• Преподавателю
  • Другое
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПАТРИОТ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПАТРИОТ»

Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности "Патриот" нацелена на  гражданское и патриотическое воспитание обучающихся посредством общественно-полезной деятельности, формирования социальной активности детей, их интеллектуального развития. Программа предусматривает исследовательскую краеведческую деятельность,  мероприятия, связаннве с подготовкой к празднованию 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне.  Актуальность программы  вызвана также необходимостью противодействия пропаганде фашизма, попыткам фальсифицировать историю Великой Отечественной войны.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Каменский районный Дом детского творчества

Ростовской области

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол методического совета Директор МБОУ ДОД

№____ Каменского районного ДДТ от ____________20____г. _______ Иванкова Т.В.

____________ 20___г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПАТРИОТ»


Возраст обучающихся - 14-17 лет

Срок реализации программы - 1 год

Автор-составитель:

Балякина Вера Анатольевна

Педагог дополнительного образования


Глубокий

2014

Пояснительная записка

Введение

Настоящая программа работы творческого объединения «Патриот» для обучающихся 8-11 классов создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г №1089;

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Закона «О ветеранах» от 24.12.2002 г.

Закона «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации №13-51-28\13 от 02.04.2002. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Рабочая программа работы творческого объединения «Патриот» представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов.

Направленность программы

Направленность программы - культурологическая. Организация работы творческого объединения «Патриот» - одна из активных форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов творческого объединения, но и широкие массы обучающихся, их родителей.

Дополнительная образовательная программа работы творческого объединения «Патриот» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализация регионального компонента в образовании.

Работа творческого объединения «Патриот» - это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.

Новизна программы

Новизна дополнительной образовательной программы обусловлена применением информационно-коммуникативной деятельности детей, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, использованием музейной педагогики и развивающего обучения.

Актуальность программы

Программа актуальна в связи с важностью гражданского и патриотического воспитания подростков и молодежи, в связи с организацией подготовки к празднованию 70-летия победы СССР в Великой Отечественной войне. Актуальность программы вызвана также необходимостью противодействия пропаганде фашизма, попыткам фальсифицировать историю Великой Отечественной войны.

Работа творческого объединения «Патриот» дает возможность:

- осуществлять подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала по истории России;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Педагогическая целесообразность

Педагогическую целесообразность дополнительной образовательной программы подчеркивает взаимосвязь выстроенной системы процессов обучения, развития и патриотического воспитания. Цели и задачи образовательной программы соответствуют выбранным формам, методам и средствам образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Концепция дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат для создания частнопредметной итоговой технологии - музейной педагогики.

Цель программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством общественно-полезной деятельности, формирования социальной активности детей, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; организация подготовки к празднованию 70-летия победы СССР в Великой Отечественной войне;

  • развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию;

  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному разрешению проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий.

Задачи программы:

  • воспитательные: воспитание у детей чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края;

  • развивающие: формирование научного мировоззрения;

развитие информационно-коммуникативной деятельности детей, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации:

передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

развитие владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, экскурсия)

  • образовательные: совершенствование знаний обучающихся по истории Каменского района, Донского края и Российской Федерации, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа предназначена для дополнительного, внеурочного изучения истории хутора Старая Станица, Каменского района, Ростовской области. В хуторе Старая Станица реализуется впервые.

Возраст обучающихся

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 14-17 лет. Подростки и молодые люди в эти годы проходят период социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления. Они определяют собственную позицию, развивается нравственная и правовая культура молодых людей, способность к самоопределению и самореализации.

Программа предназначена для подростков, имеющих необходимый уровень подготовки по истории России, интересующихся историей, интеллектуально развитых, имеющих удовлетворительные характеристики здоровья. Наполняемость группы - 15 человек.

Условия приема детей: собеседование, наличие базовых знаний.

Сроки реализации программы: 1 год, 144 часа

Основные принципы программы

  • Индивидуализация обучения

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Принцип развивающего обучения.

