Методический материал по теме: Требования ФГОС к управлению уроком

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методический материал по теме: Требования ФГОС к управлению уроком

Методический материал по теме: Требования ФГОС к управлению уроком Методический материал по теме: Требования ФГОС к управлению урокомМетодический материал по теме: Требования ФГОС к управлению уроком

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 х. Андреевский»




Требования ФГОС к управлению уроком



учитель истории и обществознания:


Шилова Т.Н.







2015



Проблема обеспечения здоровьесбережения как требование стандарта

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Необходимо рассмотреть критерий «здоровьесбережения» при разработке, характеристике, анализе, использовании любой из педагогических технологий, методик и других механизмов и форм организации образовательной деятельности обучающихся. Актуальной представляется потребность в выявлении педагогически регулируемых факторов состояния физического и психологического здоровья обучающихся.

  1. Основные угрозы физическому здоровью.

Угрозы

Общие способы предотвращения их влияния

Комментарии

Травмогенные ситуации, связанные с состоянием материально- технической базы ОУ

Соблюдение требований к состоянию здания, помещений, материально-технических ресурсов ОУ Знание и соблюдение всеми участниками образовательного процесса
нормативно установленных мер техники безопасности

Осуществляется сотрудниками ОУ и явно не относится к содержанию образовательного процесса Осуществляется в образовательном процессе (курс ОБЖ, модули ОБЖ в рамках учебных дисциплин, инструктажи при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий и т.п.

Травмогенные ситуации,
связанные с нахождением в обществе других людей

Формирование у обучающихся поведенческих компетенций как осознанное соблюдение норм поведения в обществе

Осуществляется в процессе
проведения воспитывающих
мероприятий; может быть
включено в психологические курсы вариативной части учебного плана

Травмогенные ситуации, связанные с проведением учебных занятий вне помещения образовательного учреждения

Знание и соблюдение всеми участниками образовательного процесса нормативно установленных мер техники безопасности в городской и природной среде

Осуществляется в процессе подготовки и проведения данных мероприятий

Нарушения светового и температурного режима; санитарных норм содержания помещений; приготовления, хранения и приема пищи; режима приема пищи и воды

Соблюдение санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН)

Осуществляется сотрудниками ОУ

Нарушение режима дня, сокращение двигательной активности

Соблюдение санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) при составлении расписания уроков и внеурочных мероприятий; обеспечение динамических пауз

Осуществляется сотрудниками ОУ

Увеличение умственной нагрузки

Соблюдение общедидактических требований организации образовательного процесса, методики проведения уроков; регулирование содержания и объема домашнего задания

Необходимость обеспечения качества образовательного процесса в условиях смены целесообразных приемов образовательной деятельности обучающихся

Прием обучающимся наркотических средств, алгоколя и т.п.

Обеспечение требований правил внутреннего распорядка ОУ, запрещающий прием указанных веществ

Осуществляется сотрудниками ОУ

Реализация целенаправленной системы пропедевтических мероприятий, обеспечивающий осознанный отказ от данных видов психофизиологической зависимости

Осуществляется в процессе проведения воспитывающих мероприятий; включено в содержание учебных курсов (биологии и т.п.)

Нарушение индивидуального режима поддержания организма (прием индивидуальных лекарственных препаратов, ношение очков и т.п.), в том числе при организации инклюзивного образования

Информирование медицинским работником школы и родителями классного руководителя и всех учителей об особенностях индивидуального режима конкретного обучающегося

Осуществляется сотрудниками ОУ

Таким образом, предупреждение воздействия основных угроз физическому здоровью сводится к знанию и осознанному выполнению норм техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов всеми участниками образовательного процесса. Обеспечение выполнения данных норм является непременным условием осуществления образовательного процесса вне зависимости от типа образовательного учреждения и используемых педагогами образовательных технологий и методик.

Основные угрозы психическому здоровью



Источники угроз

Общие способы

Предотвращения их влияния

Комментарии

Родители (использование физических мер воздействия на ребенка, неблагоприятный психологический климат в семье; социальные проблемы семьи; неадекватные требования к ребенку и др.)

Осуществление системной разъяснительной работы с родителями, предупреждение педагогами ситуаций, вызывающих неадекватное поведение родителей (двойки, жалобы на детей, вызовы в школу и др.)

Необходимость обеспечения успешности каждого обучающегося на всех этапах образовательного процесса (путем использования эффективных педагогических технологий, методик). Совместная целенаправленная, скоординированная деятельность педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников, общественных организаций образовательного учреждения.

