Рабочая программа Развивающие игры

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА Г, ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




«Утверждаю»

директор МБОУ ДОД

ДД(Ю)Т г.Туймазы ______Г.Р.Нигматуллина «___»____________2015 г.

Утверждена на заседании

методического совета

протокол №__ от «__» __2015 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Развивающие игры»

(для детей 6-7 лет, срок реализации программы -1 год)









Автор-составитель программы:

Быстрова Эльвира Сабирзяновна

ПДО МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г.Туймазы


2015 год


СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка………………………………………………….3

2.Учебно-тематический план……………………………………….……..5

3.Содержание программы…………………………………….....................7

4.Методическое обеспечение…………………………….……………….11

5.Список литературы…………………………………...............................13

Приложение……………………………………………………………..14





































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

Ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе. Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Актуальность. В программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Новизна. Отличительной особенностью данной программы является многообразие развивающих игр, способствующих умственному развитию дошкольников. Предлагаемый материал красочен, интересен и способен надолго увлечь ребёнка. Ведь для успешной подготовки детей к школе необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логично мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Цель программы

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр. Развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей.


Задачи программы по образовательным областям.

Образовательная:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • Ознакомление с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание)

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • Формирование элементарных математических представлений;

Развивающая:

  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • Развитие игровой деятельности детей; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

Воспитательная:

  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Контингент обучаемых. Программа предназначена для возрастной категории от 6 до 7 лет.

Объем часов. Курс состоит из 36 занятий, 1 занятие в неделю, длительностью занятия 25 минут.

Методика. Программа является модифицированной естественно - научной направленности для развития умственных способностей и логического мышления ребенка в процессе игровой деятельности разработана на основе методик Михайловой З.А., Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Севостьяновой Е.О.

Ожидаемые результаты ребенка.

Должен знать:

- имеет представления о труде взрослых, специфике профессий, связанных с местными условиями, с профессией и местом работы родителей;

- съедобные и несъедобные грибы, понимает, что даже съедобные грибы нельзя употреблять в пищу в сыром виде;

- классифицирует предметы по внешним и внутренним признакам (цвету, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру);

- различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения;

- определяет временные отношения (день-неделя-месяц);

- называет органы чувств, отдельные внутренние органы (сердце, лёгкие, желудок, головной мозг), знает, зачем они нужны.

- понимает, что существует проблема загрязнения окружающей среды, какое влияние это оказывает на человека и живую природу.

Должны получить умения и навыки:

- выстраивает свою деятельность: ставит цель и удерживает ее во время работы, определяет пути достижения задуманного, контролирует процесс деятельности, получает качественный результат;

- проявляет волевые качества: ограничивает свои желания, преодолевает препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчинятся требованиям взрослых и выполняет установленные нормы поведения;

- пытается самостоятельно найти ответы на некоторые возникающие вопросы путем экспериментирования, проявляет творчество, высказывает догадки, выдвигает гипотезы, проверяет экспериментально; обсуждает результаты, делает умозаключения;

- строит связный рассказ о предмете, по сюжетной картине набору картин с развитием действия;

- вступает в речевое общение различными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях; задает вопросы; побуждает партнера по общению к совместной деятельности, действию;

- владеет способами познания (анализ, сравнение, классификация, суждение, обобщение, выводы);

- моделирует плоскостные геометрические фигуры; конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу;

- договаривается с партнёрами по игре и распределяет роли.














II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Кол-во часов


1.

Знакомство. Инструктаж по ТБ.

1

2.

Развитие памяти.

7

3.

Развитие логического и конструктивного мышления.

4

4.

Развитие внимания, наблюдательности.

5

5.

Анализ, самоконтроль.

3

6.

Речевое развитие, развитие коммуникативных способностей.

6

7.

Пространственная ориентация.

3

8.

Комбинирование.

3

9.

Письмо и развитие мелкой моторики.

4

Итого:

36





























III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема №1 (1 час)

Знакомство. Инструктаж по ТБ.

