- Преподавателю
- Другое
- Интегрированный урок немецкого языка и литературы в 9 классе по теме
Интегрированный урок немецкого языка и литературы в 9 классе по теме
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Швандырева Л.С. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Сухобезводненская СОШ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В 9 КЛАССЕ
Тема урока:
Жизнь и творчество И.В.Гёте. Взаимодействие слова и музыки в лирике поэта.
Подготовили и провели:
учитель немецкого языка
Швандырева Л.С.
учитель литературы
Решетникова О.Е.
2012-2013 уч.г.
Цель урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством великого немецкого классика И.В.Гёте на немецком и русском языках. Совершенствование лексических, грамматических и фонетических навыков и умений.
Задачи:
Образовательные: Формировать у учащихся целостное восприятие литературного произведения - баллады. Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, творческие способности детей, формировать их духовные потребности, литературные и музыкальные вкусы через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся. Способствовать развитию критического и творческого мышления.
Воспитательные: Воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитывать любовь к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству - музыке. Формировать социально-личностные качества : сотрудничество в коллективно-групповых формах учебно-коммуникативной деятельности.
Форма проведения урока: Путешествие по миру классической литературы
ХОД УРОКА
СЛАЙД (тема +фраза Толстого)
Учитель немецкого языка:
Guten Tag, liebe Freunde! Ich begrusse euch herzlich!
Учитель литературы: Добрый день, наш сегодняшний урок немного не обычен. Он посвящен великому немецкому классику Иоганну Вольфгангу Гёте и его поэзии. В течение урока мы должны будем ответить на такой вопрос: может ли поэтическое слово взаимодействовать с музыкой? А для этого мы отправимся, в увлекательное путешествие по миру классической литературы.
Вдумайтесь в слова Л.Н. Толстого: «Искусство есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах». Обратите внимание «средство общения».
Через книги, созданные писателями - сынами народа, можно близко узнать этот народ. Есть такое понятие: мировая литература. Первым его сформулировал Гете. В России к литературе Германии издавна проявлялся большой интерес. Еще в XVIII веке начали переводить и издавать отдельные произведения. Тогда же и в Германии проявляется интерес к России. Крупнейшие русские поэты переводили немецких классиков: это Лермонтов, Тютчев, А. Толстой, Фет, Жуковский.
Имя Гете известно всему миру, а с чем ассоциируется оно у вас? (Кластер)
Гёте
СЛАЙД
Учитель немецкого языка:
Wer eine Fremndsprache nicht kennt, weiss nichts von seiner Eigenen.
«Кто не знает иностранного языка, тот не знает своего собственного»
Но чтобы начать разговор о немецком поэте, необходимо побывать на его родине в Германии и городе Веймере.
СЛАЙД ( о Германии)
СЛАЙД (о Веймере)
СЛАЙД (портрет Гёте)
Ученик о биографии ГЁТЕ
Учитель немецкого языка: Und jetzt sprechen wir wieder deutsch. Schlagt bitte die Lehrbucher auf der S. 252 Das ist Schriftstellerlexikon.
Wir lesen die Biographie von Goethe
Bitte beantwortet die Fragen!
- Ist Goethe ein bekannter deutscher Dicnter?
- Wann wurde J. W. Goethe geboren?
- Wie heissen seine Werke?
-Wie heisst sein Hauptwerk?
Учитель литературы: Да, действительно Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений - поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссер, актер, ученый, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель ...Поразителен объем его лирического творчества: около 1000 стихотворений, примерно 35000 строк. Не осталось такого вида поэзии, в котором Гёте не создал бы шедевров. Тот, кто приобщится к его поэтическому космосу, научится распознавать неповторимое звучание его стиха. И сейчас мы это услышим.
Ученик Любич Г. и Т.Мельниченко читают в диалоге на немецком языке стихотворение «Нашёл»
Ученица Букина Саша и Петренко Дима читают в диалоге на русском языке стихотворение «Нашёл»
СЛАЙД -цветок -анимация и текст стиха
Учитель немецкого языка комментирует слайды
СЛАЙД-образование слова Gefunden
Учитель литературы: Гёте переводили В.А.Жуковский, М.И.Цветаева, Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет. В XX веке его по-новому и по-своему услышал и перевел Леонид Пастернак. Каждый новый удачный перевод Гёте считался в России событием.
Вспомните, с творчеством какого писателя связана баллада «Лесной царь»?
(Ответ: Жуковский Васильевич Андреевич) Совершенно верно и мы переходим к работе над его произведением.
Давайте послушаем балладу Гёте в оригинале - на немецком языке. Вы ещё не знаете, о чём текст. Ваша задача - обратить внимание на настроение, интонацию, чувства.
