Рабочая программа по журналистике 5-11

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по журналистике разработана на основе:

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 18 с УИОП»;

- Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ «СОШ № 18 с УИОП»;

-Негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. - Белгород, 2007. (Европейская школа корреспондентского обучения. Полный курс лекций. "Журналистика". - Белгород, 2007).

Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связь с ближайшим социальным окружением.

Цели программы

  1. Развивать коммуникативные качества личности ребенка;

  2. Предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;

  3. Выйти на создание школьного журнала в печатном и компьютерном варианте.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Особенности программы

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства.

Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Виды деятельности обучающихся:

- теоретические занятия;

- творческий практикум (сочинения разных жанров);

- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, верстка, исследование);

- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

- социологический опрос;

- участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

- выпуск школьного журнала «Наш голос»;

Содержание программы

(68 часов)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов,

техника безопасности.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Формирование представлений о профессии журналиста.

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля»,

«Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин -

публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы«Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И.Гиляровский - репортер и публицист. Истоки

нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра

фельетона - И.Ильф, Е.Петров.

Задание. Написать репортаж «Мой поселок»; подготовить сообщения об

особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о

профессиональной этике журналиста

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров.

Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного

характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью - особенности этого жанра, его виды: интервью - монолог,

интервью - диалог, интервью - зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья - роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные,

аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и

доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления,

яркость литературного изложения.

Обзор печати - особый жанр. Обзор: тематический, общий

информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии, через

непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего

лица.

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных

жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика

персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу

или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого

репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и

путевые.

Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова

иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы,

неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

Задание. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад

«Пословицы и поговорки. Их использование в журналистике».

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация,

эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический

вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и

стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку,

используя определенные стилистические фигуры.

КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА

Основные типы построения текстов: повествование, описание,

рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и

обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания.

Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от

конкретного к абстрактному.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры

повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему

«Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО

ЯЗЫКА

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений

(выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие - важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в

произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов,

замена, обоснование).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ,

ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА

Основные требования к информативной публицистике: оперативность,

правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность,

доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства,

цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка,

информация-объявление (программа, афиша)

Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ,

РЕЦЕНЗИЯ Назначение произведений аналитических жанров - сообщить о явлении,

выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья,

обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии.

Конкурс на лучший отзыв.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ,

ФЕЛЬЕТОН

Основные функции произведений художественно-публицистических

жанров:

- информационная;

- эстетическая;

- экспрессивная;

- просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное

чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой,

наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов;

презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или

фельетона.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними

(фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж»,

«композиция»

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности

компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).

Фотоконкурс.

Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение

работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.

ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.

ПЛАГИАТ

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике.

Плагиат. Составление понятийного словаря.

ШКОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование.

Техническое обеспечение.

МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЖУРНАЛА

Кому и зачем нужен журнал в школе? Для кого выходит? Каких целей может

достичь?

ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ

Кто будет читателем школьного журнала и что он ждет от него? Методы

выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.

Задание. Провести анкетирование.

КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ЖУРНАЛА

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.

ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ

«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью

и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.

ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

Правила:

- точность и проверка информации;

- честность и достоверность;

- ссылка на источник;

- разделение фактов и мнений;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и

фамилии, географические названия;- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;

- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в

последующих номерах газеты.

. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ

Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста,

отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и

стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство.

Подпись иллюстраций и фотографий.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники

(обязательное правило - указание интернет-ссылки на источник).

Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные

заголовки. Лид. Функции лида:

- информировать читателя с минимальной потерей времени;

- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения

журналиста.

Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.

КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ

16 основных правил ведения интервью.

Задание. Взять интервью.

ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ

Этапы выпуска номера журнала:

1. планирование номера журнала (планерка);

2. сбор информации;

3. подготовка материалов, рубрик, полос;

4. подбор иллюстраций;

5. макетирование и верстка номера;

6. редактирование и вычитка, подписание номера;

7. обсуждение номера на летучке.

Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода

журнала.

СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ. Редактор, его функции и обязанности; редактор темы/рубрики.

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО

МАТЕРИАЛА В ЖУРНАЛЕ

Занимательный материал, используемый в журналах: загадки, кроссворды,

сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность

и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.

Алгоритм подбора занимательного материала в журнал:

1. определить объем юмористической страницы (количество статей);

2. определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать

занимательный материал, статьи;

3. сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки,

расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда

посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);

4. сдать готовую страницу редактору;

5. в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на

сканворды, викторины и др.

ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ЖУРНАЛА

Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление

газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий. План создания выпуска.

Классический дизайн. Просмотр журналов с классическим дизайном,

выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет и журналов.

Просмотр журналов с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели

дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.

Дизайн школьной газеты.

Особенности оформления газеты к празднику.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА

Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в

журналистике. Знакомство с ПК.

Набор текста и сохранения материала.

Печатание материала, выведение материалов на принтер.

Школьный Интернет - сайт.

Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание

текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.




Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

-особенности журналистики как профессии;

-основные жанры журналистики;

-особенности публицистического стиля, языка журналистики, стилистические фигуры.

Учащиеся должны уметь:

-создавать тексты различных жанров публицистического стиля;

-использовать технические средства журналиста;

-рецензировать черновые варианты статей;

-работать с различными источниками информации;

-придумывать заголовки и писать лиды;

-вести интервью;

-подбирать иллюстрации к материалу статей;

-использовать ПК.

Результаты:

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по школьной журналистике, основных видов речевой и практической деятельности.

Основные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьного журнала.

Тематическое планирование

1 Вводное занятие. Техника безопасности1

2 Журналистика как профессия. 1

3Требования к журналисту. 1

4История российской журналистики. 1

5 Формирование жанров

журналистики.1

6 Язык журналистики. 1

7 Стилистические фигуры речи. 2

8 Композиция материала. 1

9 Публицистический стиль. 1

10 Информационные жанры: отчет,

репортаж, интервью, заметка. 1

11 Аналитические жанры: статья,

обозрение, отзыв, рецензия.1

12 Художественные жанры: слово,

очерк, эссе, фельетон.1

13 Технические средства журналиста. 1

14Газетный язык и авторский почерк. 1

15 Этика и мораль. Поступок и мотив.

Плагиат.1

16 Школьные сми.

Миссия школьного журнала.1

17 Читатель и его интересы. 1

18 Как и о чем писать для школьного журнала.1

19 Темы, рубрики, полосы. 1

20 Взрослые правила для юных

журналистов.1

21 Требования к информации. 1

22 Источники информации. 1

23 Как придумывать заголовки и

писать лиды. 1

24 Как вести интервью? 1

25 Планирование шаг за шагом. 1

26 Подбор и использование

занимательного материала вжурнале.1

27 Дизайн школьного журнала. 1

28 Интернет-журналистика. 1

29 Практические занятия по выпуску журнала. 4

Всего часов: 34










Формы контроля

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Учебно-методическое обеспечение программы

Методическая литература для педагога

- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996,

факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

- Европейская школа корреспондентского обучения. Полный курс лекций. "Журналистика".

- Белгород, 2007.

- Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики.

Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. - М., 2002.

- Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. - СПб., 2002.

- Павлов В. Очерки истории журналистики Урала в 2 т. - Екатеринбург: УрГУ, 1992.

- Андреева А.А. Журналистика. - Тюмень, 2004.


Методическая литература для детей

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР на заседании кафедры филологии

_________Судакова Е.Г. протокол № 1__________

«___» _____________2015г. от «___» ______________2015г

© 2010-2022