- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Занимательная математика. Школа развития ( 4 - 5, 5 лет)
Рабочая программа Занимательная математика. Школа развития ( 4 - 5, 5 лет)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова Н.В. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №56
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ №56
Новокрещенова Т.Н.
Приказ № от 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная математика» для детей 4-5 лет
на 2014-2015 учебный год
Срок реализации программы: октябрь-апрель
Учитель: Антонова Наталья Владимировна
г. Артемовский
Пояснительная записка
Программа «Познавательное развитие. Математика» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 4 -5 лет.
Образовательная программа ориентирована на базовую программу подготовки малышей 4-5 лет по математике:
Знакомство с цифрами, как условными знаками, обозначающими число.
Формирование умения первоначального счёта.
Знакомство с числами и десятками.
Знакомство с элементами знаковой системы (больше, меньше, равно).
Сравнение чисел.
Понимание связи и отношений между смежными числами.
Представление о линиях.
Представление о форме.
Формирование умения вычислительной деятельности на материалах решения
простых математических задач.
Развитие специфических элементов математических способностей
(запоминание чисел, выполнение простейших математических операций).
2. Максимальное количество занятий проводится в игровой форме.
3. В процесс обучения задействованы основные органы чувств: зрение, слух и осязание.
4. 25 мин с динамической паузой 3-4 мин.
Цель программы:
-
Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
-
Овладение мыслительными операциями(анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);
-
Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
-
Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
-
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-
овладению навыками речевого развития;
-
развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации;
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать общее представление о множестве и числе;
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
Знакомить с составом числа;
Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;
Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;
Учить сравнивать множества;
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Отличительной особенностью программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Программа позволяет использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Учебный материал организован по следующим разделам:
-
Количество и счет.
-
Величина.
-
Ориентирование в пространстве.
-
Ориентирование во времени.
-
Геометрические фигуры.
-
Логические задачи.
Основные формы и способы работы с детьми.
Режим занятий :
Программа составлена для детей 5-7лет,
Возраст детей
Срок реализации программы
Количество
Продолжительность
Итог
5лет
25 недель
1 раз в неделю
25 минут
25занятий
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Предполагаемая наполняемость групп 10-15 человек.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Прогнозируемые результаты.
На конец учебного года дети должны уметь:
-
Объединять группы предметов по общему признаку
-
Считать до 10 и дальше(количественный и порядковый счет до 10);
-
Называть числа в прямом порядке до 10;
-
Соотносить цифру и количество предметов;
-
Пользоваться цифрами и математическими знаками;
-
Различать величины: длину, ширину, высоту;
-
Делить предметы на несколько равных частей
-
Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
-
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
-
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
-
Определять временные отношения;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Содержание программы
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени.
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.
Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.
Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Календарно - тематическое планирование, 1 час в неделю, 25 часов.
№
п/п
Название темы
Выявление математических представлений.
Число 1 и цифра 1,величина.
Число 2 и цифра 2, ориентировка на листе.
Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой.
Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг.
Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, квадрат.
Числа и цифры 1,2,3,4,5, независимость числа от величины предметов.
Число и цифра 6. Понятия «длинный», «короче», « еще короче»
Числа и цифры 4,5,6, независимость числа от расположения предметов, квадрат.
Числа и цифры 4,5,6, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и количеством предметов.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0 геометрические фигуры.
Числа и цифры 0,4,5,6 понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди»
Число и цифра 7 ,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, порядковый счёт.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели.
Числа и цифры 1-8. -.
Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел
Больше, меньше, равно, ориентировка в пространстве, овал.
Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет.
Числа и цифры 1-9,понятия «высокий - низкий», дни недели.
Порядковый счет ,сравнение смежных чисел, логические задачи.
Число 10. Соотнесение цифры с количеством предметов. Образование чисел до 5 путем прибавления единицы.
Число 10. Соотнесение цифры с количеством предметов. Образование чисел до 5 путем прибавления единицы.
Игровой день.
Материально-техническое обеспечение.
Перечень оборудования
-
Учебные пособия.
-
Предметные картинки.
-
Раздаточный и счетный материал.
-
Набор цифр.
-
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
-
Модель часов, весы.
-
Арифметическое домино.
-
ТСО.
Для проведения занятий используются наглядные пособия, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
№
п/п
Название раздела
Форма занятий
Организация
учебно-воспитательного
процесса
Форма подведения
итогов
1
Количество и счет
Беседа,
дидактическая игра
Наборы наглядного, демонстрационного
и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,
набор карточек с цифрами от 0 до 20
Опрос,
беседа
2
Геометрические фигуры
Беседа,
дидактическая игра
Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур
Конкурс
3
Величина
Беседа,
дидактическая игра
Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.
Беседа, игра-эксперимент.
4
Ориентировка во времени
Беседа ,
дидактическая игра
Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев,
дней недели, художественная литература по теме.
Викторина
5
Ориентировка в пространстве
Беседа,
дидактическая игра
Карты, планы, схемы
Дидактич. игра,практи
ческое занятие.
6
Логические задачи
Беседа,
дидактическая игра
Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры
Математический конкурс.
Литература для реализации программы: ученик
Возраст 4-5 лет
Литература для реализации программы: учитель
Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к программе "Математические ступеньки" Е.В. Колесниковой
Демонстрационные материалы:
-
геометрические фигуры
-
цифры
-
предметные картинки
Специфическое оборудование:
-
таблицы к основным разделам математике (в соответствии с программой);
-
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-
интерактивная доска.
Электронно-программное обеспечение:
-
компьютер;
-
презентационное оборудование;
-
выход в интернет.