- Преподавателю
- Другое
- Конспект лекции Марки судовых топлив. Эксплуатационные свойства. Присадки
Конспект лекции Марки судовых топлив. Эксплуатационные свойства. Присадки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малышев Ю.Н. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
26. Марки судовых топлив. Эксплуатационные свойства. Присадки.
1.Общее понятие
Топливо - это вещество, которое при сжигании выделяет большое количество теплоты и используется как источник получения энергии.
По своему физическому состоянию топливо может классифицироваться на три вида: твердое, газообразное, жидкое.
Топлива, используемые на морских судах, должны иметь следующие основные свойства:
-
высокую теплоту сгорания;
-
минимальное содержание влаги, серы, золы и иных примесей;
-
отсутствие склонности к самовозгоранию при длительном хранении;
-
сравнительно невысокую стоимость;
-
постоянство характеристик при длительном хранении.
2.Химический состав и основные характеристики топлива
В состав натурального органического топлива входят следующие основные элементы: углерод С, водород Н, кислород О, азот N, сера S, зола А, влага W.
Различают три основные массы топлива: рабочую, сухую и горючую
Рабочая масса характеризует состав топлива в том виде, в котором оно сжигается в топке.
Ср + Нр + Ор + Np + Sp + Ар + Wp = 100 (2.1)
Сухая масса характеризует безводный состав топлива.
Сс + Нс + Ос + Nc + Sс + Ас = 100 (2.2)
Горючая масса характеризует безводный и беззольный состав топлива.
Сг + Hr + Ог + Nг + = 100 (2.3)
Для пересчета элементарного состава топлива одной массы на другую используют переводные множители. Например, пересчет с горючей массы на рабочую углерода и водорода производится по выражениям
(2.4)
3.Основные характеристики топлива
Теплота сгорания топлива - это количество теплоты в килоджоулях, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг. Различают высшую и низшую теплоту сгорания.
Топливо
Сг
Нг
Nг + Ог
Sгл
Ар
Wр
Дизельное
86,3
13,3
0,1
0,3
0,01
нет
Моторное
86,5
12,6
0,5
0,4
0,05
1,5
Мазут флотский Ф5
85,3
12,4
0,3
2,0
0,10
1,0
» » Ф12
86,5
12,2
0,5
0,8
0,15
1,0
» малосернистый 40
87,9
10,9
0,7
0,5
0,15
2,0
» сернистый 40
86,5
10,8
0,7
2,0
0,15
2,0
» высокосернистый 40
85,1
10,7
0,7
3,5
0,15
2,0
Высшей теплотой сгорания Qрв называется количество теплоты, выделившееся при полном сгорании топлива массой 1 кг при условии, что продукты сгорания охлаждены до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров.
Низшей теплотой сгорания Qрн называется количество теплоты, выделившееся при полном сгорании топлива массой 1 кг, но за вычетом теплоты, затраченной на испарение влаги топлива и влаги, образующейся при сгорании водорода топлива.
Вязкость - это показатель текучести нефтепродуктов.
Вя́зкость-свойство текучих тел оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.
Различают кинетическую, динамическую и условную вязкость
Кинематическая вязкость - это физико-химическая характеристика материала, показывающая его способность под действием сил гравитации сопротивляться течению.
В системе СГС вязкость измеряют в стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт).
В системе СИ единицы измерения кинематической вязкости записывают как м2/с.
1 м2/с=104Ст
Кинематической вязкостью называется отношение динамической вязкости к плотности среды.
Единицей динамической вязкости является пуаз (дина·с/см2=1 г/(см·с).. Это вязкость жидкости, в которой при изменении скорости движения 1 м/с на расстоянии 1 м, касательное напряжение равно 1 Па.
Условная вязкость - величина, косвенно характеризующая гидравлическое сопротивление течению, измеряемая временем истечения заданного объёма раствора через вертикальную трубку (определённого диаметра). Измеряют в градусах Энглера (по имени немецкого химика К. О. Энглера), обозначают - °ВУ. Определяется отношением времени истечения 200 см3 испытываемой жидкости при данной температуре из специального вискозиметра ко времени истечения 200 см3 дистиллированной воды из того же прибора при 20 °С. Условную вязкость до 16 °ВУ переводят в кинематическую по таблице ГОСТ, а условную вязкость, превышающую 16 °ВУ, по формуле:
Где - кинематическая вязкость (в м2/с), а Et- условная вязкость (в °ВУ) при температуре t.