  • Музейная педагогика.

Методы и приемы обучения

Методы обучения:

  • лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет - технологий;

  • посещение школьных музеев и музеев области;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войн.

Приемы:

  • поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, района, области;

  • оформление и экспонирование материалов;

  • учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

  • беседы

Форма и режим занятий

Формы и режим занятий: система дополнительных занятий 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность одного часа 40 минут, перерыв 10 минут

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные; комплексные.

Ожидаемые результаты

  • приобретение обучающимися глубоких знаний по истории Донского края и Российской Федерации, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

  • воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

  • достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея - выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея.

  • проведение мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;

  • развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще - в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Способы определения результативности

Используются следующие методы отслеживания результативности:

  • Педагогическое наблюдение

  • Педагогический анализ результатов: - анкетирования; - тестирования; - опросов; - выполнения диагностических заданий; - участие в мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации программы

Ожидаемые результаты фиксируются через конкретные формы:

- участие в мероприятиях, выставках, конкурсах, конференциях;

- организация работы историко-краеведческого музея.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности.

2

1

1

2

Моя малая родина Донской край

20

6

14

3

История Скородумовской школы

14

3,5

10,5

4

История моей семьи в истории района и Донского края.

8

2

6

5

История и культура донских казаков в XVII - XIX веках

18

5

13

6

История и культура Донского края в начале XX века

6

2

4

7

История и культура Донского края

в 20-е - 30-е гг XX века

6

1,5

4,5

8

Донской край в Великой Отечественной войне

24

6

18

9

Донской край во второй половине XX века

18

4,5

13,5

10

Донской край в конце XX - начале XXI веков

18

4,5

13,5

11

Историческая победа

16

4

12


Итого

144

38

106

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (2 ч)

Теория: Постановка целей и задач творческого объединения. Правила поведения и техника безопасности.

Практика: Выборы актива творческого объединения. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов комплексно-краеведческого музея. Распределение по основным темам. Начальная диагностика.

«Моя малая родина Донской край» (20 ч)

Теория: История Донского края - часть истории России. Донской край в древности.

Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».

Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.

Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.

Дон в эпоху раннего средневековья.

Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

Донской край в X - XV веках.

Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско - венецианская Тана - центры ремесла и торговли.

Донской край в XVI веке.

Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке.

Практика: Знакомство с понятием «музейный экспонат». Создание исследовательских групп среди членов творческого объединения. Подготовка экскурсионных посещений. Подготовка текстов экскурсий. Реставрация ветхих экспонатов.

История Скородумовской школы (14 ч)

Теория: Основание Скородумовской школы. Дореволюционная деятельность школы.

Школа и Русская православная церковь. Школа в 20-е - 30-е годы XX века. Восстановление работы школы после Великой Отечественной войны. Вклад директоров школы в развитие школьной организации. Школьная жизнь. Выпускники школы.

Практика: Знакомство с историей Скородумовской школы. Подготовка сообщений по истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.

Сбор информации по истории школы. Сбор экспонатов по истории школы.

Подготовка экскурсий по истории школы. Реставрация ветхих экспонатов.

История моей семьи в истории района и Донского края (8 ч)

Теория: История моей семьи в истории города. Моя семья в 30-е гг XXвека.

Моя семья в годы Великой отечественной войны. Моя семья во второй половине XX века.

Практика: Составление родословной. Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица.

История и культура донских казаков в XVII - XIX веках (18 часов)

Теория: Донской край в XVII веке. Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в XVII веке. Участие казаков в событиях Смутного времени. Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение. Социальные движения. Степан Разин.

Культура донского казачества в XVII веке. Православная церковь и казачество. Донской край в XVIII веке.

Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством Кондратия Булавина. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.

Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине XVIII века.

Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.

Участие Войска Донского в войнах Российской империи в XVIII веке. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.

Е. Пугачев. Восстание донских казаков в 1792-1794 годах. Появление казачьего дворянства.

