Обеспечение ситуации успеха на занятиях в объединении «Ритмика »

Искусство танца ‒ великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обеспечение ситуации успеха на занятиях в объединении

« Ритмика »

ИСКУССТВО ТАНЦА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Искусство танца ‒ великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Что и говорить, танцевать любят все - взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умет. В любом случае танец ‒ удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или романтичный, нежный или страстный. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни.

Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект:

  • выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Настоящий танец ‒ это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо ‒ ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо более позитивно. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо педагога, радующегося, когда его воспитанник преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает ‒ он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он ‒ любим!

Одним из условий на наших занятиях является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти занятия, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих педагогов. Хочется сказать родителям о том, что их доченька наряжается в мамино вечернее платье и танцует перед зеркалом, представляя себя принцессой на балу, не спешите назвать ее «кривлякой». Если ваш сын, вооружившись спицей и дуршлагом, играет в пирата, не стоит смеяться над ним и недооценивать его тягу к творческому процессу. К подобным проявлениям нужно относиться с пониманием. Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

В организации музыкально-ритмического воспитания с обучающимися я обязательно учитываю физические особенности детей. Помню, что процесс окостенения не завершен, требуя правильной осанки. Сердечно-сосудистая система не достаточно развита - поэтому не допускаю переутомления. Утомление - показатель того, что организм не может работать в полную силу. Стараюсь равномерно чередовать на уроке ритмики физической нагрузки и отдыха. И.П. Павлов указывал, что «ритм является самым властным фактором в жизни человеческого организма». Учитель не должен допускать перегрузок, переутомления учащихся, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья. При первых признаках переутомления (бледность, вялость, апатия ребенка, резкое снижение его работоспособности и т.д.) я переключаю внимание детей на другую, легкую и занимательную деятельность или предоставляю им отдых. Планируя своё занятие обязательно учитываю состояние нервной системы ребенка. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому ребенку трудно управлять своими чувствами и вниманием. Дети испытывают большую потребность в движениях, которая удовлетворяется на уроках ритмики. Понимаю, что учащиеся не могут длительно осуществлять однообразную деятельность. Планирую смену деятельности на протяжении всего занятия. В своей работе я учитываю исследования работоспособности обучающихся , которое показало наличие своеобразных фазовых состояний. Сначала имеет место фаза врабатывания, разминки, вхождение в деятельность, потом работоспособность повышается за счет постепенной мобилизации нервно-психических сил, (она продолжается все первое занятие). Затем возникает фаза устойчивой, оптимальной работоспособности . И, наконец, в результате нарастающего утомления, наступает фаза постепенного спада работоспособности, которая характеризуется снижением темпа и качества работы, возрастание ошибок, частыми отвлечениями внимания . Возникает необходимость активного отдыха. При планировании своих занятий учитываю все особенности возраста, чтобы занятие было продуктивным и интересным для обучающихся, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе ребенок может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход. Я обучаю детей на доступном для них материале и в доступных для них формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою деятельность. На занятии ритмики оценки не выставляются, но словесная оценка их деятельности педагогом (тактичная и доброжелательная) производиться. Сами же себя они объективно оценивать не умеют. Своих сверстников они оценивают куда более взыскательно, чем себя.

Для этого я формирую у детей умения самоконтроля:

  • оцениваю не только конечный, но и промежуточный результат работы. Например, «Ты уже исполняешь это движение гораздо лучше, чем неделю назад. Молодец!».

Для формирования положительного отношения к предмету важно закрепить эту радость от успеха.

  • исхожу при этом из понятных и доступных ребенку критериев.

  • приучаю детей оценивать не только результаты своей работы, но и

результаты работы своих товарищей, для чего практикую взаимоконтроль,

взаимопроверки.

