• Преподавателю
  • Другое
  • Исследование танца и праздничной одежды андийцев как самобытной культуры в полиэтнических условиях

Исследование танца и праздничной одежды андийцев как самобытной культуры в полиэтнических условиях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема доклада «Исследование танца и праздничной одежды андийцев как самобытной культуры в полиэтнических условиях»

Автор: Алиева Л.Ш.

Научный руководитель: Хаджимурадова Х.А., канд. фил. н.,

учитель русского языка и литературы РМЛ

Российская Федерация

Республика Дагестан

г. Махачкала

ГОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

8 класс

Краткая аннотация

В данном исследовании рассматривается самобытная культура самой крупной из малочисленных народностей Дагестана и одной из самых древних упоминаемых в источниках из народностей Кавказа - андийцев.

Делаются выводы о том, что культура андийского народа - танец и праздничная одежда - в полиэтнических условиях претерпела значительные изменения

Обращение к истории и культуре родного края способствуют возрождению лучших традиций и обычаев многонационального Дагестана, укреплению мира и согласия между народами.

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию национального танца андийцев, их праздничной одежды.

Целью данной работы является изучение своеобразия культуры андийского народа и ее пропаганда.

Актуальность выбранной темы определяется рядом причин, в числе которых основные: стремительный ритм научно-технического прогресса, урбанизация вытесняют из нашей жизни то главное, чем богат наш Дагестан - неповторимым колоритом культуры ее этносов. Необходимо возродить интерес к богатому прошлому дагестанских народностей, чтобы молодое поколение повернуть лицом к своей культуре и к своему народу. Это очень актуально в наше время переоценки ценностей и меняющихся приоритетов.

Самобытная культура андийского народа в полиэтнических условиях претерпела значительные изменения: это не только влияние соседних национальностей, но и миграция андийцев по всей республике.

В этой работе мы сделали попытку изучить культуру танца и праздничную одежду андийцев, опираясь на немногочисленные источники в работах Агларова М.А., Магомедова М.Р., Гаджиевой С.Ш., а также прослеживая изменения в культуре танца и одежды на основе жизненных наблюдений и рассказов наших информаторов - андийцев-старожилов. Важно отметить, что тема нашего доклада находится в русле изучения и требует дальнейшей работы, так как она никогда не была объектом пристального внимания ученых.

План

1. Введение

2. Культура танца андийцев

3. Праздничная одежда

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение (фотографии с комментариями и DVD-диск с фрагментами андийского танца)

Введение

Дагестан представляет собой одну из своеобразнейщих областей Кавказа. Особенности исторического развития и природно-географических условий способствовали образованию и сохранению в Дагестане исключительно большого этнического разнообразия.

На сравнительно небольшой территории Дагестана (50,3 тыс. кв. км.) издавна проживает около 30 коренных народностей и небольших этнических групп.

Каждый народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся материальную и духовную культуру. Именно этими неповторимыми качествами каждый народ самобытен и интересен.

Исследовательская работа в рамках научно-практической конференции «Шаг в будущее» посвящена изучению культуры танца и праздничной одежды андийцев в полиэтнических условиях. Выбор данной темы не случаен и обусловлен тем, что я принадлежу к самой крупной из малочисленных народностей Дагестана и одной из самых древних упоминаемых в источниках из народностей Кавказа - андийцев.

Целью данной работы является изучение своеобразия культуры андийского народа и ее пропаганда, а также выявление влияния других национальностей на самобытную культуру андийцев.

Актуальность выбранной темы определяется рядом причин, в числе которых основные: стремительный ритм научно-технического прогресса, урбанизация вытесняют из нашей жизни то главное, чем богат наш Дагестан - неповторимым колоритом культуры ее этносов. Под влиянием славянской, западной культуры, средств массовой информации в виде интернета, телевидения, различных изданий периодической печати, подавляющее большинство дагестанской молодежи не проявляют интереса к культуре своего народа, и как следствие, связующая нить между поколениями обрывается. В будущем может произойти обрусение нашего народа, не владеющего родным языком, знаниями истории, культуры и традиции своего народа, которое в конечном итоге приведет к духовной пустоте. Эти процессы уже имеют место быть, особенно в городах.

Необходимо возродить интерес к богатому прошлому дагестанских народностей, чтобы молодое поколение повернуть лицом к своей культуре и к своему народу. Это очень актуально в наше время переоценки ценностей и меняющихся приоритетов.

