Рабочая программа Занимательная математика. Школа развития ( 4 - 5, 5 лет)

Программа «Познавательное развитие. Занимательная математика» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 4 -5 лет. Образовательная программа ориентирована на базовую программу подготовки малышей 4-5 лет по математике: Знакомство с цифрами, как условными знаками, обозначающими число. Формирование умения первоначального счёта. Знакомство с числами и десятками. Знакомство с элементами знаковой системы (больше, меньше, равно). Сравнение чисел. Понима...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №56

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МАОУ СОШ №56

Новокрещенова Т.Н.

Приказ № от 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная математика» для детей 4-5 лет

на 2014-2015 учебный год

Срок реализации программы: октябрь-апрель



Учитель: Антонова Наталья Владимировна










г. Артемовский

Пояснительная записка

Программа «Познавательное развитие. Математика» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 4 -5 лет.

Образовательная программа ориентирована на базовую программу подготовки малышей 4-5 лет по математике:

 Знакомство с цифрами, как условными знаками, обозначающими число.

 Формирование умения первоначального счёта.

 Знакомство с числами и десятками.

 Знакомство с элементами знаковой системы (больше, меньше, равно).

 Сравнение чисел.

 Понимание связи и отношений между смежными числами.

 Представление о линиях.

 Представление о форме.

 Формирование умения вычислительной деятельности на материалах решения

простых математических задач.

 Развитие специфических элементов математических способностей

(запоминание чисел, выполнение простейших математических операций).

2. Максимальное количество занятий проводится в игровой форме.

3. В процесс обучения задействованы основные органы чувств: зрение, слух и осязание.

4. 25 мин с динамической паузой 3-4 мин.

Цель программы:

  1. Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

  2. Овладение мыслительными операциями(анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);

  3. Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

  4. Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

  5. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

  6. овладению навыками речевого развития;

  7. развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации;

Задачи программы:

Образовательные:

Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;

Учить сравнивать множества;

Развивающие:

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать инициативу;

Воспитательные:

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Отличительной особенностью программы

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.

  • Величина.

  • Ориентирование в пространстве.

  • Ориентирование во времени.

  • Геометрические фигуры.

  • Логические задачи.


Основные формы и способы работы с детьми.

Режим занятий :

Программа составлена для детей 5-7лет,


Возраст детей

Срок реализации программы

Количество

Продолжительность

Итог

5лет

25 недель

1 раз в неделю

25 минут

25занятий


Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.


Предполагаемая наполняемость групп 10-15 человек.


Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.




Прогнозируемые результаты.


На конец учебного года дети должны уметь:

  • Объединять группы предметов по общему признаку

  • Считать до 10 и дальше(количественный и порядковый счет до 10);

  • Называть числа в прямом порядке до 10;

  • Соотносить цифру и количество предметов;

  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;

  • Различать величины: длину, ширину, высоту;

  • Делить предметы на несколько равных частей

  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

  • Определять временные отношения;


В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Содержание программы

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.

Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

Способствовать развитию глазомера.


Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.


Ориентировка во времени.

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Учить определять время по часам с точностью до часа.


Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.


Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Календарно - тематическое планирование, 1 час в неделю, 25 часов.


п/п



Название темы

Выявление математических представлений.

Число 1 и цифра 1,величина.

Число 2 и цифра 2, ориентировка на листе.

Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой.

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг.

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, квадрат.

Числа и цифры 1,2,3,4,5, независимость числа от величины предметов.

Число и цифра 6. Понятия «длинный», «короче», « еще короче»

Числа и цифры 4,5,6, независимость числа от расположения предметов, квадрат.

Числа и цифры 4,5,6, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и количеством предметов.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0 геометрические фигуры.

Числа и цифры 0,4,5,6 понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди»

Число и цифра 7 ,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, порядковый счёт.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

Числа и цифры 1-8. -.

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел

Больше, меньше, равно, ориентировка в пространстве, овал.

Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет.

Числа и цифры 1-9,понятия «высокий - низкий», дни недели.

Порядковый счет ,сравнение смежных чисел, логические задачи.

Число 10. Соотнесение цифры с количеством предметов. Образование чисел до 5 путем прибавления единицы.

Число 10. Соотнесение цифры с количеством предметов. Образование чисел до 5 путем прибавления единицы.

Игровой день.









Материально-техническое обеспечение.

Перечень оборудования

  • Учебные пособия.

  • Предметные картинки.

  • Раздаточный и счетный материал.

  • Набор цифр.

  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

  • Модель часов, весы.

  • Арифметическое домино.

  • ТСО.

Для проведения занятий используются наглядные пособия, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация

учебно-воспитательного

процесса

Форма подведения

итогов

1

Количество и счет

Беседа,

дидактическая игра

Наборы наглядного, демонстрационного

и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,

набор карточек с цифрами от 0 до 20

Опрос,

беседа

2

Геометрические фигуры

Беседа,

дидактическая игра

Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур

Конкурс

3

Величина

Беседа,

дидактическая игра

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

Беседа, игра-эксперимент.

4

Ориентировка во времени

Беседа ,

дидактическая игра

Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев,

дней недели, художественная литература по теме.

Викторина

5

Ориентировка в пространстве

Беседа,

дидактическая игра

Карты, планы, схемы

Дидактич. игра,практи

ческое занятие.

6

Логические задачи

Беседа,

дидактическая игра

Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры

Математический конкурс.


Литература для реализации программы: ученик


Возраст 4-5 лет

Рабочая программа Занимательная математика . Школа развития ( 4 - 5,5 лет)

Рабочая программа Занимательная математика . Школа развития ( 4 - 5,5 лет)

Рабочая программа Занимательная математика . Школа развития ( 4 - 5,5 лет)

Рабочая программа Занимательная математика . Школа развития ( 4 - 5,5 лет)Литература для реализации программы: учитель


Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к программе "Математические ступеньки" Е.В. Колесниковой

Демонстрационные материалы:

  • геометрические фигуры

  • цифры

  • предметные картинки

Специфическое оборудование:

  • таблицы к основным разделам математике (в соответствии с программой);

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • интерактивная доска.

Электронно-программное обеспечение:

  • компьютер;

  • презентационное оборудование;

  • выход в интернет.





© 2010-2022