Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России 2015»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

Новосибирский техникум электроники и

вычислительной техники

(ГБПОУ НСО НКЭиВТ)



Интегрированная система здоровьесбережения

в преподавании химии, биологии и физкультуры.








Авторы: Дольникова С. В. - преподаватель

физкультуры НКЭиВТ

Зырянова Т. Е. - преподаватель

высшей категории НКЭиВТ



Новосибирск - 2015




Содержание:



1

Актуальность работы

3-4

2

Цель, задачи, этапы работы

4

3

Планируемые результаты, критерии достижения

4-5

4

Коротко о проделанной работе

5-7

5

Результаты

7-9

5

Выводы

9

6

Приложения

10-20


































«Здоровье - есть мудрость жизни».

Доктрина Соломона.

«Человек! Познай самого себя», «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».

Доктрина Сократа.

«Ты хочешь быть здоровым - сотвори себе здоровье».

Доктрина Конфуция (восточная доктрина).

«Здоровье - это максимальная производительность органов

при сохранении качественных пределов их функций».

Н.М.Амосов (1987)

Одной из приоритетных задач образовательного процесса в концепции ФГОС (ст.51 Федерального закона «Об образовании», а также в национальной образовательной инициативе Д. Медведева «Наша новая школа»), является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это объясняется тем, что образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье обучающихся (по данным Института возрастной физиологии РАО).

По данным НИИ педиатрии:

- 14% детей относительно здоровы;

- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Необходимо отметить, что по данным многочисленных исследований основными факторами (другие факторы представлены в таблице - приложение 1), влияющими на здоровье обучающихся, являются (по убыванию значимости и силы влияния):

  1. Стрессовая педагогическая тактика.

  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям.

  3. Низкая мотивация к процессу обучения.

  4. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

  5. Интенсификация учебного процесса.

  6. Недостаточная компетентность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью студентов, способствовало его укреплению.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе должны обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для сохранения и улучшения здоровья, воспитывая у него культуру здоровья. Иными словами - необходимо создать условия, при которых произойдет смена приоритетов в направлении ведения здорового образа жизни. Тогда диплом о профессиональном образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, так как выпускник обогащен знаниями и умениями заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесберегающие технологии (далее ЗСТ) должны соответствовать фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!». Должны обеспечить условия обучения, воспитания, развития, которые оказывают позитивное воздействие на здоровье студентов. Нельзя рассматривать ЗСТ только как предупреждение травматизма. Необходимо формировать, укреплять, здоровье студентов, воспитывать у них культуру здоровья, стремление грамотно заботиться о своем здоровье. Должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит все его благополучие и сама жизнь.

Исходя из выше сказанного, была поставлена цель: разработать интегрированную систему ЗСТ, позволяющую максимально решить проблемы здоровьесбережения, апробировать и внедрить ее в образовательный процесс.

Для достижения цели были поставлены определенные задачи, которые, естественно, являются этапами работы. Они отражены (коротко) в схеме 1.

Схема 1


Этапы работы над созданием интегрированной системы ЗСТ

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Планируемые результаты внедрения интегрированной системы ЗСТ:

  1. Единство состояния здоровья и успешности обучения.

  2. Корректировка педагогических технологий, используемых на занятиях химии, биологии, физкультуры, с целью повышения мотивации к обучению и максимального решения проблем здоровьесбережения.

  3. Смена приоритетов: ведение здорового образа жизни, бережное отношение к собственному здоровью и к здоровью окружающих - один из главных приоритетов студента.

  4. Расширение знаний о сохранении и улучшении здоровья.

Критерии достижения результата:

  1. Повышение показателей абсолютной и качественной успеваемости, в результате повышения мотивации к обучению;

  2. Повышение интереса студентов к участию в социальных проектах «Мы за чистый город!», «Здоровый образ жизни - наш лозунг!» и др.

  3. Увеличение числа студентов, участвующих в спортивных мероприятиях.