1.Основные вопросы: Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

2.Требования к знаниям и умениям: Знать правила поведения на занятиях, ПДД и ОБЖ, иметь навыки общения со сверстниками, уметь вести конструктивный диалог, отработка знака «Я».

3.Самостоятельная работа: Учиться оценивать свое настроение (рисование цветка).

4.Тематика практических работ: Игра «Мяч», игра «Ниточка и иголочка»


Тема №2 (7часов)

Развитие памяти.

1.Основные вопросы: Обучение различных форм пользования памятью, развитие кратковременной слуховой памяти, зрительной памяти

2.Требования к знаниям и умениям: уметь использовать мнемонические приемы для запоминания текста, запоминают образы, ситуации, используют память на события, удерживают и воспринимают информацию.

3.Самостоятельная работа: работа в тетрадях, игры по желанию.

4.Тематика практических работ: Игры «Штирлиц», «Идем в магазин» «Повторяй друг за другом», «Шиворот-навыворот», «Телефончик», «Запомни порядок», «Кто быстрей» и др. Игра-ассоциация «Как зовут тебя, деревце?»

Тема №3 (4часа)

Развитие логического и конструктивного мышления.

1.Основные вопросы: Выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

2.Требования к знаниям и умениям: выстраивает свою деятельность: ставит цель и удерживает ее во время работы, определяет пути достижения задуманного, контролирует процесс деятельности, получает качественный результат

3.Самостоятельная работа: Составление задач, их решение и пр.

4.Тематика практических работ: Игры «Идем в магазин», «Телефончик», «Кто быстрей» и др. Математическая башня. «Слово - подарок»

Тема №4 (5часов)

Развитие внимания, наблюдательности.

1.Основные вопросы: Быстрое выделение информативных свойств в предмете, обучение способности к переключению внимания, моделированию внешних проявлений чувств,

2.Требования к знаниям и умениям: Находить отличительные признаки похожих предметов, уметь смотреть и видеть, уметь рисовать портрет в своем сознании, концентрация внимания на слуховых сигналах.

3.Самостоятельная работа: Составление задач, их решение и пр.

4.Тематика практических работ: Игра «Муха», «Кто там? Что там?», «Шиворот-навыворот», «Переходы».

Тема №5 (3часа)

Анализ и самоконтроль.

1.Основные вопросы: Ориентирование на форму, кодирование информации, анализ и самоанализ

2.Требования к знаниям и умениям: умеют переходить из одного эмоционального состояния в противоположенное, умеют решать нестандартные задачи

3.Самостоятельная работа: Составление задач, их решение и пр.

4.Тематика практических работ: Игры «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», «12 месяцев», «Что перепутал Незнайка» и др.

Тема №6 (6часов)

Речевое развитие, развитие коммуникативных способностей.

1.Основные вопросы:

2.Требования к знаниям и умениям: развивается речь- доказательство, речевое общение; умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца.

3.Самостоятельная работа: Составление задач, их решение и пр.

4.Тематика практических работ: Игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Часы - вкладыши», «Лексикон», «Телефончик», «Кто без кого не может быть?»» и др. Сотовый конструктор. Игры из серии «Играя, учись», «Признаки». Игра «Съедобные и ядовитые ягоды»

Тема №7 (3часа)

Пространственная ориентация.

1.Основные вопросы: Примеры отношений: на-над-под, справа-слева-посередине, между, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, в одно и тоже время.

Установление последовательности событий. Формирование временных представлений: Год, времена года, месяц, неделя, дни недели.

Определение времени по часам с точностью до 1часа.

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве, направление движения.

2.Требования к знаниям и умениям: Сравнивать предметы на глаз (по ширине, длине, высоте, толщине). Ориентироваться на ограниченной территории. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении (левее, правее, в левом верхнем углу, перед, за, между, рядом). Читать простейшую графическую информацию, передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные и обозначения (знаки и символы).

Называть время суток, смену частей суток, дни недели, времена года.

Различать длительность отдельных временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час) Определять время по часам с точностью до 1часа.

