Выступление на тему Роль учителя в школьном консилиуме

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль учителя в школьном консилиуме

Учитель является полноправным и - как правило - основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса. Рассмотрим направления, содержание и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Одной из основных задач работы консилиума является - выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей. Поэтому очень важно, что бы учитель с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении в ходе урочной и внеурочной деятельности обращал внимание на:

Речевое развитие ребенка: насколько понятно (внятно) ребенок говорит, как он использует речь для общения со сверстниками и взрослыми, может ли построить связное высказывание, достаточен ли его словарный запас, может ли использовать речь для планирования и регуляции собственной деятельности;

Сформированность элементарных пространственных представлений: выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева и т. д.

Развитие элементарных математических представлений;

Кругозор: общая осведомленность об окружающем мире;

Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронтальной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т. д.;

Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми;

Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения;

Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: мотивация, адекватность эмоционального реагирования, его интересы вне учебы.

На этом этапе работы нет необходимости педагогу проводить углубленную диагностику. Опытному учителю достаточно наблюдения по выбранным направлениям и изучения продуктов деятельности детей (рисунков, письменных работ), чтобы составить представление об их возможностях и проблемах.

Для оценки продвижения ребенка в освоении образовательной программы по предметным областям, учитель использует различные формы текущей и итоговой оценки результатов учебной деятельности. Оценивается качество классной и домашней работы, результаты тестов, контрольных и самостоятельных работ, устные ответы на уроке, качество выполнения творческих, проектных работ. Очень важно также оценить степень активности ребенка на уроке, его включенность и заинтересованность происходящим, готовность к взаимодействию с одноклассниками в процессе выполнения учебного задания.

Для того чтобы в полной мере определить трудности детей, в помощь педагогу мы предлагаем следующую анкету, как один из инструментов для первичной диагностики ребенка.

В этой анкете Вы найдете перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни вашего уче­ника: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочи­тайте каждое из них и подчеркните то, что, по Вашему мнению, относится к этому ребенку.

1. Сложности в обучении:

  • учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

  • пассивен на уроке, быстро устает, истощается, дает неправильные ответы;

  • не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

  • плохо запоминает учебный материал;

  • имеет ограниченный (бедный) словарный запас;

  • другие особенности

  • итоговые оценки по основным предметам:

чтение (литература)__________

русский язык___________

математика______

2. Трудности в усвоении норм поведения:

  • очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с учителем;

  • мешает другим на уроке и на перемене, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

  • подозревается в пропаже денег, ценных предметов;

  • безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, от­сутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;

  • другие трудности _________________________________________________________________

3. Особенности социальных контактов:

1) нарушены взаимоотношения с одноклассниками:

  • мешает другим, подсмеивается над ними;

  • обижает более слабых;

  • выставляет себя, паясничает, играет роль «клоуна»;

  • часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с неко­торыми из них;

  • не любим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;

  • дерется, использует опасные предметы в качестве орудия драки;

  • замкнут, изолирован от других, предпочитает находиться один;

  • другие нарушения

2) нарушены взаимоотношения с педагогом:

  • при общении с учителем теряется, смущается, отвечает тихим голосом, запинается;

  • избегает контакта с учителем; не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);

  • проявляет негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований; отвечает дерз­ко, порой грубо;

  • другие нарушения

4. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребенка к школе.

  1. Смена социального окружения: переход в новую школу, новый класс, второй год обучения, при­бытие из другого города, из сельской местности.

  2. Соматическая ослабленность:

  • частые простуды;

  • жалобы на боли в желудке, тошноту;

  • головные боли;

  • наличие хронических заболеваний (холецистит, пиэлонефрит, астма, нейродермит, туберкулез).

3) Органические нарушения и физические дефекты:

  • плохое зрение;

  • слабый слух;

  • недостатки в произношении отдельных звуков;

  • плохая координация движений, неловкий;

  • слишком маленький рост;

  • чрезмерная полнота.

