Летняя образовательная программа Юный тележурналист. docx

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Летняя образовательная программа Юный тележурналист.docxЛетняя образовательная программа Юный тележурналист.docxДепартамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

















Автор программы: Зайчикова Виктория Валерьевна,

педагог дополнительного образования,

МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Летняя образовательная программа Юный тележурналист.docx


















Надым

Пояснительная записка

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек (личность) с его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя востребованным, значимым для окружающих. Одним из важнейших средств самоутверждения и саморазвития юной личности является предоставление возможности конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, позиционировать свои интересы, обращаться к общественному мнению.

Современные подростки выстраивают каналы информации для общения с ровесниками и взрослыми, где сами же являются участниками равноправного диалога, проявляют активность, влияющую на социальное окружение. Иными словами, они создают коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью группового общения.

Образовательная программа «Юный тележурналист» предназначена для работы с подростками в рамках функционирования летних площадок г. Надыма и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ профессии телевизионного журналиста, умение увидеть вокруг себя свежую тему, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.

Новизна и особенность программы состоит в том, что в результате образовательной деятельности создаётся интерактивное виртуальное творческое поле, обеспечивающее решение учебно-воспитательных задач, а так же способствующее формированию интегративного взаимодействия в социокультурном пространстве.

Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста.

Краткосрочная программа «Юный тележурналист» базируется на традиционных идеях, рассматривающих мультимедийные технологии, как структуру, входящую в систему средств массовых коммуникаций. Отличительными особенностями данной программы являются личностно-ориентированные, инновационные формы обучения, предоставляющие определенную самостоятельность обучающимся в поиске новых творческих, а так же технических решений. Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:

  • принцип свободы действия, мнений, традиций;

  • принцип равных возможностей;

  • принцип ориентации на успешную деятельность;


  • принцип самореализации;

  • принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.

Программный курс предоставляет обучающимся возможность проявить свои творческие способности при создании мультимедийной продукции, развитие основ профессиональных знаний.

Цель программы: приобретение обучающимися основ работы над созданием информационной продукции как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • изучение основных понятий о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности;

  • обучение основам видеосъёмки и видеомонтажа;

  • формирование навыков оперативного сбора информации и её обработки.

Развивающие:

  • развитие учебно-познавательной и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся;

  • расширение общего кругозора.

Воспитательные:

  • воспитание нравственной культуры, совершенствование коммуникативных навыков подростков и молодёжи;

  • формирование интереса к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики.

Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844) и утверждена на педагогическом совете №4 от 13 апреля 2012 г. Реализация программы будет осуществляться в рамках летней каникулярной площадки «В полете за мечтой».

Краткосрочная образовательная программа «Юный тележурналист» рассчитана на 21 день обучения. Программное планирование рассчитано на 16 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 час равен 40 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Форма занятий групповая. Состав групп формируется на основе свободного набора и охватывает детей среднего и старшего школьного возраста. Дети этого возраста любознательны, пытаются анализировать свою работу, для них характерно развитие абстрактного мышления, индивидуальной манеры самовыражения. Группы комплектуются по 12 человек.

Система занятий представляет собой три взаимообусловленных блока:

• основы журналистики;

• основы видеосъёмки;

• основы видеомонтажа.

Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой). Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.

Формы организации деятельности:

• теоретические занятия,

• практикумы,

• занятия-проекты,

• экскурсии,

• деловые игры,

• инструктажи,

• работа в группах;

• работа с литературой;

• КТД;

• ситуационно-ролевые игры.

Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие:

  • технологии личностно-ориентированного обучения;

  • технологии развивающего обучения;

  • технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;

  • технологии проектного обучения;

  • технология коммуникативного обучения.

Условия реализации программы

Помещение, в котором занимаются обучающиеся оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса воспитанников.

Занятия проводятся в оборудованном по нормам техники безопасности кабинете (12-14 посадочных мест).

Кабинет оборудован теле, - видео, - аудио аппаратурой:

  • видеокамеры;

  • микрофоны;

  • световое оборудование;

  • компьютеры;

  • принтеры (фотопринтер);

  • ксерокс.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

К концу освоения краткосрочной программы обучающиеся знают:

  • специфику телевизионной информации и экранной журналистики;

  • виды и методики создания медийной продукции;

  • правила и технологии создания медийного контента;

  • приёмы работы с видеокамерой;

  • основы видеомонтажа.

умеют:

  • оперативно собирать информацию и обрабатывать её;

  • работать в кадре и за кадром;

  • выстраивать сюжет в соответствии со сценарием;

  • снимать и монтировать видеоматериал.

В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:

  • самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение;

  • владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;

  • самокритичность в оценке своих творческих способностей.

  • сформированность интереса к творческой и исследовательской деятельности.

  • совершенствование коммуникативных навыков.

Механизм и критерии оценки освоение программы


Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям:

  • усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией,

  • владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий, владение информационной культурой.

В основу оценивания результатов положена 4-балльная система оценки (2-минимальный, 5- максимальный балл). Контроль проводится в следующих формах: тестирование (теоретический раздел), защита творческих работ и проектов (практический раздел).

