• Преподавателю
  • Другое
  • «Самообразование педагога как одна из составляющих его профессиональной компетенции»

«Самообразование педагога как одна из составляющих его профессиональной компетенции»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Самообразование педагога как одна из составляющих его профессиональной компетенции»

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;

  • осуществляется сознательно;

  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;

  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень, должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Часть I. Самообразование педагога

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.



В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

-Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

-Интернет.

-Видео, аудио информация на различных носителях.

-Курсы повышения квалификации.

-Семинары и конференции.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная (инициатором является сам педагог) и групповая (методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации.

Составляющие процесса самообразования педагога

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

-Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

-Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

-Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

-Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

-Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Результаты самообразования педагога:

  • повышение качества преподавания предмета;

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

  • повышение престижа образовательного учреждения.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;

- педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

Каковы новые возможности?

Использование компьютера и Интернета значительно повышают возможности самообразования педагога:

• разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
• разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
• создание терминологического словаря по предметной теме;
• разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или предметных внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).

© 2010-2022