  4. Рост количества студентов, занимающихся в спортивных секциях.

  5. Соблюдение элементарных гигиенических правил (по наблюдению преподавателей);

  6. Повышение качества знаний о здоровьесбережении (по результатам наблюдений, участия во внеклассных мероприятиях и анонимного тестирования).

Работу над проектом по созданию интегрированной системы здоровьесберегающих педагогических технологий в преподавании химии, биологии и физкультуры нами была начата в 2012 году. Данная технология объединяет в единое целое целый комплекс методов, приемов, способов, направленных на решение проблем здоровьесбережения.

В ходе реализации поставленных задач были:

  1. изучены статьи, публикации, научно-методическая литература о здоровьесберегающих технологиях;

  2. проанализированы рабочие программы по химии, биологии, физкультуре. Выделены темы, на которых логично затрагивать вопросы здоровьесбережения, привлекая понятийный аппарат и научную, достоверную, доступную информацию, получаемую на занятиях по указанным дисциплинам;

  3. разработаны совместные внеклассные мероприятия, в которых необходимо опираться на знания, полученные на химии, биологии, физкультуре (например, эстафета «Путь к здоровью», на которой надо не только быстро достичь финиша, но и выполнить ряд заданий, в том числе и интеллектуальных (коротко о «Дне здоровья» - приложение 2));

  4. сформирован комплект тест-опросников для выяснения уровня мотивации студентов к обучению;

  5. преподавателем физкультуры Дольниковой С.В. разработаны рекомендации для проведения физ.пауз (необходимо отметить, что делаются эти паузы без предварительного объявления, а логично вливаются в ход урока - например, при объяснении темы «Полимеры», преподаватель химии, Зырянова Т.Е., проводит небольшое «детское» упражнение, показывая с помощью студентов (10-12 человек) различные структуры полимеров, при этом включая студентов в активную двигательную деятельность);

  6. внесены корректировки в комплекты задач по химии и биологии - включены задания, требующие знаний о влиянии определенных ионов на здоровье человека, знаний о показателях нормы здорового человека и др.

  7. систематизирован весь накопленный материал, который позволил разработать интегрированную систему здоровьесберегающих педагогических технологий (далее - ИСЗСТ), которая очень коротко отображена в схеме 2.


Схема 2

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Работа над созданием ИСЗСТ позволила создать в нашем колледже систему комплексной профилактики употребления ПАВ. Упрощенно система комплексной профилактики представлена в схеме 3.

Данная система направлена на:

  1. Уменьшение факторов риска употребление наркотиков у молодежи.

  2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников мероприятий.

  3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в обществе.

  4. Развитие студенческой сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Основный принцип работы - пропаганда здорового образа жизни.

Схема 3


Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Эффективность разработанной интегрированной системы педагогических здоровьесберегающих технологий подтверждают результаты ее применения:

  1. рост мотивационной активности к обучению (на примере химии и биологии) (рис.1);

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Рис. 1 Результаты вводной и итоговой диагностики мотивации к изучению химии и биологии

  1. положительная динамика абсолютной (рис.2 б) и качественной успеваемости (рис.2 а) (на примере химии и биологии).

а)Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения б)Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Рис. 2 Результаты вводной и итоговой диагностики уровня знаний по химии (а - качественная успеваемость, б - абсолютная успеваемость)


  1. рост количества студентов, занимающихся в спортивных секциях:

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбереженияАвуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

  1. участие студентов в научно-практических конференциях, социальных проектах и др., например:

  • в областной студенческой научно-практической конференции «Чистая планета для будущего» (2012г.);

  • в областной студенческой научно-практической конференции «Менделеевские чтения» (1-е место в номинации «Химия и биология на страже здоровья»);

  • в ежегодной Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (2012 - 2015 годы);

  • в городском конкурсе социальной рекламы «Я выбираю жизнь» (2013г.) (6 студентов, дипломы 1-ой и 3-ей степени);