Внедрение практикоориентированных курсов психологической направленности

Обучающиеся (несоблюдение норм взаимоотношений в группах)

Предупреждение педагогами ситуаций, вызывающих негативное отношение обучающихся друг к другу; формирование ученического коллектива; развитие социально одобряемых норм и традиций

Учителя (низкий уровень профессиональной компетентности; нарушения нравственно-этических норм общения, общедидактических -требований к организации образовательного процесса)

Соблюдение общедидактических требований к организации обра-зовательного процесса, преемственности, нравственно-этических норм общения

Внешние причины: Интернет, СМИ, внешкольная среда и др. (формирование стереотипов поведения, агрессивности; низкий уровень культуры общения; пропаганда асоциальных явлений; уход от реальности, и т.д.)

Система работы по формированию мировоззрения обучающихся

На всех этапах образовательного процесса

Таким образом, предупреждение воздействия основных угроз психическому здоровью обучающихся зависит от особенностей социально-психологической среды образовательного учреждения, уровня профессиональной компетентности педагогов.

Анализ угроз здоровью обучающихся свидетельствует о том, что здоровьесбережение в процессе образовательной деятельности обеспечивается соблюдением всеми участниками образовательного процесса:

- норм техники безопасности и санитарных требований - всеми участниками образовательного процесса (и, в первую очередь, учителями);

нравственно-этических норм общения - всеми участниками образовательного процесса (и, в первую очередь, учителями);

ключевых требований к организации образовательного процесса -учителями.

С позиций современных подходов к организации образовательного процесса обеспечение здоровьесбережения осуществляется в результате соблюдения рассмотренных выше основных требований к организации учебных занятий (как основного компонента образовательного процесса) вне зависимости от используемых педагогических технологий.


Алгоритмы конструирования урока


В сложившейся практике работы образовательных учреждений подготовка педагога к уроку сводится к составлению конспекта занятия, отражающего его основные этапы и содержание учебного материала. В условиях работы по новым Стандартам главной особенностью подготовки является моделирование деятельности обучающихся (а не учителя) на основе использования системы учебных заданий, направленных на обеспечение запланированных результатов.

Предлагаемый алгоритм, разработанный на основе управленческого цикла, обеспечивает построение учителем процесса конструирования урока (или любого другого учебного занятия) с позиции управленца, что делает подготовку и проведение учебного занятия более эффективными в силу технологичности деятельности и учета всех ведущих факторов образовательного процесса.


Таблица 3.


Функции управления

Деятельность педагога

Информационно-аналитическая

Отбор и анализ информации о:

  • требованиях образовательной программы к объему и содержанию изучаемого материала (предметные результаты); возможных способах его получения (метапредметные результаты); ценностных ориентациях, заложенных в содержании (личностные результаты);

  • наличии опорных знаний обучающихся конкретного класса;

  • системе интегративных (межпредметных) знаний и метапредметных способах деятельности;

  • особенностях класса (образовательном уровне, степени освоения учебного материала, степени учебной мотивации, темпе работы, психологическом климате, возможностях опоры на имеющийся жизненный опыт, возрастных психолого-педагогических особенностях);

  • практической значимости для обучающихся содержания урока;

  • возможностях использования природно-рекреационного и социокультурного потенциала своего района

Мотивационно-целевая

  • постановка конкретных, достижимых, понятных, диагностируемых целей;

  • постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач;

  • определение способов мотивации класса, групп, отдельных обучающихся для реализации задач на каждом этапе урока

Планово-прогностическая

  • определение содержания образования (предметные, мета-предметные, личностные результаты), отбор необходимого содержания информации (образовательный минимум, повышенный уровень);

  • отбор содержания для организации сопутствующего повторения;

  • составление прогноза результатов по этапам реализации и уровню обязательного освоения;

  • определение типа и выбор оптимальной структуры (этапов) урока;

  • составление плана реализации задач для каждого этапа урока;

  • выбор эффективных средств реализации задач урока;

  • отбор методов и приемов организации образовательной деятельности обучающихся для реализации каждой из задач урока;

  • конструирование учебных заданий для каждого этапа урока;

  • планирование технологии использования образовательных средств;

  • отбор приемов поддержания благоприятного психологического климата на уроке;

  • определение содержания, форм, технологий, периодичности контроля достижения поставленных задач (методика диагностики уровня достижения планируемых результатов);

  • определение способов осуществления обратной связи и рефлексии на протяжении всего образовательного процесса;

  • разработка вариативного по формам, объему и содержанию, уровню сложности домашнего задания;

  • определение возможностей корректировки образовательного процесса на всех его этапах

Организационно-исполнительская

  • составление модели урока;

  • обеспечение материальных, информационных, психологических и др. условий реализации задач;

  • реализация намеченного плана (проведение урока):

- оперативное получение и анализ информации о санитарно-гигиеническом состоянии помещения; готовности материально-технической базы; психологическом состоянии обучающихся, их готовности к восприятию,

- анализ степени актуализации опорных знаний, необходимых для освоения нового учебного материала,

- постановка учебных задач (и выявление степени понимания их обучающимися) всего урока и каждого его этапа,