На протяжении нескольких лет я посещала школьный танцевальный кружок, интересовалась танцами народов Дагестана, и мне стало интересно, есть ли у моего народа свой танец. Оказалось, что есть танец под названием «Андийский». Но когда я рассказала об этом старшим и показала видеофрагмент, мне объяснили, что андийский танец никогда не был таким стремительным, скорее степенным, и никогда не исполнялся без главного атрибута - андийской бурки.

Данной творческой работой хочу углубить свои знания о культуре танца и праздничной одежде моего народа.

Исследование основано на широком круге разных по характеру и содержанию источников.

Нами использовались фото, видеоматериалы с выступлениями профессиональных танцевальных коллективов, национальные танцы на свадьбах и других торжествах. Представители старшего поколения любезно предоставили фотографии прошлых лет, их рассказы на интересующую нас тему были поучительны и полезны. Особую благодарность выражаю нашим информаторам Гаирбековой Аной, Сулеймановой Жавгар, Хаджимурадовой Каби за их отзывчивость и оказанную помощь.

Работая над данной темой, мы изучили сведения о культуре танца андийцев в историко-этнографической работе «Андийцы» известного дагестанского ученого-этнографа, доктора наук Агларова М.А. Корифей дагестанской исторической науки Магомедов Р.М. в учебном пособии «Культура и традиции народов Дагестана» красочно описывает культуру танца в горном ауле.

В детальном описании праздничной одежды мы опирались как на книгу «Одежда народов Дагестана» Гаджиевой С.Ш., чья экспедиция по составлению историко-этнографического атласа побывала в селении Анди, так и на рассказы-воспоминания андийцев-старожилов. Одежда андийцев подробно описана в статьях Е.М. Шиллинга «Дагестанская экспедиция. 1946 г.», «Женская народная одежда аварцев».

Эти историко-этнографические источники в значительной мере способствовали изучению и исследованию нашей темы, но библиография представлена не достаточно объемно, так как данная тема находится, как мы полагаем, в русле изучения и требует дальнейшего исследования.

К работе прилагается видеоматериал на DVD-диске с исполнением андийского танца на Юбилейном концерте Дома творчества в г. Хасавюрт, а также фрагмент танца на андийской свадьбе. Имеется красочный планшет (см. приложение) со старинными фотографиями и цветными современными фото.

Нами подготовлен праздничный женский наряд: сшит женский головной убор чухтIу по старинным эскизам. Сшили большое белое покрывало кIази, которое носится поверх чухты. Сшито андийское платье, шаровары. Хаджимурадова Каби предоставила нам старинные чувяки из мягкой кожи. Иманмирзаева Азроиль подарила нам свои свадебные вязаные гольфы, которым больше шестидесяти лет.

Культура андийского танца.

Танцы дагестанских народов под названием «лезгинка» получили широкую известность. Ни один праздник не обходится без этого задорного, веселого танца. Нельзя не восхищаться красотою их образов. Дагестанский танец выражает черты национального характера, отражает особенности быта горцев, их традиций, обрядов и праздников. Кто хотя бы раз видел, как танцуют лезгинку, знает, что это зрелище никого не оставит равнодушным. Лезгинка настолько зажигательна, что даже люди, далекие от культуры нашего края, пытаются повторить его па. Получается, как правило, либо у коренных горцев, либо у профессионалов. В Дагестане есть и те, и другие.

На протяжении 50-ти лет главным хранителем богатейшей танцевальной культуры многонационального Дагестана выступает Государственный академический ансамбль танца «Лезгинка». В ее репертуаре танцы всех народов Дагестана, в том числе и андийский. Хореографы, внимательно изучив самобытную историю танца, поставили ее с большим художественным вкусом, высоким исполнительским мастерством, передав характер, ритм, интонацию танца. «Лезгинка» демонстрирует воплощенную в танце историю горского народа, его душу, тончайшие наблюдения за особенностями дагестанского менталитета, сочетание гордости и юмора, лирики и воинственного начала.

Андийцы не имели и не имеют своих признанных певиц и певцов, но танцевали все или почти все.

Коснемся некоторых нюансов, характерных традиционному андийскому танцу.

Коллективные свадебные танцы, известные у других народов Дагестана, в прошлом у андийцев не зафиксированы и в наше время их не танцуют.