Культура края в XVIII веке. Станица Каменская в XVIII веке.

Донской край в XIX веке.

Перенос столицы Войска Донского из Старочеркасска в Новочеркасск. Система управления Войском Донским.

Донские казаки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. М.И.Платов. . Хозяйство Дона в дореформенный период. Земледелие, скотоводство, коневодство, промыслы, торговля.

Участие донских казаков в Кавказской войне.

Генерал Я.П.Бакланов. Дон в период Крымской войны. Участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Особенности реформ 1860-70-х годов на Дону. Экономика края в пореформенный период: промышленность, товарное земледелие, банковской дело. Население края, его этнический и социальный состав.

Общественно-политическая жизнь и культура Донского края в XIX веке. Обычаи, обряды и язык донских казаков.

Образование, просвещение, медицина, искусство, религия. Духовные святыни Дона. Хутор Старая Станица в XIX веке.

Практика: Подготовка и проведение индивидуальных и групповых экскурсий о бытовой культуре и нравах донских казаков.

История и культура Донского края в начале XX века (6 часов)

Теория: Донской край в XX веке. Хозяйственное развитие и система управления Области Войска Донского в начале XX века. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 годов на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество в период революции.

Развитие культуры края в начале XX века.

Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 года на Дону. А.М.Каледин. Ф.М.Подтелков, М.В.Кривошлыков. Образование Донской Советской республики. П.Н.Краснов. Гражданская война на Дону. Трагедия казачества. Гражданская война. Трагедия казачества. Вешенское восстание. Разгром белоказачьих формирований, победа Советской власти.

Практика: Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица. Подготовка и проведение индивидуальных и групповых экскурсий о материальной культуре донских казаков. Промежуточная диагностика.

История и культура Донского края в в 20-е - 30-е гг XX века ( 6 часов)

Теория: Административно-территориальные преобразования в крае. НЭП, индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии.

Образование Ростовской области. Развитие образования, культуры.

Практика: Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица. Подготовка и проведение индивидуальных и групповых экскурсий о материальной культуре донских казаков.

Донской край в Великой Отечественной войне (24 часа )

Теория: Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус - фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле.

Хутор Старая Станица в годы войны. Наш земляк Никита Павлович Блинов - герой Советского Союза. Жители хутора - участники Великой Отечественной войны.

Практика: Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица в годы Великой Отечественной войны. Подготовка и проведение индивидуальных и групповых экскурсий о военной истории края. Встречи с ветеранами вооруженных конфликтов. Экскурсия к памятнику Советским воинам - освободителям.

Донской край во второй половине XX века (18 часов )

Теория: Послевоенный период (1945-1985 годы). Тенденции и противоречия развития. Строительство Волго-Донского канала. Создание новых индустриальных центров в Б.Калитве, Новочеркасске, Каменске, Азове, Цимлянске. Новочеркасская трагедия 1962 года.

Строительство Аттомаша и Ростовской АЭС. Замедление темпов развития

народного хозяйства. Культурное развитие области в послевоенный период. Каменский район - наша малая Родина.

Перестроечный период на Дону (1985-1991 годы). Экономическая и политическая ситуация. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Ростовской области в хозяйственной и культурной жизни страны. Символика Ростовской области.

Практика: Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица во второй половине XX века. Подготовка и проведение обзорных экскурсий. Работа с фондом музея.

Донской край в конце XX - начале XXI веков (18 часов)

Теория: Донской край в конце XX - начале XXI веков (1991-2014 годы): проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Политика администрации Ростовской области. Дон многонациональный и поликонфессиональный.

Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.

Выдающиеся земляки XX века. Никита Павлович Блинов, уроженец хутора Старая Станица - Герой Советского Союза Ростов-на-Дону - центр Южного Федерального округа.

Практика: Сбор информации и экспонатов по истории хутора Старая Станица в конце XX- начале XXI веков. Подготовка и проведение экскурсий. Работа с фондом музея.