- мотивация обучающихся на достижение поставленных задач (и на процесс и на результат) на каждом этапе урока,

- раскрытие практической значимости для обучающихся содержания урока,

- определение путей и способов достижения поставленных задач урока и каждого этапа,

- организация деятельности обучающихся по достижению поставленных задач,

- осуществление обратной связи на каждом этапе урока

Контрольно-диагностическая

  • контроль отсутствия угроз здоровью обучающихся;

  • контроль уровня восприятия, освоения учебного материала каждым обучающимся на каждом этапе урока;

  • Контроль степени «включенности» каждого школьника в образовательный процесс;

  • осуществление диагностики промежуточных и итоговых результатов урока;

  • осуществление рефлексии в течение всего учебного занятия

Регулятивно-коррекционная

  • осуществление оперативного регулирования и коррекции образовательного процесса;

  • текущая коррекция процесса учения каждого обучающегося;

  • осуществление самоанализа занятия

Урок в целом и каждый его этап обладают самостоятельной логикой, соблюдение которой способствует достижению результативности.

Таблица 4

Этапы урока

Управленческая логика (ведущая функция управления)

Предметная логика

Хронологи-ческая логика

Технологи-ческая логика

Психолого-педагогическая логика

Подготови-тельный

Информационно-аналитическая, планово-прогностическая

Построение материала согласно логике учебной дисциплины

Подготовка блока уроков

Отбор содержания личностных, ме-тапредмет-ных, предметных результатов образования - структури-рование по урокам. Определение содержания, форм, этапов, сроков кон-

троля

От большего к меньшему, от частного к общему

Организацио-нный момент

Мотивационно-целевая

Постановка проблемы урока

Порядок деятельности по достижению задач урока

Приветствие -
готовность к
работе -

постановка

целей и задач
урока - моти-
вация обуча-
ющихся -
актуализация
опорных зна-
ний (или кон-
троль)

Постановка
понятных,
достижимых,
диагностиру-
емых целей
деятельности
на уроке.
Положительная мотивация на процесс и на

результат

Изучение нового материала

Организационно-исполнительская

Соблюдение логики предмета; установление причинно-следственных связей; от ближнего к дальнему; от известного к новому; соблюдение краеведческого принципа преподавания

Соблюдение хронологичес-кого порядка

Постановка задачи этапа урока - определение способов достижения (учебных приемов) - получение знаний из разных источников (понимание; на одном из этапов - самостоятельно учениками)-осуществление обратной связи - подведение итога этапа

Ведущий мотив - интерес. От простого к сложному. Освоение информации аудиально, визуально, кинестетически.

Разнообразие оптимальных приемов организации образовательной деятельности. Обязательно внешняя речь каждого обучающегося

Закрепление

Организационно-исполнительская

Использование способов деятельности, принятых в конкретном научном направлении, и универсальных учебных действий

От старого к новому

Постановка задачи - актуализация опорных знаний и умений-определение способа деятельности - деятельность на разных уровнях - проверка - анализ - разбор оши
бок

В знакомой ситуации - в новых ситуациях - в условиях недостатка информации. Альтернатива выбора заданий

Контроль

Организационно-исполнительская

Достижение предметных и метапред-метных результатов. Соблюдение предметной логики

Предварительное знакомство с содержанием, объектами, сроком контроля - подготовка к контролю - проведение -анализ результатов, коррекция

Текущий -
промежуточный - предва-
рительный -
итоговый кон-
троль процесса и результатов
согласно кон-
кретным кри-
териям

Незнание (неумение) -проблема, которая требует решения и может быть успешно решена. Создание условий для самоутверждения. Использование само- и взаимо-контроля

Итоговый

Регулятивно-коррекционная

Коррекция

предметного

содержания

Коррекция

процесса

учебной

деятельности

Рефлексия. Качественная оценка

деятельности. Положительная акцентуация (на успехах).

Альтернатива выбора содержания и форм домашнего задания

Для проведения результативного урока учитель может воспользоваться и достаточно простым алгоритмом конструирования урока.

В процессе подготовки к уроку учителю рекомендуется ответить на ряд вопросов и продумать процесс совместной с обучающимися деятельности по следующему алгоритму:

1. Какие образовательные результаты должен обеспечить урок согласно образовательной программе (каковы цели урока)?

- прочитать образовательную программу, тематическое планирование, в которых содержатся требования к образовательным результатам;

- выписать планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты урока.

Необходимо помнить, что содержание образование определяется образовательной программой, а в учебнике содержится избыточная информация, полный объем которой необязателен для усвоения обучающимися.

2.Как обеспечить достижение целей урока (разработка элементов урока)?

  1. Выписать все новые знания и способы деятельности (как планируемые результаты) в предметно-логической последовательности;

  2. Что обучающиеся уже знают и умеют (полностью, частично, фрагментарно) из перечня изучаемого на уроке (опорные знания и способы деятельности).

