- Преподавателю
- Другое
- Консультация на тему: «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
Консультация на тему: «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонова И. . |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация на тему: «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей.
Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. (Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года - конец августа-сентябрь.)
Воспитатели детских садов хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Решению этой проблемы мы уделим особое внимание.
Рекомендуется после обследования речи разделить детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.
Детей поделить на три подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков. Всем подгруппам дать условные названия (они никогда не употребляются при детях и их родителях) .
В первую группу («Слабая») входят дошкольники с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития, которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы.
Во вторую подгруппу («Средняя») входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.
В третью подгруппу («Сильная») входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество и «качество» не вызывают серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети и пр.) .
При подобном распределении детей оба педагога занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день (утром и вечером) ; с детьми второй подгруппы - 2-3 раза в неделю (либо утром, либо вечером) ; с детьми третьей подгруппы - 1раз в неделю. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.
В течение года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от их успехов. Так, дети из первой подгруппы, достигнув определенных результатов, могут быть переведены во вторую и даже (позже) в третью подгруппу. Мы радуемся, когда в течение года количество детей в первой подгруппе уменьшается, а в третьей увеличивается.
Однако педагоги сталкиваются и с противоположным процессом, когда встает необходимость перевода детей из третьей подгруппы во вторую. Это нас, педагогов, не смущает: деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.
Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно - после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, методистом детского сада, по возможности - логопедом.
Перед воспитателями иногда встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития. Есть несколько различных форм работы по речевому развитию. Так, детям, которые всегда приходят первыми в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).