Материал по теме Организация внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация внеурочной деятельности обучающихся на различных ступенях общего образования, обеспечивающей, в том числе, реализацию предпрофильной подготовки.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной и на уроке.

Занятия по направлениям внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность;

  • Познавательная деятельность;

  • Проблемно - ценностное общение;

  • Досугово - развлекательная деятельность;

  • Художественное творчество;

  • Социальное творчество (добровольческая деятельность);

  • Трудовая (производственная) деятельность;

  • Спортивно - оздоровительная деятельность;

  • Туристско - краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно - оздоровительное,

  • художественно - эстетическое,

  • научно - познавательное,

  • военно - патриотическое,

  • общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой, ряд направлений совпадает с видами деятельности.

При организации внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - это непосредственный итог участия школьника в деятельности. Результат складывается из двух составляющих: фактический - выполнение какого - то алгоритма, воспитательный - приобретение некоего знания о себе и окружающих, переживания и прочувствования чего-либо как ценности, опыт самостоятельного действия.

Эффект - это последствие результата, то есть, приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности - духовно - нравственное приобретение школьника благодаря его участию в какой-либо деятельности. Воспитательный эффект - влияние того или иного духовно - нравственного приобретения на процесс развития личности школьника.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по уровням:

I уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня важно взаимодействие педагога и ученика.

II уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

III уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации школьников.

У школьников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

1. Научно - познавательное:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Участие в муниципальных и региональных спортивных соревнованиях.

3. Социальное:

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4. Общекультурное:

Беседы, экскурсии.

Подготовка и участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия

5. Духовно-нравственное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников. Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности

Цель диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те или иные виды внеурочной деятельности, в которых занят учащийся.

Выделяют три основных предмета диагностики:

личность самого школьника - в каком направлении происходит развитие, на какие ценности ориентируется, какие отношения складываются к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, определение личностного роста;

детский коллектив - характер влияния детского коллектива на развитие личности ребенка;

профессиональная позиция педагога - профессиональные ценности, гуманистический характер педагогической позиции.




© 2010-2022