3.Самостоятельная работа: психологическая разгрузка (тип Штанга)

4.Тематика практических работ: Игры «Полосочка», «Мизинчиек, мизинчик», «Лексикон» и др.

Тема №8 (3часа)

Комбинирование.

1.Основные вопросы: Учить планировать свою постройку, делать ее надежной. Упражнять в соединении деталей продольными пазами. Развивать конструктивные навыки.

Развивать воображение и фантазию, пространственное и образное мышление, логику, способность выделять главные и второстепенные признаки собираемых моделей, определять оптимальную последовательность сборки модели.

Требования к знаниям и умениям: С помощью взрослого называет дни недели. Интерес к играм с буквами неустойчив. С помощью взрослого находит карточки на определённый звук. Ребёнок проявляет неустойчивый интерес к конструктивным играм, создаёт несложные постройки по предложению взрослого.

3.Самостоятельная работа: Составление задач, их решение и пр.

4.Тематика практических работ: Игры «Штирлиц», «Идем в магазин» «Повторяй друг за другом», «Телефончик», «Запомни порядок», «Кто быстрей» и др.

Тема №9 (4часа)

Письмо и развитие мелкой моторики.

1.Основные вопросы: Укрепление руки, улучшение координаций движений. Занятия делятся на 2 этапа: в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (узоров, элементов букв, элементов словосочетаний, элементов слов).

2.Требования к знаниям и умениям: Уметь ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма, совершенствовать способность к зрительному восприятию форм, знать правила гигиены письма.

3.Самостоятельная работа: самостоятельная работа детей в пособиях на печатной основе, в альбомах. Выполнение заданий по штриховке и раскрашиванию.

4.Тематика практических работ: «Уникуб», работа в тетрадях. Блок «Величина»













































IV. Методическое обеспечение.

Реализация данной программы включает в себя:

Методы:

1. Информационно-рецептивный метод (обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций);

2. Наглядный (рисунки, иллюстрации, показ игрушек, дидактические пособия);

3. Словесные (беседа, рассказ, обсуждение, объяснения, примеры);

4. Активные методы (проблемные, поисковые, исследовательские);

5. Репродуктивный, направленный на закрепление знаний, активизацию навыков и умений.

Приемы:

- наглядные (показ способа действий, показ образца);

- игровые (отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации);

- словесные (наблюдение, рассматривание, беседа, рассказ, описание);

На занятиях обязательно используются элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, упражнения на расслабление, гимнастика для глаз, пальчиковые игры).

Формы занятий

Занятия проводятся в форме игры-путешествия, занятия исследования, занятия-сказки, сюжетной игры, мини-тренинга.

Основные принципы построения программы

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

  1. Принцип систематичности и последовательности: предлагается материал с постепенным усложнением;

  2. Принцип концентричности: периодическое возвращение к ранее пройденному материалу на более высоком уровне;

  3. Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  4. Принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

  5. Принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

  6. Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  7. Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса: Виды занятий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.

Каждое занятие состоит из 3 частей:

  • Вводная часть, где создается мотивация к занятию.

  • Основная часть, где дети знакомятся с основной игрой, ее правилами и отрабатывают навыки.

  • Заключительная часть, где ребята имеют возможность свободно играть в понравившиеся игры.

Дидактический материал: Наглядный материал, карточки, раздаточный и демонстрационный материал и пр.

ТОЗ: Музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и пр.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде диагностических мероприятий по определению уровня готовности детей к обучению в школе, а также групповых и индивидуальных консультаций для родителей.

В период прохождения программы педагог отслеживает результаты детей с помощью тестов, творческих заданий, открытых занятий, диагностики, анкетирования родителей.

Для отслеживания динамики развития психических процессов обучающихся составляется индивидуальная диагностическая карта и сводная диагностическая таблица по результатам диагностики.























V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые документы

1.Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан" от 1 июля 2013 года №696-з.

2.Конвенция ООН «О правах ребенка».

3.Конституция Российской Федерации.

4.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.

5.СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

6.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ.

