- Преподавателю
- Другое
- Влияние ПАВ на организм подростка
Влияние ПАВ на организм подростка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | КЛИМОВА Е.Б. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Влияние ПАВ на организм подростка
Цель
Актуализация знаний по проблеме употребления психоактивных веществ
Задачи
Расширять знания о воздействии психоактивных веществ на организм человека; описать процесс превращения человека в зависимого от табака, алкоголя и наркотиков; объяснить, что употребление психоактивных веществ не является эффективным способом разрешения проблем; обратить внимание на то, что употребление психоактивных веществ становится всё более социально неприемлемым. Воспитывать негативное отношение к употреблению ПАВ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово.
Юность - это такой период в жизни, когда мы решаем очень многие и, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди. Хочется познать мир. Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас. Всё - потому что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?). Любой ценой - потому что пока всё равно непонятно, что сколько стоит и есть ли ценность человеческой жизни вообще. Прямо сейчас, потому что вдруг потом уже не успеешь. И кажется, что самая главная ценность - свобода. Как возможность делать то, что хочется.
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся сигарета, алкоголь и наркотики.
Обсудить вопросы:
-
Что такое психоактивные вещества?
-
Как вы считаете, что обозначают слова «соблазн», «вредные привычки», «зависимость»?
-
Все ли они одинаково опасны?
-
Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?
-
Какие бывают зависимости?
-
Актуальна ли проблема употребления ПАВ в нашей местности?
Давайте попробуем разобраться, почему люди употребляют или не употребляют ПАВ.
Разделить доску на две части. Озаглавить одну половину «Причины употреблять ПАВ», а другую - «Причины не употреблять ПАВ». Попросить подростков перечислить причины того и другого. Каждое мнение записывается отдельно.
Самыми тяжёлыми зависимостями являются пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам.
ИНФОРМАЦИЯ О КУРЕНИИ.
Приобщение к курению происходит в 14-19 лет. После 25 лет происходит постепенное уменьшение числа курящих, особенно этот процесс заметен после 40-45 лет. А вот женщины часто начинают курить в 20-30 лет.
Обсудить следующие вопросы:
-
Как вы считаете, какой процент подростков курит? (Реальные цифры - 11, 4%)
-
Какой процент взрослых курит? (Реальные цифры - 30,8%)
Подчеркнуть тот факт, что курильщики находятся в меньшинстве.
Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7 %. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.
Попросить детей ответить на вопросы:
-
Как курит тот, кто только начал? В группе или один?
-
Отличается ли это от того, как курят давно курящие?
-
Думаете ли вы, что взрослым курильщикам трудно бросить курить? Почему? Могут ли люди в самом деле зависеть от сигареты?
Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.
Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.
Курение становится сейчас всё более неприемлемым социально, всё больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема - это возрастание количества девочек подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.
Главные выводы:
-
Количество курящих людей переоценивается. Некурящих большинство.
-
Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм.
-
Курильщики проходят ряд стадий при формировании вредной привычки.
-
Курении постепенно становится всё менее и менее социально приемлемым.
-
Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АЛКОГОЛЕ.
Алкоголь влияет на все органы человека. Особенно на головной мозг. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечника и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.
Обсудить следующие вопросы:
-
Как вы считаете, какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (реальные цифры - 70%, т.е. треть взрослого населения не пьёт вообще)
-
Как вы считаете, какое количество людей являются сильно пьющими? (реальные цифры - 10-12% взрослых людей являются сильно пьющими, выпивают за один приём 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю)
Итак, некоторые варианты употребления алкоголя (ритуальный, социальный) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления могут быть опасными и разрушительными.
Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости.
Банка пива или бокал вина содержат столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, джина или рома.
Главные выводы:
-
Алкоголь - психоактивное вещество, относится к категории депрессантов, он замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.
-
Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах. Треть всех взрослых вообще не пьёт. Только небольшая часть взрослых - пьяницы и алкоголики.
-
Алкоголь не может сделать человека умнее, сильнее, сексуальнее, могущественнее и т.п. Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.
-
Умение пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными качествами человека.
-
Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.
ИНФОРМАЦИЯ О НАРКОТИКАХ
Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Лечить наркоманию очень сложно. Это хроническое заболевание характеризуется периодами обострений и периодами ремиссии. При правильном лечении ремиссии могут быть очень и очень продолжительными - хоть всю жизнь. Несмотря на это, все равно сохраняется опасность обострения, если человек оказывается в условиях, провоцирующих новый всплеск болезни. Следовательно, полностью излечить зависимого с этой точки зрения невозможно - всегда остается риск рецидива. Но это абсолютно не означает, что человек не в состоянии избавиться от зависимости и болезненного пристрастия к наркотикам. Любой зависимый от наркотиков человек может вернуться к полноценной жизни, восстановить все, что было отнято наркотиком, и до конца своих дней находиться в ремиссии. Единственное нерушимое правило для любого зависимого - никогда не возвращаться к наркотикам. Одного раза будет достаточно - все начнется сначала.
Главные выводы:
-
Наркотики вызывают сильную психическую и физическую зависимость
-
Наркотики приносят сильный и часто непоправимый вред психическому и физическому здоровью наркопотребителя
-
Лечить наркоманию очень сложно
-
Наркотики как и алкоголь производят временный эффект.
-
Наркотики не дают избавления от проблем
Рассмотрим некоторые причины того, почему люди употребляют психоактивные вещества (чтобы расслабиться, стать более популярным, чтобы самоутвердится и т.п.). Вы действительно думаете, что курение, алкоголь и наркотики всё это могут? (Выслушать ответы подростков)
На самом деле психоактивные вещества - не магическое средство и не могут сделать всё то, что им приписывается. Они не дают избавления от проблем. Наилучший способ поднять настроение - это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы.
Главные выводы занятия:
-
Психоактивные вещества - это вещества, действующие на мозг и нервную систему человека и вызывающие привыкание.
-
Употребление психоактивных веществ не делает человека сильнее, умнее, взрослее и т.п. и не является способом разрешения проблем.
-
Употребление психоактивных веществ является социально неприемлемым. Подавляющее большинство людей не употребляют Психоактивные вещества.
Рефлексия. В завершении давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового узнали? Что было самым интересным? Что было самым необычным? Где вы можете применить полученные знания?