4) Педагогическая некомпетентность родителей:

  • безнадзорность - родители игнорируют не только духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (часто неряшливо одет, выглядит так, как буд­то очень плохо питается);

  • жестокое обращение с ребенком;

  • повышенная опека - постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

  • преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка, его болезненности;

  • противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребенку свои требования).

  1. Отметьте две-три положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу.

_______________________________________________________________________________________________________________

Учитель (классный руководитель)_______________________

В ходе наблюдений за ребенком учитель:

1. Отмечает появление проблемы у ребенка

2. Анализирует возможные явные причины появления проблемы, беседует с родителями ребенка

Это могут быть:

- причины, связанные с актуальным состоянием здоровья ребенка - болезнь, усталость, изменение схемы медикаментозной поддержки и т. д.,

- причины, связанные с определенными событиями - переезд, праздники и т. п.;

- причины, связанные со сформированностью тех или иных общеучебных навыков у ребенка, ребенку трудно сориентироваться в задании, так как плохо сформированы навыки чтения и т. д.;

- причины, связанные с организацией работы на уроке - ребенок недостаточно мотивирован на выполнение заданий, не успевает за темпом работы класса, излишне критично относится к результатам своей работы, учитель не отмечает его старания, мало спрашивает; - причины, связанные с организацией взаимодействия детей на уроке - ребенку не нравится учебное место, сосед по парте и т. д.).

На этом этапе педагогу важно вспомнить, выделить из общей массы фактов наблюдаемого «проблемного» поведения, что конкретно послужило причиной проблемы на уроке.

3. Пробует внести те или иные изменения в организацию работы на уроке (применить иные способы мотивации, снизить объем задания, предложить выполнять письменное задание на карточке, пересадить ребенка на удобное для него место и т. д.);

4. Динамика. Отмечает, что изменилось после этих действий учителя (например, ребенок с удовольствием выполняет письменные задания на карточке с четким, коротко сформулированным заданием). При положительной динамике …..

5. Если изменений не произошло, обращается к психологу и (или) логопеду. При обращении к специалистам важно сформулировать, что конкретно мешает организации работы на уроке, описать, какие действия предпринял сам учитель, родители (с их слов) для изменения ситуации.

2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана.

1. Психолог и (или) логопед проводят наблюдение за ребенком, формулируют гипотезу (предположение) о возможных его причинах. В крайне необходимых случаях проводят дополнительную психолого-педагогическую диагностику.

2. Вся «миникоманда» собирается для обсуждения результатов наблюдения, вырабатывается общая стратегия и план совместных действий - учителя на уроке, возможно - психолога и (или) логопеда на коррекционно-развивающих занятиях.

ВАЖНО: при составлении плана действий всегда учитываются имеющиеся у ребенка возможности, его сильные стороны. А содержание этой работы необходимо довести до родителей и заручиться их поддержкой.

3 этап. Реализация плана действий в классе.

Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы, предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится определенное время. Специалисты работают с ребенком в рамках своих функциональных обязанностей. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений. При положительной динамике …..

4 этап. Если проблема не решена или еще больше усугубляется, ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Перед заседанием консилиума классный руководитель пишет заключение (представление) на ребенка.

Представление складывается из следующих показателей:

  1. Общие сведения о ребенке и его семье.

  2. Качественные характеристики учебной деятельности.

  3. Количественные показатели учебной деятельности.

  4. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

  5. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

  6. Рекомендации по организации дальнейшего сопровождения ребенка.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Примерное педагогическое представление на ПМПк представлено так же в электронном варианте.

Примерное педагогическое представление на ПМПк.

1.Общие сведения об обучающемся.

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, школа, класс. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился, по какой программе и УМК.

2. Семья ребенка.

Состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни; жилищные условия, обеспечение жизненных потребностей ребенка (комната, учебные принадлежности, внешний вид), увлечения родителей, в том числе и вредные. Отношение членов семьи к ребенку, кто воспитывает (родители, бабушка, наличие отчима). Соблюдение режима дня.

