Урок по теме урока: Закон денежного обращения

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 10 классе.

Тема урока: Закон денежного обращения.

Введение

Экономика

Многие люди полагают, что экономика - это наука о деньгах. На самом деле предмет изучения экономики гораздо шире; тем не менее, деньги являются важным инструментом в процессе обмена и помогают осуществлению экономической деятельности. Деньги облегчают и делают более эффективным передачу прав собственности на товары и услуги от одних людей к другим.

Количество денег в обращении в стране - это важнейший макроэкономический показатель. Когда меняется общая сумма денег в экономике или когда меняются доходы людей, меняется и поведение на рынках. Основная причина инфляции - превышение темпов роста количества товаров и услуг.

Аргументация.

В экономической аргументации ключевым является то, что люди реагируют на стимулы предсказуемым образом. Это утверждение применимо к использованию денег и к обоснованию причин инфляции. Деньги являются стимулом для многих людей, поскольку они представляют собой потенциальную возможность стать обладателем имеющих ценность вещей. Кроме того, цены, выраженные в денежных единицах, помогают людям легко ориентироваться в сравнительной стоимости вещей. Когда количество денег в обращении растет быстрее, чем количество товаров и услуг в стране, у людей появляются стимулы тратить свои деньги, прежде чем вырастут цены. Это, в свою очередь, является причиной инфляции и порождает так называемую инфляционную спираль.

Экономические понятия

Функции денег

Инфляция

Монетарная политика

Деньги

Закон обмена

Цели:

Учащимся предстоит:

Знакомство с законом обмена. Использовать уравнение MV=PQ для понимания связи между предложением денег, уровнем цен, скоростью обращения денег и реальным объемом производства.

Материалы урока:

Демонстрационные материалы, текст 12 главы Булгакова «Мастер и Маргарита» «Черная магия и ее разоблачение».

Пять больших листов цветной бумаги, на которых написано по одному из следующих символов: M, V, =, P, Q.

Процедура проведения занятия:

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня урок экономики по теме.. (пауза) , а по какой теме мы узнаем чуть позже. Сейчас на экране вашему вниманию будет представлен фрагмент из фильма Какого? Возможно вы сами сможете ответить на этот вопрос после просмотра. («Мастер и Маргарита», где показан сеанс черной магии.) (смотрим фрагмент видеозаписи).

Итак, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

Ответы: о деньгах, об инфляции.

Все вы по своему правы. И тема урока( на экране) Закон денежного обращения.

Для начала я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. В каждой группе вам предстоит выбрать лидера, который будет назначать выступающего. И первое задание. Перед вами отрывок из 12 главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» « Черная магия и ее разоблачение».

Вам необходимо прочитать текст. В конце каждого текста вопросы, которые вам надо обсудить в группе и сформулировать ответы на них.

Вопросы:

  1. Какой вопрос больше всего интересует Воланда?

Ответ: Его прежде всего волнует вопрос, изменилось ли «московское народонаселение»? На первый взгляд, да: «...Горожане сильно изменились... внешне... как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне? »
2. Какой из тяжелейших пороков обнажил Булгаков в 12 главе своего романа?

Ответы: жадность, алчность, жажда денег.

  1. Подтвердите свой ответ словами по тексту.

Ответы: «Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и правильные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег». И т. д.

  1. Как вы думаете, если бы вы оказались на этом сеансе черной магии, и откуда ни возьмись откуда - то сверху на вас пошел денежный дождь, что бы вы стали делать.

Ответы.

Вопрос: А что, по вашему мнению, произошло бы, если Воланд действительно раздал бы каждому гражданину по 1 млн. червонцев?

Ответы: Ответы могут самые разные, но ученики должны максимально приблизиться к понятию инфляция.

Да, вы правы. Денежная масса, находящаяся в обращении, увеличилась бы. А это необходимо лишь в случае, когда растут объемы производства и реализация товаров и услуг. Если наращивать выпуск денег, тогда возникает инфляция и покупательная способность денег падает.

Слайд. Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Вопрос. Если увеличиваются цены, что происходит с деньгами?

Ответ: При повышении цен, деньги обесцениваются.

Слайд. Рост цен ----------- обесценивание денег.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции. Ответ начните с перечисления основных функций денег.

Вопрос: Назовите, какие по вашему мнению возможны последствия инфляционных процессов.

Ответы.