  • в городском конкурсе социальной рекламы «За чистый город» (6 студентов, диплом 1-ой степени - 2013 г., 2014г.);

  • в подготовке и проведении открытого тематического мероприятия об экологической защите города, участие в семинаре, проводимом ЦГБ им. К. Маркса совместно с Информационным центром атомной отрасли г. Новосибирска (вся группа - 32 человека, 2014г.);

  • в городском конкурсе «В судьбе Земли - твоя судьба!» (4 студента, I-ый и III-ий курс, 1-е место и диплом «Приз симпатий жюри», 2015 г.);

  • в городском конкурсе «Мир без вредных привычек» (3 студента, I-ый, II-ой и III-ий курс) (2014г.);

(Некоторые копии дипломов и благодарственных писем - Приложение 3)


  1. отсутствие лиц, стоящих под наблюдением с диагнозом наркомания;

  2. отсутствие лиц, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних по употреблению психоактивных веществ;

  3. все большее количество студентов привлекается к участию в мероприятиях, целью которых является пропаганда здорового образа жизни;

  4. возрастание количества студентов, устойчиво негативно относящихся к употреблению психоактивных веществ;

  5. увеличение числа запросов на проведение мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни (КВН, интеллектуальные игры, театральные постановки и др.);

  6. рост активности студентов в участии в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании и др.

Выводы:

  1. Разработанная ИСЗТ работает.

  2. Может использоваться в преподавании различных дисциплин.

  3. Собранный и систематизированный материал легко варьируется в зависимости от аудитории.

  4. Методические разработки, составляющие основу системы, могут использоваться для проведения различных мероприятий, касающиеся вопросов здоровьесбережения, разного уровня.


Приложение 1




Факторы, влияющие на здоровье (в скобках - данные ВОЗ)

Сфера влияния факторов

Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы, ухудшающие здоровье

Генетические - 15-20% (20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды - 20-25% (20%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вреднее условия быта и производства, неблагоприятные климатические условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение - 10 -15% (8%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни - 50-55% (52%)

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия





Приложение 2

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

День здоровья проводится с целью проверки практических навыков, умений и теоретических знаний, полученных на учебных занятиях по дисциплинам: Физическая культура, химия, биология.

Мероприятие проводится в спортивном зале и аудитории НКЭ иВТ.

Участниками мероприятия являются студенты первого курса колледжа. Судьями на станциях - студенты 3-4 курсов.

Задания выполняются по станциям, включают в себя практическую и теоретическую части.

Практическая часть состоит из сдачи нормативов по физической культуре:

  • челночный бег 10×10 м (мин.сек)

  • прыжок в длину с места (см)

  • прыжки со скакалкой за 1 мин (кол. раз)

  • подтягивания в висе (юн)/ приседания на одной ноге (дев) (кол. раз)

  • поднимание (сед) и опускание туловища из пол. лёжа на спине (кол. раз)

  • поднимание ног до касания перекладины (в висе) (кол. раз)

  • отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз)

  • жим гири

  • перетягивание каната

Теоретическая часть состоит из выполнения тестовых заданий.

По итогам выполненных заданий определяется победитель в личном первенстве и командном зачете.

Пример тестовых заданий (каждое тестовое задание состоит из определенных разделов, общее количество вопросов в тестовом задании - 10):

Значение занятий физическими упражнениями

1. ЧСС в покое у людей регулярно занимающихся физическими упражнениями: а) выше;

б) ниже;

в) не отличается от других

ответ - б).

6. При больших нагрузках сердце может сокращаться чаще и выбрасывать за сокращение больше крови у человека:

а) тренированного;

б) нетренированного;

в) имеющего вредные привычки

ответ - а).

Рациональный суточный режим

4. Суточные пики работоспособности (часы):

а) 10-13 и 16-19;

б) 8-10 и 13-15;

в) 7-9 и 18-20

ответ - а).