3. Особенности познавательной деятельности ребенка.

Состояние органов чувств, слуха, зрения, интеллектуальные возможности. Особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость и объем, как переключается с одного вида деятельности на другой).

Особенности восприятия и осмысливания (улавливает ли главное в воспринимаемом, понимает ли содержание картин, умеет ли сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия между ними). Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения и на каком уровне. Устанавливает ли причинно - следственные связи.

Особенности памяти (преобладающий вид: зрительная, слуховая, моторная, смешанная; быстрота и прочность запоминания; что лучше запоминает: цифры, факты, описания; каково припоминание).

Особенности речи (дефекты произношения; понимание устной речи (объяснений, указаний, многоступенчатой инструкции); понимание письменной речи (текстов, книг, таблиц, задач); запас слов, грамматический строй речи; эмоциональная окраска речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы. Связность и логичность самостоятельных высказываний. Умение пересказывать, необходимая при этом помощь.

Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам).

Математика: счет, вычислительные навыки, ориентация в составе числа, владение геометрическим материалом, решение задач простых и составных, таблица сложения и умножения, вычитания и деления.

Русский язык: списывание (характерные ошибки), слуховой диктант (характерные ошибки), выполняет ли творческие работы (характерные ошибки), ориентация в тетради, каллиграфия.

Чтение: способ, осмысленность, ошибки при чтении, заучивание стихов, умение составить рассказ по сюжетной картинке.

ИЗО, технология, физкультура: готовность к уроку, владение инструментами, понимание инструкции.

Индивидуальная работа: дает ли она результат, проявляется ли навык в условиях класса.

4. Эмоционально - волевая сфера.

Заторможенность, возбудимость, уравновешенность. Преобладающее настроение ребенка. Способность к волевому усилию.

5. Особенности личности.

Соблюдение правил повеления. Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. Взаимоотношения в коллективе сверстников и со взрослыми.

6.Рекомендации учителя по организации дальнейшего сопровождения ребенка.

Дата

Подпись директора

Подпись классного руководителя

М.П.

Если на консилиум представляется ребенок из среднего звена, то предварительно учителя предметники заполняют карту-представление на ребенка.

Ф.И.ребенка, класс

Дата:

Предмет

Качество освоения образовательной программы

Русский язык

Литература

Математика

История

География

Иностранный

язык


Учитель-предметник:

- формулирует проблему неуспеваемости ребенка в рамках своего предмета;

- предполагает причины возникновения трудностей;

- предлагает пути решения данной проблемы.

На основе данной таблицы классный руководитель обобщает информацию и готовит представление на ребенка.

В ходе коллегиального обсуждения на консилиуме разрабатывается стратегия по сопровождению ребенка, составляются коррекционно-развивающие мероприятия, исходя из рекомендаций специалистов, с учетом условий обучения.

Родители ребенка знакомятся с решением консилиума и коррекционно-образовательным маршрутом.

Возможно, решением ПМПк будет привлечение внешних ресурсов - оценка состояния ребенка на Городской психолого-медико-педагогической комиссии или других видов помощи.

Для прохождения ПМПК учитель пишет представление на ребенка по той же форме.

Для ПМПК готовится выписка из протокола школьного консилиума, где коротко описывается состояние ребенка, работа, проведенная с ребенком, динамика его развития и цель направления на ПМПК.

После прохождения ПМПК ребенку выдаётся заключение ПМПК и рекомендации. На основании этого заключения составляется или корректируется индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.

На основании маршрута специалистами сопровождения составляется индивидуальная образовательная коррекционная программа и проводится коррекционная работа. Если ребенок выравнивается …

Индивидуальная коррекционная программа может включать следующие направления работы:

-психолого-педагогическое сопровождение (психолог, логопед, тьютор);

-освоение образовательной программы (учитель);

-формирование социальной компетентности (учитель, психолог, социальный педагог);

-работа с родителями (все специалисты сопровождения).

Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя по освоению образовательной программы

Сроки проведения

Тема коррекции

Требования стандарта

Планируемые результаты коррекционной работы

Форма оценки результата

Необходимая коррекция

Предметные умения и навыки

УУД

Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова

Правильно писать слова с изученной орфограммой

1.

Научится слышать слова с орфограммой.

2.

Научится выбирать, а затем подбирать проверочные слова

3.

Научится писать слова с непроизносимой согласной в корне

1.Регулятивные

Составление плана

Работа по плану

Умение сверять свои действия с целью

Определять степень успешности своей работы

  1. Познавательные

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  1. Коммуникатив

ные

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической формой речи

Сотрудничество с учителем

Умение слушать инструкцию

Выборочный диктант

Тест

Самостоятельная работа

Диктант

Развитие фонематического слуха

(совместно с логопедом)



Развитие орфографической зоркости



Коррекционный план реализуется на групповых, индивидуальных занятиях и на уроке.

По учебному плану педагогическая коррекция составляет 0,5 ч, если ребенок обучается по программе С(К)ОУ 7 вида в специальном коррекционном классе или в общеобразовательном классе интегрировано.

Для обучающихся по программе с(К)ОУ 8 вида в условиях общеобразовательного класса учителем проводится 1 ч в неделю по математике в 1 кл. и в 4 кл.

При отсутствии специалистов (логопедов, психологов, преподавателей ЛФК) их нагрузка может быть перераспределена между специалистами имеющимися в образовательном учреждении.

Возникает вопрос: Как за такое малое количество времени помочь ребенку преодолеть трудности?

План коррекционной работы реализуется не только на индивидуальных занятиях, но и на уроке.

Например, на занятии даем алгоритм действий, учим работать по алгоритму или учим работать по модели, а на уроках закрепляем это умение, возможно меняя алгоритм (модель).

Допустим, ребенок делает большое количество ошибок в окончаниях прилагательных.

На индивидуальном занятии учим, как проверять окончания прилагательного, даем алгоритм.

Алгоритм

1. Выделить, в какой части слова находится орфограмма.

2. Определить часть речи.

3. Поставить вопрос.

4. Какое окончание в вопросе, такое же окончание пишу и в прилагательном.

В течение нескольких дней отрабатываем этот алгоритм на уроке, используя для этого, карточки, индивидуальные домашние задания, работу у доски и т.д. В случаях, когда алгоритм необходимо изменить, дополнить или усложнить ( например, прилагательные м.р в И. п. не подчиняются данному правилу) необходимо проводить работу в режиме индивидуальных занятий.

Аналогично продолжается работа уже по уточненному алгоритму.

Очень важно работать в тесном сотрудничестве с узкими специалистами (психолог, логопед). Узкие специалисты строят свою работу на основе того учебного материала, который изучается на данный момент ребенком, а учитель в свою очередь использует рекомендации психолога и логопеда.

Учет индивидуальных и групповых занятий осуществляется:

- 5,7 вид в условиях специального коррекционного класса - в классном журнале, на странице «Педагогическая коррекция».

- 5, 7 вид в условиях общеобразовательного класса - в классном журнале на странице «Педагогическая коррекция».

- 8 вид в условиях общеобразовательного класса - в классном журнале, который заводится для этой категории детей отдельно.

- 7,8 вид на дому - 0,5 ч педагогической коррекции - в классном журнале.

По итогам учебного года учителем составляется представление на ученика с динамической оценкой состояния ребенка. В случае, если ребенок нуждается в продолжении коррекционной работы, учитель разрабатывает рекомендации по дальнейшей коррекции. Если ребенок не нуждается в дальнейшем сопровождении, решением ПМПк ребенок переводится на общеобразовательную программу.

Чем раньше будут выявлены проблемы ребенка, чем раньше будут предприняты меры по их устранению, тем больше шансов у ребенка к среднему звену достичь уровня развития своих сверстников.

Выступление на тему Роль учителя в школьном консилиуме




© 2010-2022