Итак, подведем итог сказанному.

Слайд. Инфляция снижает жизненный уровень в стране.

Вопрос: По каким группам граждан инфляция особенно сильно бьет?

Ответ: Это учителя, врачи, т.е. работники бюджетных отраслей, студенты, пенсионеры. Их фиксированные доходы повышаются медленнее, чем стоимость жизни.

Слайд. Происходит перераспределение доходов.

Перераспределение доходов происходит в пользу предприятий монополистов, которые завышают цены на свою продукцию. В пользу теневой экономики, которая не доплачивает в бюджет налоги. В пользу финансовых структур, которые наживаются за счет грабительских процентов(заниженные проценты по депозитам и завышенные проценты по кредитам).

Слайд. Понижается общая эффективность экономики.

Денежные знаки теряют свою силу, перестают выполнять свои функции.

Итак, мы регулярно обнаруживаем, что цены на те или иные товары и услуги увеличиваются, т.е. происходит инфляция. Но почему растут цены? Для того, чтобы в этом разобраться, нам надо обратить внимание на то, по каким законам происходит обращение денег в экономике и что бывает, когда эти законы нарушаются.

Каждая денежная единица несет на себе обозначение номинала (показываю банкноту номиналом в 100 руб). Сумма номинала всех наличных знаков, а также денежных средств, которые принадлежат гражданам, фирмам и государству, но существуют в безналичной форме, называются денежной массой страны.

Слайд. М - денежная масса

Существуют три фактора формирования денежной массы. Поскольку деньги предназначены прежде всего для обеспечения нужд торговли, то именно потребности торговли прямо влияют на объем денежной массы.

Итак, давайте разберем эти факторы.

Слайд. Факторы формирования денежной массы:

  1. Q - Объем продающих на рынках страны товаров.

  2. P - Цены на этот товар

Вопрос: А вспомните, как формируются цены на рынке?

Ответ: Цены на рынке формируются путем взаимодействия спроса и предложения.

Раз предложение товаров и цены уже сформировались, то очевидно, что для технического обеспечения торговли необходима соответствующая масса денежных знаков.

Иными словами, денег в стране должно быть достаточно для бесперебойного осуществления торговых сделок. Но в результате торговли, деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Это означает, что каждый денежный знак успевает в течение фиксированного периода времени( день, месяц, год), поучаствовать во многих платежных операциях. Но путь денежных знаков не обрывается после каждой сделки, а значит, стране реально нужна денежная сумма, значительно меньшая по номиналу, чем общий объем сделок. Таким образом, третий фактор формирования денежной массы это

Слайд. V - скорость обращения денег.

Итак, выяснив все 3 фактора, влияющие на общее количество денег, необходимое стране для нормальной организации экономической жизни, мы теперь без труда поймем смысл закона обмена, сформированного американским ученым Ирвингом Фишером.

Закон обмена может быть записан как уравнение следующего вида:

Слайд. MV = PQ

Это уравнение позволяет понять реальные зависимости, определяющие состояние денежной системы страны.

А теперь вам предстоит принять участие в упражнении, которое подчеркнет и проиллюстрирует более наглядно связь между количеством денег в обращении и инфляцией. Мне нужны пять добровольцев. Выйдите, пожалуйста, к доске.

(Каждому добровольцу раздаю по одной табличке: M, V, P, Q, =.).

Выстройтесь перед классом так, чтобы на ваших табличках было последовательно написано: MV= PQ.

Вопрос классу: Ребята, как называется данное уравнение?

Ответ: Это уравнение Ирвинга Фишера, или уравнение обмена.

На экран выводится демонстрационный материал.

Рассмотрели, обсудили определения переменных уравнения.

Итак, (имя), держит знак равенства. Ты будешь выполнять самую простую работу - «просто стой, где стоишь». Вы же, обладатели табличек с буквенными обозначениями, станете звездами шоу: вам предстоит махать своей табличкой в тот момент, когда будет зачитываться соответствующее определение.

Ребята, перед вами простое уравнение и оно является одной из моделей макроэкономики: MV - представляет спрос, PQ - предложение. Вспомните одно из алгебраических правил: если одна часть уравнения изменяется, что происходит со второй частью?

Ответ: Если одна часть уравнения изменяется, то для того, чтобы обе части остались равными, что- то должно произойти и с другой частью.