Вязкость определяет не только качество распыливания топлива при сжигании его в топках котлов, но и условия его транспортировки и хранения из-за низких температур застывания некоторых марок.
Плотность - это косвенная характеристика химических свойств и фракционного состава топлива. Под плотностью Q204 понимается отношение массы топлива при температуре 20°С к массе воды при температуре 4 °С, занимающей тот же объем.
Плотность топлива необходимо знать для подсчетов запаса топлива в емкостях, которое принимается на судно по объему, а учитывается по массе, для настройки сепараторов. Плотность уменьшается с увеличением температуры, что следует учитывать при бункеровке и учете расхода топлива. Значение плотности при определенной температуре обычно указывается в сертификате или паспорте на принимаемое топливо.
Температура застывания - это температура, при которой нефтепродукты теряют свою естественную текучесть.
Температура вспышки - минимальная температура нагрева нефтепродукта, при которой его пары в смеси с окружающим воздухом вспыхивают от соприкосновения с пламенем и затем быстро гаснут. Допускает использование на судах топлив, температура вспышки которых в закрытом тигле не ниже 61 °С.
Содержание серы. Содержание серы в мазутах для судовых котлов не должно превышать 3,5%.
Содержание ванадий и натрия. Ванадий и натрий даже в очень незначительных количествах вызывают интенсивную коррозию поверхностей нагрева котла
CCAI - Углеродный ароматический индекс
Цетановое число - характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения).
Применяемые в двигателях топлива получают путем переработки нефти. Сырая нефть является сложной смесью углеводородов, молекулы которых содержат 1-100 атомов углерода и более. Углеводороды по химическому составу принадлежат к трем группам: парафинам, нафтенам и ароматикам. В нефть также входят в небольших количествах соединения серы, азота, кислорода и других элементов. Химический групповой состав и физические характеристики нефти зависят от ее месторождения, и это отражается на качестве получаемых из нее топлив.
На нефтеперерабатывающих предприятиях нефть нагревают в вакуумных установках (прямая перегонка нефти), при этом она разделяется на фракции, составляющие основу вырабатываемых нефтепродуктов. В процессе прямой перегонки выход дистиллятных фракций (бензина» керосина) не превышает 50 %; остаточные нефтепродукты, имеющие более высокую температуру кипения и большие размеры молекул, составляют 45 %.
Растущий дефицит легких нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива) при одновременном увеличении их стоимости заставляет нефтеперерабатывающую промышленность все шире применять вторичную, более глубокую обработку нефтяных остатков» Сюда относятся процессы термического и каталитического крекинга, применение которых позволяет выход бензинов ориентировочно увеличить на 30 %, дизельного топлива - на 8 %, но одновременно количество остаточных нефтепродуктов, используемых в тяжелых топливах, сокращается с 45 до 6 %.
Топлива, применяемые в судовых дизелях (табл. 6.1), подразделяют на дистиллятные и тяжелые.
Дистиллятные топлива. К дистиллятным топливам (продуктам дистилляции нефти и ее остатков) относятся дизельные топлива (ГОСТ 305-82), обладающие хорошей воспламеняемостью, высокой скоростью сгорания, низкой нагарообразующей способностью, поэтому их рекомендуют для высокообортных дизелей аварийных дизель-генераторов и спасательных шлюпок. В зависимости от температурных условий работы дизеля можно применять летнее топливо марки Л с температурой застывания -10°С или зимнее марки 3 с температурой застывания не выше -35 °С. Дизельное топливо марки Л применяют также в среднеоборотных дизелях судов без соответствующих систем подогрева и обработки топлива. Внедрение в практику переработки нефти вторичных процессов крекинга и коксования привело к появлению на отечественном рынке нефтяного газотурбинного топлива марок ТГ и ТГВК (ГОСТ 10433- 75), вырабатываемого из крекинг-остатков сернистых нефтей и содержащего в себе значительные количества смолистых соединений и серы. Это топливо благодаря малой вязкости () успешно используют взамен дизельного и средневязких топлив ДТ и Ф-5 в тронковых дизелях (частотой вращения п > 500 об/мин, мощностью Ne < 4000 кВт), а также в газотурбинных двигателях. Дефицит дизельных топлив потребовал более широкого использования дистиллятов процессов термического и каталитического крекинга, а также тяжелых дистиллятов прямогонных и вакуумных процессов, обладающих более высокой температурой кипения. Получаемое из них топливо, получившее наименование судового маловязкого, обладает по сравнению с дизельным топливом несколько более худшими показателями (цетановое число ЦЧ-40, а для дизельных топлив ЦЧ>45; содержание серы S=1,5%, а в дизельном топливе S<0,5%). По своим показателям это топливо близко к зарубежному Марине Дизель Ойл (МДО) и предназначено для использования в судовых средне- и высокооборотных дизелях взамен более дорогого дизельного (разница в стоимости 1 т составляет 6 руб.