  3. Как и когда (в начале урока, при изучении определенного вопроса) целесообразно активизировать конкретные опорные знания и способы деятельности (предметные, межпредметные, личный опыт).

  4. Какими источниками информации, дидактическими материалами я располагаю (тексты, наглядные пособия, карты, таблицы, диаграммы, электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, ресурсы сети Интернет и др.)? Какие из них эффективнее использовать при отработке каждого конкретного элемента познания - понятия, причинно-следственной связи (знания) и способа деятельности (отбор средств обучения)?

  5. Как организовать деятельность обучающихся по освоению каждого конкретного элемента познания, используя отобранные мною средства обучения (разработать систему учебных заданий, обеспечивающих достижение запланированных результатов; выбрать эффективные приемы организации образовательной деятельности обучающихся, различные для каждого задания с учетом имеющихся средств обучения)?

Проверить

выполнение

Организовать

Деятельность

Обучающихся

Источниками

информации

Обеспечить

Формулировку

Вывода

обучающимися

Поставить

Учебную

Задачу

(задание)


Помните, что каждый прием образовательной деятельности обучающихся должен строиться по следующей схеме:

рефлексия

Промежуточный

контроль

Индивидуальная,

В парах, в группах

Задание

вопрос



  1. Как организовать деятельность всех обучающихся по закреплению освоенного учебного материала (применение знаний и способов деятельности в известной ситуации, в новой ситуации) и отдельных обучающихся с учетом разного типа восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики) и типа мышления (лево- и правополушарного)?

  2. Как диагностировать учебную деятельность каждого обучающегося и достижение каждой из поставленных задач урока (какие вопросы и задания позволят оценить степень понимания теоретических знаний и освоения способов деятельности обучающимися)?

  3. Какие вопросы потребуют дополнительной проработки (содержание домашнего задания): в обязательном порядке всеми; в порядке выбора школьниками;

  4. Как я смогу мотивировать обучающихся на процесс и результат

урока (интерес, личная значимость, практическая направленность и др.)?

2.10. Какие особенности каждого конкретного класса следует учитывать на каждом этапе урока для эффективного достижения поставленных целей?

3. Как провести урок (моделирование урока)?

3.1. Организационный момент (на что мне следует обратить внимание)
(2.10. - на каждом этапе)?

  1. Актуализация знаний (2.3.). (Помните, что проверяются только знания, указанные в образовательной программе и необходимые для достижения задач данного урока).

  2. Выявление учебной задачи (проблемы) (2.1.).

  3. Мотивация обучающихся (2.9.).

  4. Организация деятельности обучающихся по освоению нового материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий (2.5.).

  5. Закрепление (2.6.).

  6. Диагностика достижения целевых установок урока (2.7.).

  7. Задавание домашнего задания (2.8.).

  8. Подведение итогов урока (с позиций достижения запланированных результатов и оценки деятельности обучающихся - качественной и, при необходимости, балльной), рефлексия.

Самоанализ урока

Самоанализ урока является ежедневной рефлексивной деятельностью учителя, условием повышения качества образовательного процесса.

Примерная схема самоанализа:

  1. Какие цели были поставлены? (Они соответствуют содержанию образовательной программы? Они понятны школьникам? Они достижимы? Они диагностируемы?)

  2. Какие особенности класса учитывались при подготовке и проведении урока (уровень подготовки, тип класса, уровень мотивации, психологический климат и др.)?

  3. Как осуществлялась мотивация обучающихся на процесс и результат урока?

  4. Какие приемы организации образовательной деятельности обучающихся использовались с учетом имеющихся средств обучения и особенностей класса для достижения каждой задачи урока (как определялась эффективность их применения)?

  5. Как осуществлялась диагностика достижения образовательного результата (на каждом этапе урока и в целом по уроку)?

  6. Достигнуты ли цели урока? (Как это определялось? Что обеспечило эффективность образовательной деятельности? Какие задачи не выполнены? Почему?)

  7. Что следует изменить в процессе подготовки и проведения последующих уроков для достижения качества результата образовательной деятельности?

Рефлексивная деятельность является одной из ключевых профессиональных компетентностей современного учителя, способствующих обеспечению качества управления образовательным процессом и, следовательно, являющихся условием достижения высокого образовательного результата. В тоже время обеспечить качество анализа процесса профессиональной деятельности можно при условии сочетании самоанализа и внешнего анализа, осуществляемого компетентными педагогами и методистами.

Литература


  1. Крылова О.Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие - СПб.: КАРО,2013

  2. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования, Теория и технологии. Учитель, 2014.

  3. Ривкин Е.Ю. Требования к управлению уроком (требования ФГОС к уроку, методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся). Завуч, №2, 2013 г.

11


© 2010-2022