Обратимся к первоисточнику.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ОРИГИНАЛЕ НА НЕМ.ЯЗ.
ИНСЦЕНИРОВКА УЧАЩИМИСЯ ПО РОЛЯМ БАЛЛАДЫ
Учитель литературы: - Каковы ваши впечатления? Что вы предчувствовали? Каково настроение баллады? (Дети говорят, как правило, о тревожных чувствах).
Учитель немецкого языка о происхождении слова
- Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы - эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.
СЛАЙД -образование слова лесной царь
РЕФЛЕКСИЯ: УЧИТЕЛЬ немецкого языка: А теперь попробуйте представить образ Лесного царя и описать его нам. А поможет вам произведение немецкого композитора Фридриха Шуберта «Лесной царь»
МУЗЫКА ШУБЕРТА
Обсуждение образа Лесного царя.
СЛАЙД с картинами
Учитель немецкого языка: А теперь давайте сравним ваше представление с картиной молодой московской художницы Янины Куштевской. Серия работ «Лесной царь» («Erlkönig») написана в 2005 году, маслом по бумаге. Цикл «Лесной царь» сразу создаёт сильное впечатление: смотришь на эти картины, делаешь всё больше и больше открытий и скоро погружаешься в мир, в котором листья кажутся настоящими, а всё остальное - фантазией.
Учитель литературы: работа в группах
Кто герои баллады? (Ездок-отец, ребёнок, Лесной царь). Сейчас мы поработаем в группах.
Работа в группах по рядам.
I ряд - Отец
II ряд - Лесной царь
III ряд - Ребёнок
1. Видит ли Лесного царя отец?
(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)
2. Почему видение является только сыну?
(Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)
3. Почему баллада названа именем Лесного царя?
(Это один из главных героев; он погубил мальчика).
4. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика).
5. Между кем идёт борьба за душу малютки?
(Между отцом и Лесным царём, человеком и видением).
Зачитать: Отец Лесной царь
«дитя» «дитя»
«мой младенец» «мой младенец»
--------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!»
6. Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?
(Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).
7. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца.
(Зачитать).
8.Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим?
(Смерть. Многоточие, глаголы - смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии).
9. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем - «дитя», «малютка», «младенец»?
(Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)
- Итак, эпические и драматические начала в балладе мы рассмотрели. Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создаётся всем строем стихотворения. Уже с первых строк баллады как будто слышится кроме речи героев ещё звук. Какой? (Топот коня, уносящего ездока с сыном от беды). Это предчувствие беды создаёт у нас тревожное настроение.
- Какие слова создают тревожное предчувствие? (Мчится, издрогнув, приник, робко, хочет догнать, душно, тяжко дышать, оробелый, скачет, тоскует, кричит…)
Мистическая тема находит своё продолжение в последнем прижизненном произведении Гёте трагедии «Фауст». Узнать о которой и будет вашим домашним заданием.
ВИКТОРИНА (учитель немецкого)
Вот и закончилось наше путешествие. Давайте посмотрим, кто был внимательным, и проведем небольшую викторину.
-
Город, в котором жил и творил Гете? (Веймар.)
-
Сколько стихотворений было написано Гете за его творческую жизнь? А строк? (1000 . 35 000 )
-
Назовите литературный жанр , в основе которого лежит предание с мистическим напряженным сюжетом (Баллада)
-
Что обозначает название баллады «Лесной царь»?
-
Какой композитор положил музыку на стихотворение «Лесной царь ?» ( Шуберт )
-
В каком стихотворении он описывает красоту природы? («Gefunden».)
-
Кто авторы переводов стихотворения «Нашел»?
-
Какие другие знаменитые писатели переводили произведения Гете? Анненский, Брюсов, Фет, Лермонтов, Жуковский)
-
Как называется трагедия, которой Гёте посвятил более 50 лет своей жизни? (Фауст)
-
С картинами какой московской художницы вы познакомились на уроке? (Янина Куштевская)
Молодцы, ребята! Было приятно видеть вас активными, творческими и внимательными.
Домашнее задание.
Литература: 1группа: краткое содержание трагедии, 2 группа: история создания этого произведения, 3 группа: найти музыкальное сопровождение произведения Гёте
Немецкий язык: стихотворение «Горные вершины» сделать творческий перевод и выразительное чтение
Формирующее оценивание (рефлексия)
1. Что нового ты узнал сегодня на уроке?
2. Удалось ли нам ответить на вопрос: может ли поэтическое слово взаимодействовать с музыкой?
3. Кто получает сегодня оценку «5» ? «4»? Wer ist faul heute?
4. Чему ты научился работе в группе?(Слушать соседа, оценивать, аргументировать ответ)
5. Что вызвало трудности? (Много мнений и выбор верного,) Что помогло решить трудности? К кому ты обратишься за помощью?