Тяжелые топлива. Топливо получают путем смешивания прямогонных, а чаще крекинг-остатков с дистиллятами. Достигаемая при смешивании гомогенность структуры смеси обеспечивает возможность ее длительного хранения без выпадения в осадок тяжелых составляющих. В зависимости от соотношения между тяжелыми и легкими компонентами вязкость смеси и физико-химические показатели приобретают различные значения. Тяжелые топлива в зависимости от вязкости подразделяют на средне- и высоковязкие сорта.
Средневязкие топлива:
моторное топливо ДТ (ГОСТ 1667-68), получаемое смешиванием мазута с дистиллятами вторичных процессов (каталитическим газойлем, крекинг-керосином и др.);
флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 (60-70 % маловязкого мазута прямой перегонки, 15-20 % черного солярового масла и 20-30 % крекинг-мазута), зарубежные мазуты вязкостью 24-48 мм2/с.
Высоковязкие топлива: 10585-75) представляет собой компаундированное прямогонное топливо вязкостью до 170 мм2/с при 50 °С, температурой застывания до 25 °С и зольностью 0,12 %. Мазут 40 является основным видом топлива для судовых малооборотных дизелей при условии, что их система топливоподготовки оснащена эффективными средствами очистки и подогрева. топочного мазута служит моторное топливо ДМ (ГОСТ 1667-68). Вязкость его не превышает 150 мм2/с, содержание серы не более 1,5 %, но зольность может достигать 0,15 %.
топочный мазут марки 40 или 40В (ГОСТ 10585-75) представляет собой Заменителем
Технологическое экспортное топливо марок Э-4,0 и Э-5,0 является смесью прямогонных остатков с дистиллятами, вязкость его составляет 100-150 мм2/с при 50 °С, содержание серы не превышает 2-2,5%, зольность 0,1%, температура застывания не выше 15 °С.
Предусматривается поставка новых судовых средневязких топлив трех видов: легкого (вязкость , плотность ), тяжелого (, ) и супертяжелого (, ).
К числу показателей, характеризующих эксплуатационные свойства топлив, помимо вязкости, относятся плотность; воспламеняемость; содержание кокса, асфальтенов, смол, серы, ванадия, алюминия, содержание золы, механических примесей и воды; стабильность и совместимость.
Тяжелые средне- и высоковязкие топлива имеют худшие качественные показатели, однако, учитывая 1,5-2-кратную разность в стоимости дистиллятных и тяжелых топлив, применение последних в судовых дизелях является экономически оправданным. Но необходимо учитывать, что затраты на топливоподготовку, техническое обслуживание, запасные части и ремонт двигателя увеличиваются. Показатели качества тяжелых топлив и их влияние на техническое состояние двигателей, показаны в табл.
4.Традиционные названия марок топлив
Дистилятные
Gasoil
Marine gasoil (MGO)
Средневязские
Marine Diesel Oil (MDO)
Тяжелые
IFO 60…380
5.Международный стандарт ISO 8217:2012
Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для СЭУ и включает в себя:
- четыре марки дистиллятного топлива, одно из них для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей (DMX):
DMX, DMA, DMZ, DMB
- 11 марок судовых остаточных топлив:
RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700
6.Охрана окружающей среды
LSFO - тяжелое топливо с низким содержанием серы
HSLO - тяжелое топливо с высоким содержанием серы
LSMGO - дизельное топливо с низким содержанием серы
МАРПОЛ
57 сессия Marine Environment Protection Committee (МЕРС 57) предложила внести изменения в Правило 14 Приложения VI, в соответствии с которыми содержание серы в топливе, используемом во всем мире, не должно превышать:
3.50 % с 1 января 2012 года;
0,50 % с 1 января 2020 года.
