• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа кружка мнемотехники Разноцветная сказка подготовительной группы № 2 Теремок на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа кружка мнемотехники Разноцветная сказка подготовительной группы № 2 Теремок на 2015 – 2016 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Кружковая работа




Рабочая программа кружка мнемотехники Разноцветная сказка подготовительной группы № 2 Теремок на 2015 – 2016 учебный год.

Ясли - сад "Сказка"

г. Ерейментау








Рабочая программа кружка мнемотехники

"Разноцветная сказка"

подготовительной группы № 2 "Теремок"

на 2015 - 2016 учебный год.



Рабочая программа кружка мнемотехники Разноцветная сказка подготовительной группы № 2 Теремок на 2015 – 2016 учебный год.

Воспитатель: Буравлёва

Лариса Ивановна





2015 г

Рабочая программа кружка мнемотехники

"Разноцветная сказка"

подготовительной группы № 2 "Теремок"

на 2015 - 2016 учебный год.


Руководитель кружка: воспитатель Буравлёва Лариса Ивановна.

Цель кружковой работы: Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты: Дети умеют связно пересказывать тексты, быстро запоминают и выразительно читают стихотворения о месяцах года, самостоятельно создают мнемокнижки и мнемотаблицы - не только на темы, предложенные воспитателем, но и придумывают свои, у детей развито воображение, творческие способности.

Срок реализации данной программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, не больше 25 - 30 минут.

Актуальность.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" (К.Д.Ушинский).

"Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет" (Джузеппе Мадзини).

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Дети моей группы - не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания.

В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и

доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у

большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.

Из опыта работы

Учитывая факторы времени, я поставила перед собой задачу - сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - это наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Используя учения великих педагогов, я применила в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей.

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание так же придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемосхемы, мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;

  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадывании загадок.

Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая захватывает его.

На занятиях в кружке мы с воспитанниками изготавливаем мнемокнижки. Дети самостоятельно зарисовывают в книжках схемы (я лишь слежу за тем, чтобы дети выполняли последовательность изображений), а затем по схемам воспроизводят сказку (рассказ) - мне, а потом дома родителям.

Я предлагаю также детям мнемотаблицы для заучивания стихотворений о месяцах года (в соответствии с временами года). Дети с удовольствием заучивают стихи, а также с удовольствием зарисовывают мнемотаблицы и мнемокнижки к ним.

Польза от занятий: развиваем связную речь и творческие способности, а так же готовим руку к письму.

Отзывы родителей о мнемокнижках и мнемотаблицах - положительные.



Ясли - сад "Сказка"

г. Ерейментау







Календарно - тематический план

кружка мнемотехники

"Разноцветная сказка"

подготовительной группы № 2 группы "Теремок"

на 2015 - 2016 учебный год.

Рабочая программа кружка мнемотехники Разноцветная сказка подготовительной группы № 2 Теремок на 2015 – 2016 учебный год.

Воспитатель: Буравлёва

Лариса Ивановна





2015 год

Календарно - тематический план

кружка мнемотехники

"Разноцветная сказка"

подготовительной группы № 2 группы "Теремок"

на 2015 - 2016 учебный год.


Руководитель кружка: воспитатель Буравлёва Лариса Ивановна.


Июнь



  1. Чтение стихотворения "Июнь", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение авторской сказки "Мишка и шишка", знакомство с мнемосхемами, пересказ сказки с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Июль

  1. Чтение стихотворения "Июль", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Е. Чарушина "Лисята", знакомство с мнемосхемами, пересказ с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Август

  1. Чтение стихотворения "Август", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Е. Чарушина "Курочка", знакомство с мнемосхемами, пересказ с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Сентябрь



  1. Чтение стихотворения "Пришёл сентябрь с красками", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Е. Чарушина "Ёж", знакомство с мнемосхемами, пересказ с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Октябрь


  1. Чтение стихотворения "Октябрь", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Н.Калининой "Кто так играет?", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Ноябрь


  1. Чтение стихотворения "Ноябрь", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа "Как котёнок зиме удивился", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.





Декабрь

  1. Чтение стихотворения "Декабрь", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Е. Чарушина "Что за зверь?", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Январь

  1. Чтение стихотворения "Январь", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Ю. Коваля "Стожок", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Февраль

  1. Чтение стихотворения "Февраль", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Н. Сладкова "Как медведь сам себя напугал", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.



Март



  1. Чтение стихотворения "Март", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа "Серёжкин огород", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Апрель



  1. Чтение стихотворения "Апрель", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Чтение рассказа Ю. Коваля "Стожок", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

  4. Создание мнемокнижки, пересказ.

Май

  1. Чтение стихотворения "Май", знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  2. Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения.

  3. Придумывание сказки, создание мнемокнижки, пересказ.



© 2010-2022