  • добиваюсь того, чтобы в центре внимания ребенка была сама

деятельность, а не только конечный результат, чтобы самоконтроль

осуществлялся по ходу деятельности.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда вся группа оценивает работу каждого) и оценки педагога способствуют началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу. Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте. Эффективность обучения воспитания обучающихся связана, в частности с тем, что педагог становится для них непререкаемым авторитетом. Умело, пользуясь этим, опытный педагог успешно формирует у детей организованность, трудолюбие, положительное отношение к занятиям. С первых же занятий я учу понимать содержание музыки, вникать в ее сущность и различать марш, песню и танец. Поэтому подбираю такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и которые легко отражаются в движении. Стараюсь разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений. Занятия ритмикой и танцами призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Этот интерес я поддерживаю в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Еще я считаю, что занятия народными танцами являются одним из лучших естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. Существуют целые пласты традиционных форм двигательной культуры, которые в принципе не могут быть заменены иными. Помимо того что занятия народными танцами придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у обучающихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Через народный танец я развиваю у детей психоэмоциональную сферу личности., которая оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами обчающиеся приучаются не просто к общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения, в том числе на невербальном уровне.

Обращаясь к своей практике, нужно сказать следующее:

Если ради общих задач коллектива ребенок отказывает себе в удовольствии погулять, сходить в кино или заменяет заболевшего товарища, быстро выучивая танец, если он не занимает в классе самое «выгодное» место (у зеркала), ведет себя тактично, не норовит встать впереди старших, то его поведение можно назвать вежливым и культурным. Я в своей работе- в объединении «Ритмика и танец» использовала ряд приемов. Например, я заметила, что наиболее трудолюбивые дети, даже с меньшими способностями, достигают подчас больших успехов, прочнее усваивая знания и умения. Они, как правило, составляют костяк коллектива, являются воспитывающим примером. Средством поддержания дисциплины считаю уважение и доверие к детям. Больше опираюсь на самодисциплину. Дети не пропускают занятия не из страха получить нагоняй, а из-за того, что чувствовали и понимали, как пропуск отрицательно отражается на физической форме, как неловко себя чувствуешь, не умея исполнить то или иное движение среди тех, кто его уже освоил. Требовательность к выразительности, грамотности исполнения держит воспитанников в художественной дисциплине. Следует отметить, что нравственное воспитание проходит на каждом занятии, на репетициях и выступлениях. «Звездная болезнь», несправедливость, неровное отношение к товарищам - безнравственны. На эту тему ведутся беседы и индивидуальные собеседования. Систематическая воспитательная работа в объединении «Ритмика и танец» помогает справиться, в конечном итоге, как с общими задачами воспитания, так и танцевальными трудностями.

Например, трудолюбие - одно из важных качеств личности ребенка. Занимаясь, в нашем коллективе, воспитанники развивают навыки трудолюбия, тренируясь в постепенном и постоянном овладении качеством своего танцевально-творческого труда. Бывает, что едва усвоив структуру движения, ребенок считает, что он овладел танцем, это ведет к очень серьезным нравственным издержкам, привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда. Особенно это вредно для подростка, который перестает уважать танец как искусство и переносит это чувство на «большую» хореографию, да и заодно на все искусство. Приходится убеждать детей, что занятия искусством - профессиональное или непрофессиональное - требует затраты физических и внутренних сил и этим самым развивает в человеке его скрытые возможности. Ставя перед воспитанниками задачи улучшения качества исполнения танца, объясняю, в чем именно эти качества состоят. Например, в одном случае это будет ритмическая точность движения, в других - красота пространственного рисунка и поз, в третьих - выразительная одухотворенность движения, культура общения с партнерами, характера. Постепенно наполняя движение всеми этими компонентами, обучающийся приучается работать над собой, а это уже труд, который он и сам будет уважать. Несомненно, этот навык аккуратности, точности, согласованности движений, радость достижения результата и радость самого процесса преодоления трудностей будут перенесены им на жизнь, на решение других задач.

Обращаясь к танцевальной культуре, дети и подростки проходят школу духовного, музыкально-танцевального воспитания. Музыка и танец развивают, прежде всего, эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик в душе ребенка.

Спасибо за внимание!!!



Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

- не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении;

- проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам;

- не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки;

- не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»;

- аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите обучающемуся.

Удачи!

© 2010-2022