- Преподавателю
- Другое
- Материал по теме Организация внеурочной деятельности
Материал по теме Организация внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максименко Т.С. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация внеурочной деятельности обучающихся на различных ступенях общего образования, обеспечивающей, в том числе, реализацию предпрофильной подготовки.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной и на уроке.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
-
Игровая деятельность;
-
Познавательная деятельность;
-
Проблемно - ценностное общение;
-
Досугово - развлекательная деятельность;
-
Художественное творчество;
-
Социальное творчество (добровольческая деятельность);
-
Трудовая (производственная) деятельность;
-
Спортивно - оздоровительная деятельность;
-
Туристско - краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
-
спортивно - оздоровительное,
-
художественно - эстетическое,
-
научно - познавательное,
-
военно - патриотическое,
-
общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой, ряд направлений совпадает с видами деятельности.
При организации внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат - это непосредственный итог участия школьника в деятельности. Результат складывается из двух составляющих: фактический - выполнение какого - то алгоритма, воспитательный - приобретение некоего знания о себе и окружающих, переживания и прочувствования чего-либо как ценности, опыт самостоятельного действия.
Эффект - это последствие результата, то есть, приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности - духовно - нравственное приобретение школьника благодаря его участию в какой-либо деятельности. Воспитательный эффект - влияние того или иного духовно - нравственного приобретения на процесс развития личности школьника.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по уровням:
I уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня важно взаимодействие педагога и ученика.
II уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
III уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации школьников.
У школьников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
1. Научно - познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в муниципальных и региональных спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
4. Общекультурное:
Беседы, экскурсии.
Подготовка и участие в конкурсах.
Сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия
5. Духовно-нравственное:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников. Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности
Цель диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те или иные виды внеурочной деятельности, в которых занят учащийся.
Выделяют три основных предмета диагностики:
личность самого школьника - в каком направлении происходит развитие, на какие ценности ориентируется, какие отношения складываются к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, определение личностного роста;
детский коллектив - характер влияния детского коллектива на развитие личности ребенка;
профессиональная позиция педагога - профессиональные ценности, гуманистический характер педагогической позиции.