Приступим. Я попрошу всех, кроме того, кто держит знак равенства, присесть на корточки.

  1. Встаньте M .

Что это означает?

Ответ: Рост количества денег в обращении.

  1. P, что вы должны сделать, если Q и V остаются неизменными.

Встать. Почему?

Увеличение количества денег в обращении при прочих равных условиях приводит к повышению цен.

  1. Присядьте снова.

  2. В периоды спада скорость обращения денег может снижаться, так как люди бояться тратить слишком много денег. В периоды инфляции скорость обращения денег может увеличиваться, так как люди стремятся опередить повышение цен.

  3. V, встаньте, пожалуйста, а M и V останьтесь в том же положении. Что произойдет с вами, P?

Повысится.

Почему? Присядьте, V снова. Что произойдет с P?

P тоже должен присесть на корточки. V и P, потанцуйте немного: вверх, вверх, вниз, вниз.

  1. Присядьте снова.

  2. M привстаньте немного. Q что должно сделать? Привстать на ту же высоту. V должна остаться на месте.

  3. P, что вы должны сделать?

Остаться в прежнем положении, так как M и Q сбалансированы.

Спасибо вам за помощь, можете занять свои места. Давайте обсудим то, что нам продемонстрировали только что ваши товарищи в группах.

Ответы к Упражнению 2.

Каждая группа выделяет по одному человеку, который выходит к доске, тянет вопрос и отвечает на него.

1 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество денег в обращении увеличивается, тогда как количество товаров и услуг и скорость обращения денег не растут?

Ответ: Цены растут: имеет место инфляция.

2 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество денег в обращении и количество товаров и услуг остаются на прежнем уровне, тогда как скорость обращения денег возрастает?

Ответ: Цены растут, имеет место инфляция.

3 вопрос. Монетаристы полагают, что изменения в скорости обращения денег можно предсказывать. Что меняется от того, можно ли предсказать изменения в скорости обращения денег или нет?

Ответ: Если V можно предсказать, то, контролируя количество денег в обращении, можно контролировать инфляцию.

4 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество товаров и услуг и количество денег в обращении увеличиваются в одинаковой степени?

Ответ: Цены не меняются, инфляция не происходит.



Вывод. Итак, закон обмена Ирвинга Фишера заключается в том, что количество денег обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Рефлексия. А сейчас я попрошу по одному представителю от каждой группы. Вам необходимо вытянуть шарик из мешочка. Шарики разных цветов. Каждому цвету соответствует определенное задание.

Перед вами сосуд, наполненный наполовину водой. Я предлагаю наполнить этот сосуд своими знаниями, эмоциями, полученными на уроке. Вам отводится время 2 минуты. По истечении времени все участники групп подходят к сосуду, опускают шарики своего цвета в сосуд, и отвечают на поставленные вопросы.

Белые камни: Информация.

Что нового вы узнали на уроке, с какими новыми понятиями и явлениями вы познакомились. Какая еще информация вам необходима и как нам ее получить.

Синие камни: Преимущества. «Плюсы».

Поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон урока. Зачем вам необходима эта информация.

Черные камни: Недостатки, «минусы» урока.

Красные камни: Эмоции, чувства и интуиция.

У вас есть возможность высказать свои чувства относительно рассматриваемой проблемы. Не надо вдаваться в объяснения. Что вы чувствовали на уроке, рассматривая данную проблему? Комфортно было или нет?

Каждый из вас, работая на уроке в группах, внес свой вклад для достижения поставленных целей, для получения высокого результата. Сейчас я попрошу лидеров групп проанализировать работу каждого из вас и выставить оценки каждому, соответственно приложенным усилиям.

Остался желтый камень. С вашего позволения я сама опущу этот камушек в сосуд. (Опускаю в вазу). И подведу итог урока.

Денежный мир - это один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Законы денежного мира подвластны только профессионалам - ученым, банкирам, финансистам.

Но, чтобы не делать ошибок, общее представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому.

Я благодарю вас за урок. Всего вам доброго.







Демонстрационный материал.

M: количество денег в обращении в стране.

V: скорость обращения денег, или количество раз в году, которое средний, например, рубль тратится на товаров или услуг.

P: общий уровень цен в экономике, отражающий среднее значение цен, по которым продается выпущенная продукция.

Q: количество всех производимых товаров и услуг, также называемое реальным объемом производства.