Содержание серы в топливе, используемом в SECA, не должно превышать:
0,10 % с 1 января 2015 года.
7. Присадки к судовым топливам
Развитие химической промышленности способствовало созданию химических веществ, улучшающих характеристики топлив. Данные вещества добавляемые в топливо называются присадками. Существует целый ряд компаний (Vecom, Unitor) выпускающих подобные присадки, имеющие различные назначения. Основными целями применения присадок топлива для судовых дизелей являются
-
повышение температуры застывания, что позволяет применять летнее дизельное топливо в зимних условиях (депрессорные присадки )
-
снижение предельной температуры фильтруемости
-
уменьшение коррозия топливных танков и высокотемпературной коррозии выхлопных клапанов (Vecom: FOT-SA, FOT-DA, Mark-IV, Unitor :Valvecare).
-
облегчение удаления остатков топлива из танков при их чистке (Vecom: FOT-NW, Bunkersol-D, Perolin 622-DE, Unitor: Fuelcare, Gamabreak и др.)
-
улучшение смазывающих свойств дизельного топлива, что способствует снижению износа топливной аппаратуры
-
отделение топлива и воды (деэмульгаторы, Gamabreak)
-
повышение стабильности смесей топлива
-
улучшения процесса сгорания, снижения образования сажи нагара
Присадки вводятся в топливные танки перед приемкой топлива. Дозировка осуществляется в соответствии с инструкцией завода изготовителя.
Система
Последствия применения топлива
Признак дефекта
Причина дефекта
Рекомендуемые присадки
Топливные танки и система перекачивания.
Шламообра-зование.
Эмульгирование воды.
Перегрузка сепаратора, загрязнение фильтров, подогревателей, закоксовывание отверстий распылителей.
Плохое сгорание, эрозия распылителей, интенсивное шламообразование.
Недостаточно стабильные топлива, полученные смешиванием крекинг-продуктов с легкими фракциями;
несовместимость топлив. Обводнение при перевозках, бункеровке или хранении.
Bunkerson-D, Vecom FOT-NW, Perolin PFOT 622-DE, Gamien FOT; ЛЗ-ЦНИИМФ-6 - растворимые диспергаторы, понижающие силы поверхностного натяжения тяжелых углеводородов, диспергирующие структурные системы; дозировка 1/4000-1/10000.
Деэмульгаторы Drew Ameroid Mark Mark-IV, дестабилизирующие эмульсию воды в топливе и способствующие ее распаду; дозировка 1/4000-1/8000.
Камера сгорания.
Высокотемпературная коррозия и зольные отложения.
Коррозия выпускных клапанов и отложения в турбокомпрессорах и выпускном тракте.
В топливе высокое содержание ванадия и натрия.
Vecom FOT-SA; D.A. Mark-IV, Perolin 687-SD Amergize 2; металлоорганические на базе магния и редкоземельных элементов присадки, в процессе сгорания взаимодействующие с натрием и ванадием, способствующие образованию золы с высокой температурой плавления, ухудшенной адгезией и не оказывающие коррозирующего воздействия на выпускные клапаны; дозировка 1/4000-1/8000.
Выпускная система, утилизационные котлы.
Неполное
сгорание,
увеличение
отложений
в выпускном
клапане.
Ухудшение теплопередачи (требуется частый сажеобдув), возгорание отложений сажи в выпускной системе, недостаточное парообразование.
То же.
LT-Soot Release (Drew Ameriod) - высокоактивный катализатор, обеспечивающий сгорание при низких температурах; дозировка 1-2 кг в сутки.
Цилиндро-поршневая группа.
Низкотемпературная коррозия.
Интенсивное изнашивание ЦПГ под действием электрохимической коррозии, поверхностей нагрева утилизационных
В топливе высокое содержание серы.
D.A. Mark-IV, Amergize, взаимодействующие с ванадием и серой и противодействующие переходу S02 в S03 и образованию H2SO4.
Рекомендованная литература:
1.Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 2. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда - М.:МОРКНИГА, 2010.- 382 с.
Страницы 249-283
2.Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 2. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда - М.:МОРКНИГА, 2008.- 470 с.
Страницы 133-139
3.Возницкий И. В. Судовые дизели и их эксплуатация / И.В.Возницкий, Е.Г.Михеев - М.:Транспорт, 1990. - 360 с
Страницы 314 -353