Консультация на тему: «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами. Владение родным языком и невербальными средствами общения даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться с другими людьми. Чтобы достичь этой цели необходимо правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей. Это возможн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация на тему: «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. (Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года - конец августа-сентябрь.)

Воспитатели детских садов хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Решению этой проблемы мы уделим особое внимание.

Рекомендуется после обследования речи разделить детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.

Детей поделить на три подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков. Всем подгруппам дать условные названия (они никогда не употребляются при детях и их родителях) .

В первую группу («Слабая») входят дошкольники с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития, которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы.

Во вторую подгруппу («Средняя») входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.

В третью подгруппу («Сильная») входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество и «качество» не вызывают серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети и пр.) .

При подобном распределении детей оба педагога занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день (утром и вечером) ; с детьми второй подгруппы - 2-3 раза в неделю (либо утром, либо вечером) ; с детьми третьей подгруппы - 1раз в неделю. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.

В течение года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от их успехов. Так, дети из первой подгруппы, достигнув определенных результатов, могут быть переведены во вторую и даже (позже) в третью подгруппу. Мы радуемся, когда в течение года количество детей в первой подгруппе уменьшается, а в третьей увеличивается.

Однако педагоги сталкиваются и с противоположным процессом, когда встает необходимость перевода детей из третьей подгруппы во вторую. Это нас, педагогов, не смущает: деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.

Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно - после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, методистом детского сада, по возможности - логопедом.

Перед воспитателями иногда встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития. Есть несколько различных форм работы по речевому развитию. Так, детям, которые всегда приходят первыми в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).


© 2010-2022