НАРКОМАНИЯ. ПОДЛИННАЯ ОПАСНОСТЬ ЕЩЕ ДАЛЕКО НЕ ОСОЗНАНА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОДЛИННАЯ ОПАСНОСТЬ ЕЩЕ ДАЛЕКО НЕ ОСОЗНАНА

Ушедший в историю XX век принес человечеству невиданные ранее революционные потрясения и кровавые войны, геноцид и экологический кризис, природные катаклизмы и ядерные катастрофы, поставившие народы и каждого человека на грань выживании. Пристально вглядываясь в прошлое, человечество в своем самоутверждении стремится извлечь из пламени разрушения идею гуманизма, с тем чтобы, наконец, обрести надежду, почти утраченную в двадцатом веке. Тем не менее, в третьем тысячелетие оно вступило с реальностями, которые можно обозначить как новые вызовы и угрозы цивилизации. Среди таких угроз особо выделить наркотическую - одну из самых серьезных для человечества. Ее масштабы и реальные последствия в мире адекватно воспринимаются в большинстве стран.

Наркоугроза представляет собой относительно новое явление в нашей жизни, поэтому и в России, и на всем постсоветском пространстве ее подлинная опасность еще далеко не осознана. Общественный «Интерес» к ней еще не нашел должного отражения, о чем ежедневно свидетельствуют факты реальной действительности.

Наркомания - одна из тяжелейших болезней, поражающих организм и психику человека. К концу двадцатого века наркоманию стали называть одной из глобальных проблем современности, которая часто осложняется такой страшной болезнью, как СПИД.

В социологии термин «наркомания» означает поведение, отклоняющееся от общепринятых морально-нравственных норм. В данном случае сам человек становится больным по собственной боли. Вызывает тревогу рост количества больных наркоманией и злоупотребляющих психоактивными веществами подростков как главной группы риска.

Подростковая среда - это особая социально-профессиональная группа, объединенная возрастными способностями, регламентированными условиями труда (как правило, учебный процесс) и активным совместным проведением досуга. В качестве объективных социальных предпосылок наркомании среди подростков можно выделить негативные последствия, связанные с проведением социально-экономических реформ с начала 90-х годов XX века. Действительно, в последние десятилетия ушедшего в историю столетия многое изменилось во всех сферах жизни российского общества. И все же главные причины таятся в самой личности молодого человека.

Наиболее благоприятной для наркотизации является личность с «комплексом неудачника», неудовлетворенного в своих притязаниях, расценивающего себя как незаурядную индивидуальность, не сумевшую полностью раскрыть свои таланты в силу социальных и иных внешних причин, в том числе недооценки их окружающими. Выраженная амбициозность, неорганизованная активность, неустойчивость настроения, резкие колебания оценки собственной значимости дополняют этот «портрет». А отсутствие жизненного опыта определяет неизбежность противоречий с реальными требованиями социальной среды, что приводит к эмоциональной эффективности и импульсным поступкам.

Особая опасность наркомании в молодежной среде состоит в том, что генетически иммунитет молодых людей, сопротивляемость к воздействию наркотических средств еще достаточно слабы, психические состояния исключительно подвижны и привыкание к наркотикам наступает с первых доз употребления.

Огромное значение имеет широкая пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков и информировании о негативных последствиях наркопотребления. Цель пропаганды - сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой было бы исключено потребление наркотиков, в том числе - развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков.

Учреждения дополнительного образования детей обладают рядом уникальных возможностей для успешной реализации здорового образа жизни.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей и подростков под дополнительным образованием детей понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства». Здесь дается возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения, а также влияния на уровень притязаний и самооценку подростка.

Задачами дополнительного образования обучающихся являются:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- формирование практических навыков здорового образа жизни;

- развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного дополнительного образования обучающихся.

В нашем образовательном учреждении дополнительного образования ведется огромная работа по пропаганде здорового образа жизни. В этом направлении профилактическая работа обеспечивается не только педагогическими и воспитательными, но и психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов подростков и стратегий их позитивного поведения (в форме тематических «круглых столов», дискуссий, ролевых игр по актуальным проблемам противодействия формированию зависимости с приглашением медицинского психолога ПНД, врача-психолога центральной больницы, оперуполномоченного по незаконному обороту наркотиков, инспектора по делам несовершеннолетних ОМВДОДН по г. Новый Уренгой). Пропагандировать здоровый образ жизни среди своих сверстников помогают ребята волонтерского отряда «Надежда».

Отрадно, что с каждым годом за «круглым столом» собираются все больше и больше подростков, которым не безразлична своя жизнь и жизнь своих товарищей.

И то, что у нашего подрастающего поколения успешно формируется культура разумного, здорового образа жизни, навыков его организации, умения управлять своими эмоциями и поведением, вселяет оптимизм и надежду. Надежду на то, что слаженные, консолидированные усилия всех без исключения приведут в конечном итоге к победе разума.

Н.В. Шулекина,

методист Муниципального автономного

учреждения дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат «Эврика»

г. Новый Уренгой

© 2010-2022