дом - планета земля»).

  3. Написать дневник литературного героя (например, оформить день Евгения Онегина в форме дневниковых записей).

  4. Используя композицию известного произведения, создаём свой рассказ. (Например, рассказ в форме письма по аналогии с письмом Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова)

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. «Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать». Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников. Привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы. «Стандарт - и хорошо, и плохо. Без стандарта не может быть общей системы требований, положений. Но стандартная, шаблонная формулировка невольно толкает на привычную реализацию». Вывести из стереотипа можно, предложив непривычную, неожиданную тему.

Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра. Так, в первые дни учебы в пятом классе мы пишем сочинение - миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Эта работа позволяет детям выплеснуть те эмоции, которые их переполняют. Ведь 5 класс - это определенный рубеж, начало новой жизни.

Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи. Например, в 6 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание.

Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.

Ребята составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)

- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?

При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения)

Сочинения-миниатюры «Ловите тему». Они отражают текущий момент. Например: «Скоро контрольная» (закрепляем тему «Описание состояния человека»), «Что я вижу за окном» («Описание состояния окружающей среды»). Учимся создавать тексты разных типов речи на таких заданиях: дать художественное описание жилой клетки; придумать рассказ о том, как герой заблудился в старинном замке; рассуждение горожанина о том, откуда берётся сметана.

Урок подготовки к написанию творческой работы очень важен. М.А.Рыбникова отмечала, что некоторые учителя «ставят… тему так отвлеченно, что эта тема падает на них именно как снег на голову; ученики скучают, томятся и не знают, зачем их заставляют делать подобную работу». Творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через «насыщение» текстами. Однако важно, чтобы процесс письма не превращался в деятельность по образцу.

На работу ребенка нужно настроить, создать необходимый эмоциональный фон. Иногда, правда, какого-то особенного настроя не нужно. Дети сами настраиваются на нужный лал, нужно только увидеть это. Например, пошел крупными хлопьями снег. Все смотрят в окно, любуются… Думаю, нужно воспользоваться ситуацией и предложить написать небольшую зарисовку о первом снеге.

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Для стимулирования творческой деятельности важен этап социализации: чтение работ на уроке (Естественно, только в том случае, если сам автор хочет, чтобы его работа была прочитана). Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7 класса - главным образом сверстниками. Поэтому для них важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

Анализ учителем или самими детьми их произведений - способ поднять в глазах учеников престиж их творчества, преодолеть разрыв между литературой и собственным словом. Работы учеников могут оцениваться по самым высоким критериям, однако при этом важно подчеркивать достоинства, а не недостатки. Очень важно, чтобы учитель принимал позицию ученика, даже если мнение ребёнка расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей. Но даже если мнение ученика расходится с общепризнанным моралью, учитель должен сохранять позицию лояльности. Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

Обязательную для всех школьников инвариативную часть школьного образования подкрепляется системой факультативных и элективных курсов. Уже несколько лет веду факультативный курс «Мир литературы» в 5-8 классах. Наличие этого курса позволяет более глубоко и подробно изучить литературные произведения, даёт дополнительные возможности для развития творческих способностей ребят, что в условиях классов-комплектов очень важно. В 9 классе ведётся элективный курс «Подготовка обучающихся к ГИА», в котором значительное место отводится подготовке к написанию части изложению и сочинению.

На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.


Анализ результативности

Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ЕГЭ по русскому языку выполняют задания части С и довольно успешно с ними справляются.


Список используемых источников


1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Приложение к журналу «Народное образование». М. 1998. С.

2.Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г

3. Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. 1986. С. 11

4. Горбушина Н.А. Роль сочинения - миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.

5. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

6. Львова С.И. , Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.

7. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт -сост. А.А. Фишина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.

8. Рыбникова М.А. Избранные труды. М. «Педагогика». 1985. С. 89

9. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.

10. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // Русский язык. 2005. № 19..

11. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесинков по программе «Речь»: 6 кл. / Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М. «Владос». 2000

Интернет-ресурсы

  1. bestreferat.ru

  2. shelgimn.ucoz.ru/

  3. school8gornya.edusite.ru


© 2010-2022