Исследовательская работа С чего начинается Родина?

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14



  1. Введение

С чего начинается Родина?.. На этот простой вопрос порой очень трудно ответить. Родина - это всё то, что рядом с тобой. Родина - это там, где ты живёшь, растёшь, учишься… Но самым близким, самым любимым становится твой родной край.

Исследовательская работа С чего начинается Родина?

Россия - это моя Родина, но всё же с большим трепетом я отношусь к своему родному краю. А с чего же начинается моя Малая Родина?

Конечно же, с герба Республики Калмыкия!

Герб - это визитная карточка каждой страны, каждой республики, области, города. Так что же такое герб?

«Герб - это особая фигура или символическое изображение - эмблема, составленная по определённым геральдическим правилам и служащая постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, учреждения, города, области или целого государства, обладающая юридической силой и репрезентативной функцией». ( Толковый словарь русского языка)

Традиция обозначать особыми символами свои права, принадлежность к чему-либо, пришла к нам из глубокой древности. А для лучшего ознакомления с современным гербом Республики Калмыкия необходимо немного ознакомиться с его историей.

Цель нашей работы: исследовать историю происхождения герба Республики Калмыкия

Задачи: - изучение сведений о калмыцких государственных символах;

- изучение принципов построения герба;

- изучение значения символов герба.



















II.История калмыцкой государственной символики

В "Калмыцком календаре" 1912 года, когда в России отмечалось 100-летие победы в Отечественной войне, приводятся описания знамен калмыцких полков, участвовавших в отражении наполеоновских войск. Сведения об этих знаменах дошли до нашего времени благодаря тому, что в свое время - в 1846 году - по требованию министерства по всей России проводилась кампания по сбору реликвий, относящихся к событиям 1812 года. В кочевьях волжских калмыков эту работу выполнил командир Второго калмыцкого полка Серберджаб Тюмень. Так называемый тюменевский текст и стал основным источником для последующих публикаций на эту тему.

Из описаний, приведенных С.Тюменем, следует, что оба астраханских калмыцких полка пользовались знаменами, которые относились еще к джунгарскому периоду.

Под Азовом, за Днепром и в Крыму калмыцкие отряды совместно с донскими, запорожскими казаками и русскими ратниками одержали ряд побед над крымско-турецкими войсками. За верную службу калмыцкие князья не раз получали высокие награды.

Укрепляя позиции хана Мончака, более других склонявшегося к сотрудничеству с Россией, ему вручили символы государственной власти - булаву и знамя. Из правителей отдельных народов России такие символы государственной власти имели только малороссийский гетман, стоявший во главе Войска Запорожского, и войсковой атаман Войска Донского.

Оттиск печати - геральдический знак Наинтанкиновского аймачного управления - конца прошлого и начала нынешнего столетия. Печать поставлена на документе в 1915 году. На печати - изображение Большой российской императорской короны, под ней - герб Астраханской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года; в какой-то степени этот герб повторял "Печать царства Остороханского" времени правления на Руси Ивана Грозного. Некоторое время астраханский гербе императорской короной на деловых бумагах административного управления Калмыкии встречался и после 1917 года.

Затем появилась другая символика. Например, на печатях сельских Советов Автономии калмыцкого трудового народа она чаще была представлена рисунком с изображением снопа пшеничных колосьев, ручных граблей и косы.

Это было фактическое и юридическое оформление калмыцкого феодального государства в составе России. По оставшимся описаниям знамя представляло собой полотнище белого цвета. В середине его находился двуглавый орел, над орлом - месяц. Кроме того, на знамени было изображение человека с копьем, который "прободает змия". По краю знамени - кайма алого цвета с вышитыми по ней "венецкими (венецианскими) травами". Как видим, эта символика была чисто христианская, как и в знамени 1756 года, пожалованном русским правительством Ставропольскому калмыцкому войску. В описании ставропольского знамени, приведенном в книге 1891 года "Историко-статический очерк Оренбургского казачьего войска...", говорится, что знамя это "белой материи, обложенное по краям серебряным позументом, с изображением в середине на одной стороне Георгия Победоносца, поражающего копьем змия, а на другой - святых апостолов Петра и Павла". Оправданием христианской символики в данном случае служит то, что ставропольские калмыки, проживавшие на Средней Волге, большей частью приняли православие. Герб их столицы - Ставрополя-на-Волге (ныне г.Тольятти) также нес в себе христианскую атрибутику.

