Эссе Я - учитель

Мои размышления о профессии учителя, в частности, учителя истории.  Учитель истории - это педагог, который формирует не просто личность, способную адаптироваться в современных условиях. Он формирует гражданина, патриота, человека, который осознанно выполняет свой долг перед Родиной, осознаёт историю своей страны как свою личную историю, судьбу своей страны - как свою судьбу. Воспитатльное значение предмета огромно, и, соответственно, личность учителя в этом воспитании играет огромную роль. Совре...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЭ.

Я - учитель.

Среди людей немеркнущих профессий,

На вечность предъявляющих права,-

Учителям, как вдохновенным песням,

Жить на земле, пока земля жива!

Учитель! Это удивительное слово! Учителя! Это необыкновенные люди! Не случайно о них слагают стихи и песни. Действительно, учитель всегда рядом с детьми. Если ученик чего-то добивается, это значит, хорошо потрудился учитель. В основе детских идей и открытий лежат знания мудрого, честного, строгого, справедливого учителя. Никогда, ни при каких условиях учитель не роняет своего высокого звания. Наверное, поэтому его любят, уважают и помнят.

Прекрасна и трудна наша профессия - профессия учителя истории, призванного силой слова беспокоить и тревожить души детские, человеческие, вызывать их отклик на прекрасное и низменное, трагическое и героическое, возвышенное и ничтожное - всё то, что мы называем жизнью.

Каждый учитель - это человек творческий, ищущий, развивающийся. В современных условиях школьного образования учителю необходимо постоянно совершенствоваться, творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу, энергично восходить по ступеням мастерства, подтверждать свой профессиональный уровень. В современной ситуации постоянных изменений в сфере образования учитель должен быстро и активно воспринимать всё новое, что становится актуальным в вопросах образования. Современный учитель должен владеть новыми информационными технологиями, которые способствуют формированию у учащихся стремление к творчеству, самопознанию, самоопределению, самореализации.

«Главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность» (Р. Финлей). Современный учитель старается выявить индивидуальные особенности обучающихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Современный учитель соблюдает преемственность в обучении, учитывая возрастные особенности детей. Мы подбираем учебный материал так, чтобы каждый ребёнок нашел для себя нечто важное, что затронет его внутренний мир, поможет формированию его личности как человека, гражданина, сына своего Отечества. К сожалению, современная действительность во многом входит в противоречие с тем, что мы пытаемся воспитать в детях, подростках. Тем ценнее то, что у нас есть возможность создать условия для того, чтобы ученики с детства впитывали те ценностные установки, которые позволят им в будущем стать достойными людьми, честными ответственными, любящими свою Родину не на словах, а на деле, готовыми представлять её на международной арене и защищать в случае внешней угрозы. И в этом смысле воспитательное значение предмета истории трудно переоценить.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности ставит перед собой определённые цели и задачи и стремится к их выполнению. Целями моей педагогической деятельности являются: качественное образование, развитие мышления, творческих и познавательных способностей детей, воспитание духовно богатых, ответственных личностей, имеющих собственную гражданскую позицию и умеющих её отстаивать цивилизованными способами.

Большое внимание я уделяю формированию мотивации к изучению истории, поскольку именно мой предмет формирует такие важные качества личности, как чувство гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации. Мы, учителя истории, огромное внимание на уроках уделяем формированию чувства патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству. Мы не просто изучаем события в их хронологической последовательности - мы переживаем историю нашей страны как свою собственную историю, историю мира - как источник, в котором сосредоточены творческие и созидательные силы всего человечества. И мой предмет мало кого может оставить равнодушным, не ощутившим своей причастности к великому процессу - сотворению истории мира, в котором мы живём.

Для достижения поставленных целей я использую различные методы и приёмы работы, включая использование ИКТ-технологий. Например, методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы). Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические работы. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, тестирование. Метод проектов в настоящее время один из самых востребованных. На уроках мы готовим мини-проекты по темам параграфов и защищаем их.

Компетентностный подход в обучении требует формирования у обучающихся ключевых компетенций. Например, при преподавании истории формируются ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, которые позволяют ученику создать такие установки, как чувство гражданской ответственности, патриотизма, понимать, в чём проявляется уважении к историческому и культурному наследию нашей Родины и мира. Они формируют способ поведения в гражданском обществе, формируют самоидентификацию ученика как гражданина своей страны и, вместе с тем, учат его с уважением относиться к проявлениям иной культуры, иного образа жизни.

Информационные компетенции формируют умение находить нужную информацию в различных источниках: учебник, Интернет, СМИ, книги, статьи и т.д. Чаще всего мы используем школьный учебник, но в современном мире невозможно обойтись без такого источника информации, как интернет, который всё более вытесняет книгу. К сожалению, приходиться обратить внимание на тот факт, что современные дети всё хуже воспринимают письменное слово. Мне как учителю приходится постоянно мотивировать учеников на использование книги как источника информации, в противном случае они вообще разучатся воспринимать письменный текст. Не могу однозначно оценить, хорошо это или плохо, что читают наши дети всё меньше и меньше и всё больше и больше доверяют электронным ресурсам. Мы воспитывались в преклонении перед книгой. Книга была для нас непреходящей культурной и образовательной ценностью, и поэтому я испытываю печаль от того, что книга вытесняется из нашей жизни.

Не менее важной задачей является формирование на уроках коммуникативных компетенций. Эти компетенции формируются при проведении бесед, диспутов, во время работы в группах, при проведении внеклассных мероприятий. Большая работа на уроках истории проводится по развитию речи обучающихся, по расширению их словарного запаса. Если между собой ученики общаются более-менее свободно, то для многих трудностью является просто воспроизвести учебный текст, применяя все необходимые термины и понятия. Я столкнулась с тем, что многие современные дети не знают, например, значение слова «косный» и некоторых других привычных нам слов. Провожу терминологические диктанты, составляем художественные планы текста, читаем доклады и сообщения, защищаем проекты. Работы много, но мы не пасуем перед трудностями.

Расширение и углубление знаний по истории производится и через внеклассную работу. Выпускники прошлых лет, учившиеся у меня, до сих пор вспоминают брейн-ринги, аукционы знаний, викторины и конкурсы кроссвордов и презентаций, которые мы готовили и проводили с ними вместе. Ученики вспоминают заседания клуба «Истоки», на которых зачитывались и обсуждались сообщения, подготовленные самими учениками по наиболее интересовавшим их темам. Большим успехом пользовался конкурс исторических макетов, на котором ученики представляли модели старинных самолётов и автомобилей, церквей и храмов, египетских пирамид и гробниц, имитацию античной и древней керамики, стоянки первобытных людей. К сожалению, в последнее время учеников всё труднее сподвигнуть на изготовление поделок своими руками, но я не теряю надежды, что этот конкурс возобновиться.

Труд учителя - нелёгкий и часто неблагодарный, но очень необходимый обществу. Мы закладываем основы, с которыми молодые люди выходят из тёплых, домашних стен школы в большую жизнь. Хочется вспомнить слова, которые очень верно отражают суть современного подхода к школьному образованию: «Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!». И в этом наша основная учительская миссия.

Пудовкина Елена Анатольевна,

Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

МБОУ «Кысыл-Сырская СОШ».



© 2010-2022