К сожалению, андийцы утратили колорит собственного танца под влиянием стремительной чеченской и кумыкской лезгинки. В условиях многонациональности и взаимовлияния культур соседних народов меняется специфика андийского танца. Традиционный андийский танец имел более спокойный ритм, у женщин одна или обе руки подняты к верху. В танцевальном рисунке имеется элемент ч1антIи кьибдир, когда сначала мужчина мелкими шажками движется назад, ведя партнершу и подсказывая ей направление. В этом случае партнерша как в магнитном поле. Роли меняются, мужчина идет вперед, женщина назад. Последний элемент в современном танце утерян. Женщины во время танца держались осанисто и гордо, партнеры друг на друга не смотрели, особенно на партнершу, ей рекомендовалось держать в поле зрения только носки сапог партнера. Мужчина держал голову высоко, как впрочем, и партнерша. Нагибать голову или корпус как женщине, так и мужчине у андийцев не полагалось. Если же партнерша одаривала партнера мгновенным взглядом - это могло многое значить. В современных свадьбах игры ряженых не встречаются, нет информации об играх ряженых и в прошлом у андийцев, но мастера острого слова и шутки включались в общий репертуар. Танцевальную часть свадьбы андийцы называли чеченским словом ловзар, и нарядно одетая молодежь взаимными приглашениями на танцы обнаруживала свои симпатии, а то и знакомилась впервые. Иногда, если такое заранее готовилось, апофеозом ловзара был танец коня. Мужчина или юноша, опоясанный серебряным оружием, в черкеске выводил коня в серебряной сбруе и гарцевал под звуки зурны. Движения лошади подчинялись специальной мелодии (верховая мелодия). Ловзар проходил где-нибудь на общественном месте, чаще на току и являлся всецело общеаульским праздником.

Андийцы, в отличие от других народов Дагестана, во время танцев и пения стреляют из оружия в воздух и в землю под ноги танцующим. Скорее, это северокавказский обычай, чем дагестанский. Запрет ношения оружия свел на нет этот обычай, но выстрелы могут раздаваться иногда и из охотничьих ружей. На андийских свадьбах более всего ценилось (ценится) искусство мужского и женского танцев, исполнявшихся на свадьбе. После обязательных танцев старших родственников (вплоть до матери и отца жениха) все внимание сосредоточивалось на лучших танцевальных парах (см. видеоприложение). Они отбирались на свадьбе приглашениями: если кто танцевал неважно, его приглашали редко, а то и вовсе не приглашал". Когда танцевали знаменитые танцоры, музыканты особо старательно играли на зурне и барабане, мужчины в такт били в ладоши, подбадривая танцора. Танцор, оставив свою партнершу танцевать одну, подходил к мужской группе, вдохновляющей его, и перед ними выполнял быстрый, азартный и воинственный перепляс, где показывал все свое мастерство. В другой раз сюда же он подводил свою партнершу, стремительно и быстро перекрыв партнерше танцем все дороги, вынуждал ее танцевать на пятачке прямо у ног мужской группы к общему восторгу окружающих. В старинном андийском танце присутствовал и такой сюжет. Танцор, сокращая дл партнерши пространство, вынуждал ее взойти во время танца на скинутую им с плеч бурку. Это был кульминационный момент танца! Это был особый танец. Сейчас такой танец можно увидеть только в танцевальных номерах фольклорного ансамбля1 (см. видеофрагмент).

К работе прилагается видеоматериал на DVD-диске с исполнением андийского танца на Юбилейном концерте Дома творчества в г.Хасавюрт, а также фрагмент танца на андийской свадьбе. Имеется красочный планшет (см. приложение) со старинными фотографиями и цветными современными фото.

Праздничная одежда андийцев

Как правило, в каждой семье, в зависимости от уровня материального достатка, старались иметь комплект праздничной одежды. Как мужчины, так и женщины не надевали ничего пестрого, яркого, одежда имела спокойный, приглушенный тон.

Мужская одежда. Старинная мужская одежда андийцев ничем не отличалась от национальной мужской одежды народов Дагестана.

Это нательная рубаха навыпуск под пояс и суживающиеся книзу штаны. Поверх рубахи надевали бешмет или гужгат. Последний был распространенного покроя, но встречается без ватной прокладки и , следовательно, без многочисленных швов, которые обычно характерны для гужагов на вате. Необходимым элементом мужской одежды была также черкеска (чухъа) общекавказского типа, папаха (лаъара), бурка (буртина), своеобразная шуба с ложными рукавами (хъапача, бишо). Встречалась и другой формы шуба (сагула) - накидка без рукавов с большим откидным воротником, как гидатлинский кIач.

