• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности

          Система художественной  направленности  обучения детей  в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия,  обеспечивающие  обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.   Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, могут быть использованы при изучении других предметов. Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска



Система художественной направленности обучения детей в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, могут быть использованы при изучении других предметов. Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта включает в себя: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные: умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.

В качестве главных результатов выступают личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Формирование универсальных учебных действий во Дворце пионеров и школьников осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно-прикладному искусству имеют чёткую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, путём приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности. В то же время усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии, занятия по декоративно-прикладному искусству обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Приобретение знаний и расширение представлений обучающихся о видах и жанрах изобразительного, декоративно-прикладного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.

Расширение познавательной сферы обучающихся в области искусства происходит постепенно, в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях Курского региона и других стран мира; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом, осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением обучающегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии обучающийся создаёт уникальный рисунок или изделие (материализованный в той или иной форме творческий продукт, самостоятельное «произведение»), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (изделию), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, и по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка или поделки.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства во Дворце пионеров и школьников обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в условиях организации игровых ситуаций, деловых и ролевых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений обучающегося о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественно-эстетической направленности Дворца пионеров и школьников города Курска выполняет ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её самоопределение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного, социального, национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания, осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания учебного заведения, выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника»


Библиография

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проек



© 2010-2022