Знак, стоящий слева, использовался в Калмыкии в первые годы Советской власти, задолго до того, как его стали использовать национал-социалисты Германии. Впервые официально утвержденный знак свастики появился в Германии в 1920-х годах на шлемах боевиков так называемой бригады Эрхарда - монархической военизированной организации, осуществившей капповский путч - контрреволюционный переворот 1920 года. В 1923 году свастика стала эмблемой нацистской партии и навсегда осталась в истории символом воинствующего антигуманизма.

Идеологи национал-социализма предполагали, что знак этот послужит объединяющим началом для всех арийцев. Но история сыграла с ними злую шутку, поскольку археологи обнаружили этот знак не только в Индии, на земле древних арийцев , но и на территории, которую населяли семитские племена (в Месопотамии, Палестине) и на древнееврейских саркофагах. В эпоху переселения финно-угорских племен (первое тысячелетие после Р.Х.) этот знак заимствовали и народы, жившие на севере Европы, в Скандинавии и на Балтике, где он становится одним из символов верховного скандинавского бога едина. В этом своем первоначальном значении свастика до сих пор сохранилась в государственной символике Финляндии.

Однако знак свастики все-таки настолько скомпрометировал себя, что проекты нового государственного символа Калмыкии с элементом «юндэн» были отклонены. Главным элементом герба стал "улан зала" - кисточка на шапке - отличительный признак калмыков.

19 октября 1771 года царское правительство, как бы подводя итог этим событиям, издало указ о ликвидации Калмыцкого ханства и ввело новую систему управления волжскими калмыками - их делами после этого стала ведать особая экспедиция при астраханском губернаторе. Так калмыки лишились своей национальной государственности.

Лишь во второй половине когда в России стали утверждаться новые капиталистические отношения и правительство России готовилось к осуществлению в стране буржуазных реформ, встал вопрос о пересмотре системы управления Калмыкией и организации специального Управления калмыцким народом, которое просуществовало вплоть до Февральской революции 1917 года.

Временное правительство приняло решение о введении земства для калмыков и выделении территории астраханских калмыков в самоуправляющуюся единицу, которой присвоили название "Калмыцкое степное земское управление".

Знамя, которое утвердили на первом съезде представителей волжских улусов, состоявшемся 26-го марта 1917 года в Астрахани, представляло собой полотнище из красного бархата с восходящим солнцем в центре и размещенными поверх него словами: "Свобода, равенство и право".

В нижней части знамени имелось изображение Будды, обрамленное серебряной бахромой. Автором рисунка этого знамени был архитектор Управления калмыцким народом В.Вальдовский-Варганик. Под его руководством осуществлялась реставрация главного сюмэ (храма) Хошеутского хурула. Он же возводил буддийский храм в урочище "Кацен-Булук" Маньгаского улуса. В 1919 году архитектор был убит. А где хранится знамя и сохранилось ли оно вообще - не известно.

На первых полосах национальных газет Калмыкии в первые годы Советской власти очень часто использовался тибетский знак «юндэн», который закрепился в основном под монгольским наименованием «хас тэмдэг»; во всем мире этот знак известен под санскритской номинацией «свастика».

Связанный с культом солнца, он выступал как солярный знак и символизировал идею плодородия, благополучия, счастья. В буддийской традиции «юндэн» стал олицетворением бесконечного (естественного, полнокровного) круговорота жизни, вечности бытия.

Попытки возродить эту древнюю символику и ввести знак «юндэн» в новый герб Калмыкии встретили сопротивление в самых разных кругах населения.

Новые государственные символы Калмыкия получила лишь в 1935 году вместе со статусом автономной республики, но этот статус был упразднен в конце 1943 года - из-за официального обвинения в пособничестве фашистам и переселения коренного населения в восточные районы страны.

Только после решений XX съезда это несправедливое обвинение было снято, и в феврале 1957 года была восстановлена Калмыцкая область (правда, в несколько измененном составе - два ее района остались в Астраханской области). Через год Калмыкия получила статус автономной республики. Но ее флаг и герб оформлялись по тому же принципу, что и у других автономных республик, и никаких национальных признаков не имели.





III. Современный герб Республики Калмыкия


Но жизнь не стоит на месте, изменяется культура и условия деятельности, республика развивается, растёт и, следовательно, требуются новые символы края, чтобы полностью отразить его сущность и дух людей, проживающих в нём.

Специальные указы утвердили совершенно новые государственные символы - флаг и герб Калмыкии - после того, как в республике 12 апреля 1993 года было введено президентское правление.