II. Основной список

1.Выготский Л.С. Память и развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. - М., 2012 г.

2.Трясорукова Т.П. - Игры и упражнения для развития памяти и речи. Школа развития. -Издание второе, Ростов-на Дону, 2015 г.

III. Дополнительный список

1. Библиотека программы «Детство»: Михайлова З. А. - «Игровые задачи для дошкольников» - С-Петербург «Детство - Пресс» - 2001 г.

2.Библиотека программы «Детство»: «Математика до школы» - пособие для воспитателей детских садов и родителей - С-Петербург «Детство - Пресс» - 2002 г.

3.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. - Серия «Мои первые тетрадки».

4.Завьялова Н.А. и др.- Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

IV. Интернет-ресурсы


  1. tolkslovar.ru/k7429.html

  2. multiurok.ru/knl55/files/proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-1.html

Приложение 1.

Календарно-тематический план


Наименование темы

Кол-во часов

1.

Знакомство. Инструктаж по ТБ.

1

2.

Развитие памяти. «Идем в магазин».

1

3.

Пространственная ориентация. «Такая разная страна».

1

4.

Анализ. Головоломка «Архимедова игра».

1

5.

Развитие внимания. «Школа автомобилиста».

1

6.

Комбинирование. «Строим домики для животных».

1

7.

Речевое развитие. «В стране загадок».

1

8.

Письмо и развитие мелкой моторики. «Уникуб».

1

9.

Речевое развитие. «Часы - вкладыши».

1

10.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Гуси-лебеди».

1

11.

Развитие внимания. «Предмет в мешочке».

1

12.

Анализ. «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».

1

13.

Развитие логического и конструктивного мышления. «В магазине подарков».

1

14.

Речевое развитие. «Времена года».

1

15.

Развитие памяти. «Повторяй друг за другом».

1

16.

Письмо и развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

1

17.

Комбинирование. «Рыба, птица, зверь».

1

18.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Волшебный круг».

1

19.

Речевое развитие. «Загадка-описание».

1

20.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Кто без кого не может быть».

1

21.

Речевое развитие. «Придумываем новые названия».

1

22.

Анализ. «12 месяцев».

1

23.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Сложи узор».

1

24.

Развитие внимания. «Кто там? Что там?».

1

25.

Письмо и развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

1

26.

Развитие логического и конструктивного мышления. Конструктор «Глобус».

1

27.

Речевое развитие. Письмо Вини-Пуха.

1

28.

Письмо и развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

1

29.

Комбинирование. «Одновременное движение».

1

30.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Продолжи ряд».

1

31.

Речевое развитие. «Что такое хорошо, что такое плохо».

1

32.

Пространственная ориентация. План местности (кабинета).

1

33.

Анализ. «Что перепутал Незнайка».

1

34.

Развитие логического и конструктивного мышления. Ассоциации.

1

35.

Анализ. Игра «Сказочный круг».

1

36.

Развитие логического и конструктивного мышления. «Веселый лягушонок».

1

Всего:

36
















































Приложение 2.


В работе используются следующие тесты и методики:

  • для исследования мышления:

логического - «Вставь заплатки», «Продолжи закономерность», задания из «Папки дошкольника» - «Логика»;

словесно-логического - «Невербальная коммуникация»;

творческого - «Дорисуй картинки»;

  • для исследования внимания:

степень устойчивости или неустойчивости внимания определяется после выполнения следующих заданий:

«Корректурная проба», «Пиктограмма», наблюдение;

  • для исследование памяти:

наличие возрастной нормы выводится по результатам выполнения следующих тестов: «Образная память» и «Опосредованное запоминание»;

  • для исследования эмоционального состояния:

наблюдение, собеседование с родителями и педагогами,

методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И.В. Тихомирова)

исследование самооценки:

методика «Лесенка».

Диагностика определения готовности к обучению в школе:

- тест Керна-Йирасека;

- методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать;

- методика изучения произвольного внимания;

- диагностика развития элементов логического мышления;

- диагностика самоконтроля и произвольного запоминания;

- диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи;

- методика «Весёлый - грустный» для оценки эмоционального отношения к школе.