Носили разнообразную обувь, от хороших кавказских мягких и легких кожаных сапог (чакмагъил), кончая известными чарыками (мачищол) из сыромятной кожи и деревянными башмаками (башмакъол) также общеаварской формы. Андийские мужчины носили вязаные шерстяные носки только белого цвета. Вне зависимости от материального достатка мужчины подпоясывались кожаным ремнём, на котором висел иной раз очень хороший клинок.

За вторую половину ХIХ века и особенно в течение ХХ века мужская одежда претерпела коренные изменения, появилось галифе, гармонично сочетавшееся с кавказками сапогами.

Конечно, современные андийцы давно одеваются по возрастной моде. Галифе сменилось на классические брюки и модные джинсы, гимнастерки сменились на пиджаки и ветровки, папаха - на кепки и бейсболки.

Женская одежда. Если мужская одежда сравнительно в целом однообразна, то женская одежда обнаруживает в форме и в покрое разнообразие в каждом отдельном андийском селе. По одежде сами андийцы могут отличить, из какого селения женщина.

Платье-рубаха в старину имела туникообразный покрой с очень подолом и прямыми рукавами. Андийки вообще не подпоясывались, а лишь частично заправив рубаху у пояса, за вздежку штанов укорачивали её до колен (его подпоясывали у багулалок, чамалалок и тиндинок красным широким поясом, конец которого ниспадал спереди. Дидойки подпоясывали своё платье так же, но у них конец ниспадал сбоку. Ботлихинки и мунинки подвязывались черным поясом).

В старину как праздничная одежда у андиек было распространено платье хъабала кумыкского типа, но оно встречалось у знатных зажиточных женщин. Характерно, что женское платье, сшитое на кокетке, называют истамбульским, турецким. В покрое платья жительниц с. Гагатль есть деталь - нарочно удлиненный и заостренный конец подола, как шлейф сзади, называемый муцIу.

Зимою женщины поверх платья надевали шубы, отличающиеся от мужских меньшими размерами и относительно небольшим воротом. Исключительно интересен женский головной убор чухтIу. Андийское чухтIу имеет форму полумесяца, состоит из подушечки, которая выступает надо лбом, концы сглажены или согнуты вниз. Рогообразные концы имели культовое значение - это поклонение быку - символу андийцев. Поверх чухты носили большое белое покрывало кIази.

В отличие от праздничной одежды женщин других народов Дагестана одежда андиек ничем не украшалась.

У андийцев поверх всего наряда невеста накидывала на плечи длинную овчинную шубу с длинными ложными рукавами. Такую шубу невеста накидывала летом.

Времена стремительно меняются. В настоящее время женский костюм претерпел значительные изменения. Если еще полвека назад традиционная мужская и женская андийская одежда была скорее правилом, то сегодня это исключение и большая редкость. Стремительный ритм жизни, миграция по всему Дагестану - это немногие причины, объясняющие отказ от традиционной национальной одежды. Конечно, современные андийцы давно не носят национальную одежду. За исключением представителей старшего поколения. Большое белое покрывало кIази женщины носят и по сегодняшний день, но чухтIу уже никто не носит. «Закутывающий» способ ношения головного убора сохранился только в горах и среди старшего поколения, а молодое поколение носит платок по-аварски, т.е. накидывает.

Андийские платья с круглым воротом - любимая одежда многих современных андиек. Но наблюдается влияние моды: у андиек очень популярны даргинские платья из велюра, пумбархата и других дорогих тканей. Если раньше было недопустимо ношение платья с недлинными рукавами, то на сегодняшний день модно носить рукав в три четверти.

Нами подготовлен праздничный женский наряд: сшит женский головной убор чухтIу по старинным эскизам. Сшили большое белое покрывало кIази, которое носится поверх чухты. Сшито андийское платье, шаровары. Хаджимурадова Каби предоставила нам старинные чувяки из мягкой кожи. Иманмирзаева Азроиль подарила нам свои свадебные вязаные гольфы, которым больше шестидесяти лет.