7. Самый эффективный сон (часы):

а) после полуночи;

б) до полуночи;

в) не имеет значения

ответ - б).

Пища и питьевой режим

1. Наибольшая энергетическая величина каждого грамма:

а) углеводов;

б) жиров;

в) белков

ответ - б).

2. Строительным материалом организма являются:

а) углеводы;

б) жиры;

в) белки

ответ - в).

3. Витамин, который стимулирует рост молодого организма, регулирует обменные процессы:

а) ретинол;

б) рибофлавин;

в) тиамин

ответ - а).

Личная гигиена

1. Голову надо мыть чаще при волосах:

а) нормальных;

б) жирных;

в) сухих

ответ - б).

2. Края ногтей рекомендуется подравнивать:

а) ножницами;

б) пилочкой;

в) обкусыванием

ответ - б).

1. Не бывает перхоти:

а) жирной;

б) сухой;

в) сальной

ответ - в).

2. Для занятий физкультурой и спортом на воздухе зимой одежда должна иметь:

а) 2 слоя;

б) 3 слоя;

в) 4 слоя

ответ - б).

Осанка

1. Приводит к нарушению осанки слабая мускулатура:

а) туловища и плечевого пояса;

б) ног и туловища;

в) плечевого пояса

ответ - а).

2. Индекс, характеризующий нормальное состояние осанки в диапазоне:

а) 90-100%;

б) 100-110%;

более120%

ответ - б).

1. Не влияет отрицательно на осанку привычка:

а) лежать на одном боку;

б) лежать свернувшись калачиком;

в) лежать на спине

ответ - в).

2. Рекомендуется носить:

а) сумку через плечо;

б) легкий рюкзак;

в) дипломат

ответ - б).

Похитители здоровья

1. Каждая сигарета сокращает срок жизни человека на:

а) 6 минут;

б) 10 минут;

в) 15 минут

ответ - а).

3. Анаболические препараты:

а) витамины;

б) спортивное питание;

в) стимуляторы роста мышц

ответ - в).

4. Анаболические препараты содержат специальные синтетические произведения:

а) мужских половых гормонов;

б) женских половых органов;

в) белковых веществ

ответ - а).

1. Алкоголь задерживается и накапливается в организме на:

а) 3-5 дней;

б) 5-7 дней;

в) 15-20 дней

ответ - в).

2. "Чумой 20 века" окрестили:

а) сифилис;

б) СПИД;

в) гонорею

ответ - б).

3. Анаболические препараты укреплению костей, связок, хрящей:

а) способствуют;

б) не способствуют;

в) активно способствуют

ответ - б).

4. Анаболические препараты естественное развитие организма:

а) нарушают;

б) стимулируют;

в) ускоряют

ответ - а).

Самоконтроль

1. При выполнении пробы с приседаниями (20 раз за 20 с), нормальное восстановление ЧСС до исходной величины через:

а) 3 минуты;

б) 5 минут;

в) 10 минут

ответ - а).

2. Степень утомления при значительном покраснении кожи лица и туловища:

а) легкая;

б) значительная;

в) очень большая

ответ - б).

3. Степень утомления при учащенно-ровном дыхании:

а) легкая;

б) значительная;

в) большая

ответ - а).

Некоторые примеры заданий «повышенной сложности»:

10. К показателям физической подготовленности относятся:

а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

8. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:

а) генезис;
б) гистогенез;
в) онтогенез;
г) филогенез.

6. К показателям физического развития относятся:

а) сила и гибкость;
б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес;
г) ловкость и прыгучесть.

5. Гиподинамия - это следствие:

а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
в) нехватки витаминов в организме;
г) чрезмерного питания.

3. Значение К+ для нормального развития и функционирования организма, (перечислите основные источники этих ионов): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 3

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения


Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения








Руководитель проекта - преподаватель высшей категории (химия/биология) - Зырянова Т. Е.


Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения




Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

Авуторская технология Интегрированная система здоровьесбережения

20

© 2010-2022