Приложение 3.

Конспекты занятий

Цель - создание социально-психологических условий для успешной адаптации будущих первоклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. С целью развития собственно групповых структур и процессов, поддержания благоприятного внутригруппового климата, сплочения и организационного развития детского сообщества используются ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, соревновательные ситуации.

Занятие № 1.


Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микро группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.


Ход занятия

I. Вступительное слово педагога.

Детям объясняются цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.

II. Разминка (по выбору, на усмотрение педагога).

III. Содержание занятия.

1. Игра «Мяч».

«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».

Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его легко можно было поймать.

На первом занятии надо постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжить играть в эту игру.

2. Игра «Тропинка».

«Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за…» (выбирает педагог ведущего в этой игре сам: этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивают воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения (прыгают с камня на камень, переправляясь через ручей, побираются сквозь заросли леса, взбираются на горку и т.д.). По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй ребенок, стоящий в змейке.

Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. «Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»

Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущего, следует разобрать вместе с детьми изображения тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.

3. Игра «Штирлиц».

«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил (а)? Посмотри еще немного, запоминай. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждого 5, а всего пять, пожалуйста! Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди 5 изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игрока, а всего пять. Так, хорошо. Еще немного осталось. Если ты сумел(а) правильно найти 5 изменений, то у тебя хорошая наблюдательность».

Рекомендации: на первом занятии достаточно чтобы водящими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть 5 изменений, то можно сократить до трех.


IV. Рефлексия занятия.

С чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось? Что не понравилось? Что вас удивило, обрадовало? Какое упражнение было самым легким, тяжелым, самым интересным? Для чего мы играем в эти игры?

Занятие № 2.


Задачи: стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Вступительное слово педагога.

II. Разминка (по выбору, на усмотрение педагога).

III. Содержание занятия.

1. Игра «Мяч». (см. занятие № 1).

Лучше всего выбирать водящими в этой игре тех детей, которые допускали ошибки первоначально (путали имена ребят).

2. Игра «Закончи слово».

«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будите поймать мяч и, кинув мне его обратно, договорить слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог ра (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

3. Игра «Штирлиц».

Повторить игру сначала в том варианте, в котором дети играли в нее на первом занятии, а затем усложнив ее увеличением измененных поз (можно давать 4-6 изменений). После игры надо выделить самых наблюдательных и внимательных ребят.

4. Игра «Гомеостат».

«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу у нас она не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо незаконным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.

Рекомендации: в первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первой попытки будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они уже неплохо научились чувствовать друг друга. В противном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

IV. Рефлексия занятия.

Занятие № 3.

Задачи: развитие межличностного общения в группе, развитие памяти (тактильной), внимания, пополнение словарного запаса.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия

I. Вступительное слово ПДО.

II. Разминка (по выбору, на усмотрение руководителя ПДО).

III. Содержание занятия.

1. Игра «Конспиратор».

«Внимание! Встанем в круг, лицом к центру». Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. Внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. ПДО просит ребят поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы должен узнать ребят, к которым его подводят.

Рекомендации: дать возможность половине детей побывать в роли водящего. Каждому ребенку дается 4 попытки угадать на ощупь ребят. В конце игры следует подвести итог, кто из детей сколько успел угадать. Эту игру нужно проводить в три этапа.

1 этап: на первом занятии половина детей группы должна быть водящими.

2 этап: на следующем занятии вторая группа детей должна быть водящими.

3 этап: ребята могут изменять элементы одежды, внешность. И детям предоставляется возможность еще раз быть водящими. На 3-м этапе игры можно давать 4-5 попыток. 3-ий этап можно считать итоговым. Если руководитель по времени успевает, то 1, 2 и 3-й этапы игры можно провести на первом занятии.

2. Игра «Закончи предложение».