Заключение

«Хотя каждый дагестанский народ имеет свои обычаи и традиции, но вместе они составляют общее наследие. Возродить ее - насущная задача времени. Почему это необходимо сделать, вряд ли надо доказывать»2 - с тревогой и надеждой на то, что его услышат и поймут, писал корифей дагестанской исторической науки, профессор Магомедов Р.М.

Мы солидарны с его мнением и хотим добавить, что мероприятия подобного рода закрепят в нашем сознании истину, что культура народа не только куется руками златокузнецов, рождается под пальцами искусных ковровщиц и волшебников гончаров, она передается из поколения в поколение в стихах, в песнях, в танцах. Наша задача - оберегать богатую культуру дагестанских народов и передавать ее из поколения в поколение.

Исследование праздничной одежды и танца андийцев в полиэтническом регионе показало, насколько сильное влияние на самобытную культуру оказывает соседство с другими народами и миграция андийцев по всему Дагестану.

Эти изменения наблюдаются в ритме андийского танца. Влияние стремительной чеченской и кумыкской лезгинки на степенный андийский танец очевидно. Если в старинные времена андийский танец представлял собой только парный танец, главным атрибутом которого была андийская бурка, то сегодня это коллективный не только ансамблевый танец в репертуаре многих известных танцевальных коллективов, таких как «Лезгинка», «Ватан», «Молодость Дагестана» и др., но и зажигательный парный танец на кумыкский манер.

Если старинная праздничная одежда андийцев не отличалась яркостью и пестротой, по сравнению с другими национальными костюмами, была простой и без дорогих украшений, то современная одежда андиек под влиянием популярных даргинских платьев и богатых платков аварок и кумычек существенно изменило внешний вид андиек. «Закутывающий» способ ношения головного убора сохранился только в горах и среди старшего поколения, а молодое поколение носит платок по-аварски, т.е. накидывает.

Современные андийцы давно одеваются по возрастной моде. Галифе сменилось на классические брюки и модные джинсы, гимнастерки сменились на пиджаки и ветровки, папаха - на кепки и бейсболки. И вряд ли в толпе можно отличить андийца то представителя другой национальности.

Современная одежда, естественно отражает современный уровень культуры быта. Канул в лету обычай хранить в сундуках праздничные шелковые и парчовые платья, которые надевались лишь несколько раз в жизни и передавались в наследство из поколения в поколение. Это наша культура и история, которую нужно бережно хранить, как некогда бережно хранились и передавались от матери дочке эти наряды.

В истории нашей страны было немало трагических страниц, когда наш народ демонстрировал примеры высокого патриотизма, героизма, каждый раз проявляя присущую ему мудрость и готовность ценою жизни отстоять честь, достоинство, дружбу дагестанских народов, защитить целостность и единство родного края. Все это отражается в народном танце, где в полной мере выражается любовь к родному краю, его героическому прошлому и прекрасному настоящему, в ней отражена сила любви человеческой, героизм в борьбе за счастье, гордость за свой край.

Благодаря таким исследовательским работам все больше возрастает интерес к своему происхождению, к своим корням, истории своего народа, его обычаям и традициям, устному народному творчеству и быту. Обращение к культуре родного края способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к истории своего народа. Это поможет противостоять тлетворному влиянию негативных элементов и позволит сохранить мир в Дагестане в современных нестабильных условиях.

Литература

1. Агларов М.А. Андийцы: историко-этнографическое исследование -

Махачкала: Изд. «Юпитер» 2002 - 304 с.

2. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале

XIX в. - М: Наука 1988 - 240 с.

3. Аджаматов Б. - Чирюрт. Веков связующая нить. Махачкала 2001 г. Изд.

дом «Новый день».

4. Булатова А.Г. Традиционное и новое в современном быте и культуре

дагестанцев переселенцев. М.: Наука, 1988 - 320 с.

5. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Методика обучения

учащихся начальной школы. - Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2001.

6. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1980.

7. Даниялов Г.Д. История Дагестана III том.- Москва. 1968.

8. Декоративно-прикладное искусство Дагестана (каталог музея) -

Дагестанское кн. изд. Махачкала 1977.

9. Дургичилов М.М. Сказание о Дагестане: - Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд.»

2000 - 408 с.

10. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

11. Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля.- Махачкала: «Ихлас», 2003 - 34

1 Агларов М.А. Андийцы: историко-этнографическое исследование. - Махачкала: издательство «Юпитер»,2002. - 184 с.

2 Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала,1992г.-8с.

© 2010-2022