- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальн
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальн
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шурыгина Е.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф.МОРОЗОВА»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности
250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
с. Слобода
2015 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной комиссией
(название цикла)
Председатель Баркова Л.И.
______________ (расшифровка подписи)
Протокол № _____от _________ 20 г
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе
______________ А.В.Меркушева
«_____» ________________20 г
СОГЛАСОВАНО
Методист Прошина Н.И.
______________ (расшифровка подписи)
«____» ________________ 20 г
Составитель:
Шурыгина Е.А.
- преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «19» апреля 2010 г. № 391
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» базовой подготовки при очной форме в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО ХЛК по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Вариативная часть не предусмотрена
Специалист садово-паркового и ландшафтного строительства должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
-
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе
лабораторные работы
-
практические занятия
34
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
9
в том числе:
повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
подготовка эссе
изучение темы
4
2
3
Итоговая аттестация
Д/з
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Предмет философии и её история.
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии.
Содержание учебного материала
1
1
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии.
Практическое занятие:
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.
1
Тема 1.2. Философия Древнего Востока.
Содержание учебного материала
1
1
1/2
1
1
Истоки профилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция.
Практическое занятие:
Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
Самостоятельная работа обучающегося: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
Тема 1.3. Античная и средневековая философия.
Содержание учебного материала
2
1
1
1
2
Становление философии в древней Греции. Философские школы.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии.
Римское государство и развитие философии.
Средневековая философия: патристика и схоластика.
Практические занятия:
-
Античная философия: основные проблемы и идеи.
-
Характерные особенности культуры и философии средневековья.
Самостоятельная работа обучающегося: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
2
1
1/2
Тема 1.4. Философия Возрождения и Нового времени.
Содержание учебного материала
1
1
1
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно.
Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
Практическое занятие:
Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Философия Нового времени», стр. 92-100 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе
3
1
Тема 1.5. Философия XIX века.
Содержание учебного материала
2
1
1
Немецкая классическая философия и её особенности.
Философия позитивизма и эволюционизма.
Практическое занятие:
Основные проблемы и идеи немецкой классической философии
Самостоятельная работа обучающегося:
изучение темы «Законы диалектики», стр. 106-112 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе
2
1
Тема 1.6. Современная философия.
Содержание учебного материала
1
1
1
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
Особенности русской философии: исторические и социальные условия её формирования. Периодизация русской философии. Эволюция русской идеи.
Практические занятия:
1. Современная западная философия
2. Основные идеи и этапы развития русской философии.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Русская философия», стр. 131-140 (А.А.Горелов)
1
2
1
Раздел 2. Философское учение о бытии и теории познания
Тема 2.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Учение о бытии.
Содержание учебного материала
1
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.
Материя, пространство, время, причинность, целесообразность.
1
1
Практическое занятие:
1. Философская, естественнонаучная и религиозная картина мира
2. Категория бытия, ее философский смысл и специфика.
Самостоятельная работа: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
2
3
1
Тема 2.2. Теория познания.
Содержание учебного материала
1
1
Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
Методология научного познания. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
1
Практические занятия:
-
Философская теория познания.
-
Проблема истины.
2
1
Раздел 3.
Этика и социальная философия.
Тема 3.1. Социальная философия.
1
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры.
Философия и глобальные проблемы современности.
1
Практические занятия:
1.Философский анализ общества
2. Глобальные проблемы современности, их классификация, пути решения и
выживания человечества.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Философия и глобальные проблемы современности», стр. 177-180 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе
1
2
1,5
Тема 3.2. Этические проблемы. Природа и общество.
Содержание учебного материала
1
Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
1
1
Практические занятия:
1.Философские проблемы науки и техники.
2. Природа как философское понятие
Самостоятельная работа обучающегося: написать эссе «Роль науки в современном мире», подготовка к практической работе
1
2
1,5
Тема 3.3. Человек как объект философского осмысления.
Содержание учебного материала
1
1
1
Смысл человеческого бытия. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы.
Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.
Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостности личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Практическое занятие:
-
Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.
-
Философская проблема свободы и ответственности личности.
-
Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.
Самостоятельная работа обучающегося: написать эссе «Философия и смысл жизни»
1
2
4
1
Дифференцированный зачёт
Максимальная нагрузка
в том числе:
обязательная нагрузка
самостоятельная работа
57
48
9
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 256 с. (с хрестоматией).
-
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с.(Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
-
Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 612 с.
-
Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 376 с.
Интернет-ресурсы:
alleg.ru/edu/philos1.htm
diplom-inet.ru/resursfilos
filosofia-totl.narod.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, результатов выполнения проблемных, логических заданий и практических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Освоенные умения:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;
- оценка результатов выполнения практических работ.
Усвоенные знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;
- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;
- оценка точности определения различных философских концепций;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций;
- оценка результатов выполнения самостоятельной работы.
- оценка результатов выполнения практических работ.