Эта игра проводится практически аналогично игре «Закончи слово» (см. занятие № 2), только теперь детям нужно, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение: летом тепло, а зимой… (холодно); птицы летают, а змей…(ползают); осенью листья желтые, а летом…(зеленые); сахар сладкий, а лимон…(кислый) и тд.

Рекомендации: если ребенок не верно заканчивает предложение, то это предложение нужно разобрать и выяснить, почему слово, подобранное ребенком не подходит. Также необходимо подобрать правильное слово и объяснить, почему оно подходит.

3. Игра «Гомеостат». (см занятие № 2).

Повторяется на этом занятии не более 3 раз. Подводится итог игры. Необходимо отметить все положительные моменты в выполнении этого задания.

IV. Рефлексия занятия.

Занятие № 4.


Задачи: развитие общения в группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять, к какой группе относится то или иное слово.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия

I. Вступительное слово ПДО.

II. Разминка (по выбору, на усмотрение ПДО

).

III. Содержание занятия.

  1. Игра «Конспиратор». (см. занятие № 3).

После игры необходимо выделить из детей наиболее внимательных и наблюдательных.

2. Игра «Переходы».

«Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположится тот, у которого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Итак, по моей команде, без лишней суеты, вам нужно будет сесть на соответствующее место. Учтите. Тот, кто нарушает порядок, выбывает из игры. Итак, справа от меня - брюнет (черный цвет волос) из брюнетов, слева - блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенкам своих волос места между ними».

Рекомендации: игру нужно провести не более 3 раз, если многие дети допустили ошибки и выбыли из игры, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места (возможные причины: ребенок не знает точно какой у него цвет волос; плохо ориентируется в названиях цветов волос). В этих случаях следует разобрать с детьми на конкретных примерах возможные цвета волос и показать их варианты на примере присутствующих. На следующем занятии необходимо повторить эту игру, чтобы выяснить, насколько дети усвоили понятия о существующих цветах волос.

3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Необходимо выяснить какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и тд.).

«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из бросать мяч, а вы должны будите поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе:

  1. домашних животных;

  2. диких животных;

  3. деревьев и тд.

Но вы должны как можно быстрей назвать слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово или не правильно его назовут, выбывают из игры».

Рекомендации: в первый раз надо немного давать детям подумать при ответах, чтобы меньше ребят выбыло из игры. Для первого раза можно взять такие группы слов, как «домашние животные», «дикие животные». Если во время игры дети допускают ошибки, их следует исправлять и давать объяснения их ошибок. Также нужно стараться, чтобы дети назвали как можно больше слов, относящихся к той или иной группе. Если ребята не сумели назвать много слов, надо самому руководителю их назвать. Эту игру следует проводить в течение трех занятий. В конце игры выделить тех учащихся, которые назвали много слов.

4. Игра «Гомеостат». (см занятие №2).

Повторение. Если достигли цели этой игры, то ее следует больше не включать в занятия. Если же игра еще не получилась до конца, то ее можно включать и в последующие занятия.

IV. Рефлексия занятия.



Занятие № 5.


Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти, произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам, определять, к какой группе относится то или иное слово.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.


Ход занятия

I. Вступительное слово ПДО.

II. Разминка (по выбору, на усмотрение ПДО).

III. Содержание занятия.

1.Игра «Переходы». (см занятие № 4).

Игру провести не более 2 раз. Посмотреть, насколько дети усвоили понятия о возможных цветах волос. Если будут дети, которые допустили ошибки, им следует еще раз объяснить, в чем они ошиблись.

2. Игра «Кто есть кто? Что есть что?». (см занятие № 4).

Рекомендуется взять следующие три группы слов: овощи, фрукты и можно деревья.

Рекомендации: остаются прежними.

3. Игра «Запретное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.

Рекомендации: в игру лучше первый раз поиграть не более 2 раз, причем ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения выполнять. В последующих занятиях ведущих не следует заранее готовить.

4. Игра «Гомеостат». (см занятие № 2).

Если игра в предыдущем занятии не получилась ее следует повторить.

IV. Рефлексия занятия.


© 2010-2022