Историческая Победа (16 часов)

Теория: Подвиг Красной Армии, спасшей мир от фашизма. Фашизм - угроза миру. Жители хутора - участники Великой Отечественной войны. Моя Родина - Россия. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.

Практика: Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Подготовка и проведение экскурсий. Работа с фондом музея. Итоговая диагностика.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методический блок

Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора обучающимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории обучающиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Методы, классифицируемые по преимущественному источнику получения знаний:

  1. Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

  2. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

  3. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы, классифицируемые по характеру мыслительной и познавательной активности:

  1. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

  2. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде».

  3. Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

  4. Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. К числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея относят следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (заседания, сообщения), встреча с интересным человеком, праздник, историческая игра.

Ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея - экскурсия. Экскурсии присущ ряд характерных признаков, главный из которых - приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием. Зрительное и вербальное восприятие усиливается моторным - передвижением по заданному маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разном расстоянии, иными словами, экскурсия предполагает двигательную активность экскурсантов. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Она способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий используются кабинеты МБОУ Скородумовской СОШ, включая кабинет информатики, кабинет истории, помещения комплексно-краеведческого музея. Музей располагает фондом экспонатов по истории Донского края. Кабинеты оснащены компьютерным оборудованием, включая выход в Интернет.

Диагностический блок

Начальная диагностика

ТЕСТОВАЯ РАБОТА «ДОНСКОЙ КРАЙ»

1. Основным занятием монголо-татар на территории Нижнего Дона было:

А. земледелие; В. кочевое скотоводство;

Б. охота; Г. торговля.

2. К основным занятиям донских казаков в XVI веке не относилось:

А. земледелие; В. охота;

Б. военное дело; Г. рыболовство.

3. Во главе Хазарского государства стоял:

А. хан; В. султан;

Б. каган; Г. король.

4. Первое письменное упоминание о донских казаках относится к …. году:

А. 1554; В. 1570;

Б. 1549; Г. 1585.

5. Первые укрепленные поселения донских казаков назывались:

А. зимовища; В. хутора;

Б. городки; Г. станицы.

6. Высшее должностное лицо у казаков - атаман в XVI веке:

А. назначался московским царем; В. выбирался на Войсковом кругу;

Б. назначался Боярской Думой; Г. выбирался казачьими старшинами.

7. Боевые казачьи суда назывались:

А. галеры; В. шлюпки;

Б. струги; Г. фелюги.

8. Высший орган власти у донских казаков - это:

А. Совет атаманов; В. Совет старейшин;

Б. Народное вече; Г. Войсковой круг.

Ключ:

№ задания

Правильный ответ

1

В

2

А

3

Б

4

А

5

Б

6

В

7

Б

8

Г

Критерии оценивания знаний обучающихся

Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.

Высокий уровень - 8 баллов

Средний уровень - 6 балов

Низкий - 4 балла

Промежуточная диагностика

Тест по истории казачества

1. Слово «казак» пришло в русский язык из языков

а) романских

б) тюркских

в) финно-угорских

г) славянских.

2. Прародиной казачества современные историки считают

а) Белоруссию

б) Украину

в) Казахстан

г) Кавказ.

3. В XVI-начале XVII веков в Московском государстве казаки несли сторожевую службу по охране границ

а) запорожские

б) терские

в) донские

г) кубанские.

4. Казачьи атаманы вынесли большой вклад в расширение территории Российского государства. Так, Западная Сибирь вошла в состав России благодаря атаману

а) Дежневу

б) Пояркову

в) Ермаку

г) Атласову.

5. Открыл пролив между Азией и Америкой донской казак

а) Дежнев

б) Поярков

в) Ермак

г) Атласов.

6. Исследовал Камчатку донской казак

а) Дежнев

б) Поярков

в) Ермак

г) Атласов.

7. Высшее руководство у казаков

а) рада

б) старшина

в) круг

г) войсковые служители.

8. В Российской империи во главе всех казачьих войск стоял

а) император

б) наследник престола

в) военный министр

г) наказной атаман.

9. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек. У донских казаков мундиры были цвета

а) синие

б) черные

в) зеленые

г) красные.

Ключ:

№ задания

Правильный ответ

1

Б

2

Б

3

АВ

4

В

5

А

6

А

7

В

8

Б

9

А

Критерии оценивания знаний обучающихся

Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.

Высокий уровень - 9 баллов

Средний уровень - 7 балов

Низкий - 5 баллов

Итоговая диагностика

1.Слова «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон…» являются

А) началом русской народной песни

Б) частью литературной статьи

В) фразой из романа М.Шолохова «Тихий Дон»

Г) началом гимна Ростовской области

2. В начале XX века Донской край выступал в качестве

А) одного из крупнейших аграрных районов страны с развитым земледелием и скотоводством

Б) отсталой территории

В) многонационального района, в котором не проживали русские

Г) областью, занимающей первое место по производству угля

3. Участие донских казаков в первой мировой войне привело

А) к самому низкому проценту боевых потерь среди личного состава по сравнению с другими родами войск

Б) награждению Георгиевскими наградами офицеров и нижних чинов

В) ускорению темпов развития экономики края

Г) разрушению традиционного представления казаков о царе, Родине и казачьем воинском долге

4. В годы гражданской войны донские казаки

А) поддержали белое движение

Б) сражались за красных

В) не участвовали в боях

Г) большинство поддерживали антибольшевистское движение, но бывшие фронтовики, участники первой мировой войны, как правило, воевали в рядах Красной Армии

5.« Шахтинское» дело - это

А) контрреволюционная организация, разрушающая угольную промышленность края

Б) аварии на участке Донецко-Грушевского рудоуправления

В) уголовный процесс над шахтинскими инженерами - угольщиками

Г) политический процесс над активистами щахтинской культуры

6. В труде Л.М.Листопадова «Песни донских казаков»

А) собраны более 12 тысяч песен

Б) описаны пейзажи донской земли

В) содержатся «Донские рассказы» М.Шолохова

Г) критично описана коллективизация на Дону, вслед за романом М.Шолохова «Поднятая целина»

7.Когда произошло полное освобождение территории Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков

А) 14 февраля 1943 года

Б) 2 февраля 1943 года

В) 9 мая 1945 года

Г) 30 августа 1943 года

8.Какие воинские части, участвовавшие в Великой Отечественной войне, были сформированы донскими казаками

А) 5-й Донской казачий кавалерийский корпус

Б) части немецкого казака фон Панвица

В) части генерала Шкуро

Г) Ростовский стрелковый полк народного ополчения

9. Экономическими объектами, построенными в Ростовской области в 60-е - 70-е гг были

А) Новочеркасская ГЭС

Б) Ростсельмаш

В) Сулинский металлургический завод

Г) Днепрогэс


Ключ:

№ задания

Правильный ответ

1

Г

2

А

3

АБГ

4

Г

5

В

6

А

7

Г

8

АБВГ

9

АВ

Критерии оценивания знаний обучающихся

Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.

Высокий уровень - 9 баллов

Средний уровень - 7 балов

Низкий - 5 баллов




Литература

Литература, использованная при работе над программой

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г;

3. Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г;

4. Федеральный компонент государственного стандарта образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г №1089;

5. Письмо Министерства образования Российской Федерации №13-51-28\13 от 02.04.2002. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

6. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
7. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.

8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
9. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.

Литература, рекомендуемая педагогам для работы для освоения данного вида деятельности:

- основная:

1.Веряскина О.Г. История донского края XVII - XIX века, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2004

2.Кислицын С.А., Кислицына И.Г. История донского края XX век, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2004

3.Самарина Н.В., Витюк О.Г. История донского края XVII - XIX века, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2004

Литература, рекомендуемая обучающимся для успешного освоения данной образовательной программы:

1.«История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).

2.«История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).

Литература, рекомендуемая родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.

Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: Очерки истории, Ростов-на-Дону, Издательство ОблИУУ, 1995


© 2010-2022