Критерии теоретического раздела:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

  • знание специфики телевизионной информации и экранной журналистики;

Формы и методы проведения практического раздела:

  • создание медийной продукции.

Критерии практического раздела:

  • навыки владения технологией создания медийной продукции;

  • навыки владения приёмами работы с видеокамерой;

  • навыки владения основами видеомонтажа.

  • навыки работы в каре и за кадром.






Учебно - тематический план

Задачи:

  • Изучение основных понятий о профессии журналиста.

  • Обучение основам видеосъёмки и видеомонтажа.

  • Формирование навыков оперативного сбора информации и её обработки.

  • Развитие учебно-познавательной и деятельностно - коммуникативной компетентности обучающихся.

  • Воспитание нравственной культуры, совершенствование коммуникативных навыков подростков и молодёжи.

  • Формирование интереса к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики.

Содержание занятий

Общее количество часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие.

1

1

-

2

Основы журналистики

3

1

2

3

Основы видеосъёмки

3

1

2

4

Основы видеомонтажа

4

1

3

5

Экскурсии

4

-

4

6

Итоговое занятие.

1

-

1

ИТОГО:

16

4

12




Рекомендуемая литература

  1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. Изд-во МГУ, 1963.

  2. Волынец М.М. Принципы работы телеоператора со светом. М., 1997.

  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1995.

  5. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва, 1974.

  6. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

  7. Ефимова Н.Н. Звуковое решение телевизионных программ. Учебное пособие. М., 1999.

  8. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

  9. Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.

  10. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). М., 1995.

  11. Новикова В.И. Речевые ошибки в эфире. М., 1998.

  12. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1989.

  13. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.

  14. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов. М., 1998.

  15. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Собр. соч., М., 1995, т.3.

  16. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес. (Реферат книги Р. Уолтера). М., 1993.

  17. Сценическая речь. Учебное пособие под ред. И.П. Козляниновой. Москва, 1976.

  18. Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.

  19. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.



Календарно - тематическое планирование

к краткосрочной программе «Юный тележурналист»


Дата

Раздел /Тема / Содержание занятий

Цель

Общее количество часов:

Теория /

Практика

Педагогические средства формы, методы, приемы

Формы контроля

Организационное занятие.

Телекоммуникация и журналистика.

Знакомство со студией. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с режимом работы, правилами внутреннего распорядка, с характером последующих занятий.

1

1

Групповая. Словесный (рассказ, беседа), наглядный.

Опрос

«Основы журналистики»

Информация. Методы сбора информации. Объективность информации. Интервью. Виды и основные понятия.

Изучение методов сбора информации. Объективность информации. Интервью. Виды интервью

1

0,5

0,5

Групповая, работа в парах, индивидуальная с консультацией педагога;

Тестирование, конкурс видеосюжетов

Строение сюжета. Телесценарий. Функции. Свойства и требования. Сценарный план.

Знакомство с телесценарием, требованиями к его написанию. Создание сценарного плана.

Разработка телесценария к блоку новостей

1,5

0,5

1

Словесно-иллюстративный рассказ, объяснение, наглядный, практическая работа;

Опрос, защита сценарного плана

Телеведущий. Работа с микрофоном перед камерой. Поведенческий аспект. Речь ведущего

Практическое изучение правил поведения телеведущего перед камерой и микрофоном. Работа с микрофоном перед камерой

0,5

0,5

Объяснение, практическая работа

Деловая игра «Моя программа»

«Основы видеосъёмки»

Операторское искусство. Основные правила работы оператора.

Приёмы работы с видеокамерой.

Запись звука.

Основные правила видеосъёмки. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. «Картинка»- основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета. Съёмки в особых условиях освещенности.

Общее устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой.

Запись закадрового текста. Монтаж видеофильма короткими кадрами. Экспортирование аудифайла на видеокамеру и другие носители. Изучение видов записи «стенд-апа». Запись синхронна, наговор на готовое видео.

3

1

2

Наблюдение, беседа, объяснение; практическая работа, наглядный

Съемка ролика, видеоклипа.

«Основы видеомонтажа»

Работа с компьютерными программами видеомонтажа.

Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей. Работа с модулем Video Capture программы видеомонтажа Adobe Premier. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Монтаж видеофильма короткими кадрами.

Работа с модулем Audio Editor программы видеомонтажа Adobe Premiere. Использование аудиофильтров. Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.

4

1

3

Беседа, объяснение, практическая работа, наглядный.

Создание видеозаставок в программах Photoshop, Corel Draw.

ЭКСКУРСИИ

Экскурсии:

- Надымская студия телевидения,

- студия телевидения ООО «Газпром добыча Надым»

Посещение студий с целью ознакомления с работой телеведущего, тележурналиста, видеооператора.

4

-

4

Групповая. Словесный (рассказ, беседа), наглядный.

Опрос, викторина

Итоговое занятие.

Создание итогового проекта. Самостоятельная тематическая разработка и создание видеоролика «В полете за мечтой»: написание сценария, съемка, монтаж, окончательная обработка, публичная демонстрация, презентация

1

1

Индивидуальная работа, работа в малых группах.

Защита итогового проекта.

ИТОГО

16

4

12


© 2010-2022