Уравнение MV = PQ является упрощенной макроэкономической моделью в определенный период времени.

MV представляет собой общую сумму денег, потраченными покупателями, а PQ - общую сумму денег, полученных продавцами, поэтому обе эти суммы должны быть равны друг другу. Если значение одной из переменных меняется, то должно произойти изменение значения, по крайней мере, еще одной переменной, чтобы MV оставалось равным PQ.

Упражнение 3.

Каждая группа выделяет по одному человеку, который выходит к доске, тянет вопрос и отвечает на него.

1 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество денег в обращении увеличивается, тогда как количество товаров и услуг и скорость обращения денег не растут?

2 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество денег в обращении и количество товаров и услуг остаются на прежнем уровне, тогда как скорость обращения денег возрастает?

3 вопрос. Монетаристы полагают, что изменения в скорости обращения денег можно предсказывать. Что меняется от того, можно ли предсказать изменения в скорости обращения денег или нет?

4 вопрос. Что происходит с ценами, когда количество товаров и услуг и количество денег в обращении увеличиваются в одинаковой степени?



Отрывок из 12 главы «Мастер и Маргарита»

« Черная магия и ее разоблачение».

- Кресло мне, - негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг. - Скажи мне, любезный Фагот, - осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме «Коровьев», - как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

- Точно так, мессир, - негромко ответил Фагот-Коровьев.

- Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем…

..Но тут, как бы отгадав начавшуюся тревогу, маг сказал:

- Однако мы заговорились, дорогой Фагот, а публика начинает скучать. Покажи для начала что-нибудь простенькое.

Зал облегченно шевельнулся. Фагот и кот разошлись в разные стороны по рампе. Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул:

- Три, четыре! - поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал.

После этого кот раскланялся, шаркнув правой задней лапой, и вызвал неимоверный аплодисмент.

- Класс, класс! - восхищенно кричали за кулисами.

А Фагот тыкнул пальцем в партер и объявил:

- Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой.

В партере зашевелились, начали привставать, и, наконец, какой-то гражданин, которого, точно, звали Парчевским, весь пунцовый от изумления, извлек из бумажника колоду и стал тыкать ею в воздух, не зная, что с нею делать.

- Пусть она останется у вас на память! - прокричал Фагот. - Недаром же вы говорили вчера за ужином, что кабы не покер, то жизнь ваша в Москве была бы совершенно несносна.

- Стара штука, - послышалось с галерки, - этот в партере из той же компании.

- Вы полагаете? - заорал Фагот, прищуриваясь на галерею, - в таком случае, и вы в одной шайке с нами, потому что она у вас в кармане!

На галерке произошло движение, и послышался радостный голос:

- Верно! У него! Тут, тут... Стой! Да это червонцы!

Сидящие в партере повернули головы. На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей».

Соседи навалились на него, а он в изумлении ковырял ногтем обложку, стараясь дознаться, настоящие ли это червонцы или какие-нибудь волшебные.

- Ей богу, настоящие! Червонцы! - кричали с галерки радостно.

- Сыграйте и со мной в такую колоду, - весело попросил какой-то толстяк в середине партера.

- Авек плезир! - отозвался Фагот, - но почему же с вами одним? Все примут горячее участие! - и скомандовал: - Прошу глядеть вверх!... Раз! - в руке у него показался пистолет, он крикнул: - Два! - Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: - Три! - сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.

Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.

Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумленье охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались восклицанья «ах, ах!» и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки.

На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, а артисты без церемонии начали высовываться из кулис.

В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкану!» И вдруг послышалась плюха. Тотчас в бельэтаже появился шлем милиционера, из бельэтажа кого-то повели.

Вообще возбуждение возрастало, и неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Фагот не прекратил денежный дождь, внезапно дунув в воздух.

Вопросы к отрывку из 12 главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Черная магия и ее разоблачение»

1. Какой вопрос больше всего интересует Воланда?

2. Какой из тяжелейших пороков обнажил Булгаков в 12 главе своего романа?

3. Подтвердите свой ответ словами по тексту.

4. Как вы думаете, если бы вы оказались на этом сеансе черной магии, и откуда ни возьмись откуда-то сверху на вас пошел денежный дождь, чтобы вы стали делать?

5. А что, по-вашему мнению, произошло бы, если Воланд действительно раздал бы каждому гражданину по 1 млн. червонцев?



© 2010-2022