Победителем объявленного конкурса стал художник Б.Эрдниев. Именно его проекты после доработки утвердили в качестве государственных символов.

В основу проекта герба, как пояснил в своем интервью художник, лег принцип построения буддийской иконографии (подробнее о буддизме см. "Наука и жизнь" №3, 1994 г.): центральную его часть занимает круг, основанием которого является лотос - центральная фигура Государственного флага - символ чистоты, ясности, просветленности.

Наш герб очень красивый. (См.приложение Рис.1)

Вглядитесь в него, и вы почувствуете силу и красоту, истинную гармонию

и величие!

В верхней части герба располагается "дорин тоолг" - четыре кольца - символ союза четырех ойратских племен. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света. (См.приложение Рис.2)

В центральной части герба находится "улан зала" - красная кисточка.

В 1437 году ойратский предводитель Тогой-тайша подписал специальный указ об обязательном ношении ойратами на головных уборах улан зала как отличительного знака от других народов. В 1750 году правитель Дондок Дайши подтвердил прежний указ. И наконец, в 1822 году на Зензелинском собрании также было принято решение "всем на шапке иметь улан зала и всякому мужчине носить косу".(См.приложение Рис.3)

«Хадак» - белый шелковый шарф, обычное подношение верующих в храме, располагается под красной кисточкой. Хадак олицетворяет мирные взгляды, дружеское отношение ко всем народам. (См.приложение Рис.4)

имволика цвета в трактовке художника Б.Эрдниева также опирается на древние традиции: голубой - означает вечность, свободу и постоянство. Желтый - цвет вероисповедания и олицетворение того, что Калмыкия всегда была солнечной страной. Белый - символизирует мирные взгляды, дружеские отношения со всеми соседствующими народами.

Официальное постановление, принятое в июле 1993 года, гласит: "Государственный герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангч Шюльде представляет собой изображение "улан зала" и "хадак" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен ойратов - четыре скрепленных между собой круга".




  1. Заключение.

Любой герб или флаг - это своего рода код, зашифрованный носитель информации. Поэтому неподготовленному человеку зачастую сложно расшифровать какой-либо символ. Обычно люди даже не задумываются о геральдических цветах, символах и других особенностях герба, они просто смотрят на его изображение и делают для себя вывод: нравится он им или нет. Я прежде всего определяю красоту герба как произведения искусства, а не как эмблемы или символического изображения. Но взгляды на искусство у всех людей разные, отсюда и возникают противоречия. Кто-то любит спокойные сюжеты и мягкие оттенки, а кто-то предпочитает буйство красок, энергию. К сожалению, порой люди в споре или разногласии разделяются на два враждующих лагеря. Даже в этом вопросе о гербе. Неужели настолько важно, как изображена и что означает даже самая мелкая деталь герба, чтобы, бросаясь друг в друга обидными фразами, становиться противниками? На мой взгляд, важнее то, чтобы люди в нашей республике были дружными и отзывчивыми, любящими свой край, свой родной дом - свою Малую Родину.

Я горжусь тем, что Калмыкия - моя Родина, мой Отчий дом и считаю, что знать историю своего края, его государственные символы должен каждый гражданин, проживающий в нём. Это позволяет нам ощутить духовное и кровное родство с далёкими предками, любить и беречь родную землю, которая является частью Отчизны.









Список литературы

  1. Наука и жизнь 12/94: 18-22, Автор: В. Сапрыков

  2. xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=13270

  3. dorogavrim.ru/articles/flagi_subektov_rf/flag_resp_kalmykiya/

  4. statesymbol.ru/russymbols/regions/20050418/39594817.html

  5. Постановление парламента от 30.07.1993 № 65-IX

  6. infourok.ru/material.html?mid=78328



























ПИсследовательская работа С чего начинается Родина?риложения.



Рисунок 1

Герб Республики Калмыкия

Исследовательская работа С чего начинается Родина?





Рисунок 2

Красная кисточка «Улан зала»

на головном уборе

Исследовательская работа С чего начинается Родина?

Рисунок 3

Белый хадак



Исследовательская работа С чего начинается Родина?

Рисунок 4

Четыре кольца













СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………….1

  2. Основная часть

1) История калмыцких государственных символов…………………..3-7

2) Современный герб Республики Калмыкия………………………....8-10

  1. Заключение……………………………………………………………....11

  2. Список литературы……………………………………………………...12

  3. Приложения………………………………………………………………13-14



© 2010-2022